Анна Бердникова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Транспорт. Буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательные задачи:
1. Познакомить детей со звуком [Ш] и развивать умение характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам; познакомить с буквой Ш (без установки на запоминание буквы) .
2. Систематизация представлений о транспорте. Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт».
3. Совершенствование фонематических представлений – выделение звука в начале и конце слова, выделение звука на фоне слова.
4. Совершенствование навыков слогового анализа слов.
5. Совершенствование грамматического строя речи
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Транспорт, Буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
6. Обогащение экспрессивной речи сложными словами.
7. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения).
Коррекционно – развивающие задачи:
1. Развитие зрительного внимания и восприятия.
2. Речевого слуха и фонематического восприятия.
3. Артикуляционной, тонкой и общей моторики.
4. Координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Оборудование, картинка – Вспыш, опорные схемы для характеристики звука, картинки, пазлы – транспорт, распечатки
1. Орг. момент:
Логопед и дети сидят в кругу на стульях.
Логопед встречает детей, приветствует, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку.
- Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название его картинки
1. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы отправится в страну звуков и букв, нам нужно подготовить наш артикуляционный аппарат, давайте сделаем артикуляционную гимнастику.
Окошко
Лопатка
Заборчик – хоботок
Часики
Качели
Иголочка – Чашечка.
II.
1. Введение в тему. (3 мин.)
- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.
Свет горит, мотор гудит,
На колёсах шины.
По дороге лихо мчит
Нас в себе. (Машина)
Сколько слогов в слове машина? Назовите 1 слог, 2 слог, 3 слог, какой слог ударный? Прохлопайте слово ма-ШИ-на выделяя ударный слог.
А гость наш – машинка Вспыш!
И Вспыш принес нам много разных, интересных заданий.
• И первое задание – ЗАГАДКИ! Но нужно не просто отгадать, а еще и назвать первый и последний звук в слове.
(лодка, автобус, самолёт, троллейбус).
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Сначала дерево свалили,
Потом нутро ему долбили,
Потом лопатками снабдили
И по реке гулять пустили.
(Лодка)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет)
Он с усами, словно жук,
Пассажирам лучший друг.
Коль над ним есть провода,
Отвезёт вас хоть куда.
(Троллейбус)
Молодцы. Посмотрите на все эти изображения. Как их можно назвать одним словом?
Правильно – Транспорт.
Это первая часть нашей сегодняшней темы занятия.
2. Характеристика звука Ш
Логопед : Справились, ребята, молодцы. Но у Вспыша новое задание. Он просит определить звук, который мы слышим в конце его имени.
Дети определяют – Это звук Ш
Давайте произнесем его.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?
– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].
– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.
– Воздух теплый.
– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.
– А что делает голос, когда мы произносим [ш] : спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
- Фишкой какого цвета мы будем обозначать этот звук?
- Да, верно синего.
3. Работа в тетради.
- Раскрасим «одежду» звука [ш] карандашом нужного цвета (синим). И запоминаем, что звук [ш] - согласный, твердый, глухой.
Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)
-А теперь давайте покажем Вспышу, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем синие карандашики и определяем позицию звука[ш] в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «машина», «душ», «шапка»
Переходим на ковер
III. Физкультминутка
Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)
Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)
Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони
раскрывают)
Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)
Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)
Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)
IV.Работа над лексико-грамматическим строем
Вспыш хочет проверить как вы знаете тему транспорт, он предлагает нам несколько игр:
Упражнение с мячом «Сложные слова». Обогащение экспрессивной речи сложными словами.
Логопед берёт в руки мяч и предлагает детям встать в круг.
Логопед : В русском языке очень много сложных слов. Они образованы их двух слов. Например, слово молоковоз образовано из слов молоко и возить. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть два слова, из которых вы должны образовать сложное слово, название транспорта. Какое название транспорта можно образовать из слов мусор и собирать?
1-й ребё нок: мусоросборник.
Логопед : Какое название транспорта можно образовать из слов контейнер и возить?
2-й ребё нок: контейнеровоз.
Логопед : Какое название транспорта можно образовать из слов сам и валить?
3-й ребё нок: самосвал.
Логопед : Какое название транспорта можно образовать из слов бетон и мешать?
4-й ребё нок: бетономешалка.
Логопед : А теперь поиграем в новую игру «Что делает». Я буду бросать мяч и называть транспорт, а вы будете ловить мяч и говорить, что этот транспорт делает.
Логопед : Автобус.
1-й ребё нок: перевозит пассажиров.
Логопед : мусоровоз
2-й ребё нок: вывозит мусор.
Логопед : снегоуборочная машина.
3-й ребё нок: очищает проезжую часть от снега.
Логопед : гусеничный трактор.
4-ребё нок: пашет и боронит землю.
Логопед : замечательно, это было трудное задание.
«Предложение договори и его ты повтори». Составление предложений с союзом а.
Логопед предлагает договорить предложение и повторить его.
Лодка плывет, а машина … (едет).
Трамвай едет, а самолет… (летит).
Мотоцикл едет, а корабль… (плывет).
Самолет летит, а автобус… (едет).
Корабль плывет, а ракета (летит).
Ракета летит, а поезд… (едет).
Ребята, как вы знаете, транспорт бывает грузовой, пассажирский, специальный, железнодорожный, водный, воздушный, подземный, наземный.
Вспыш принес вам подарки – пазлы с изображением транспортных средств. Давайте их соберем и расскажем ему к какому виду транспорта они относится.
Дети выполняют задания – рассказывают про транспортное средство
6. Итог.
- Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт?
Логопед предлагает оценить с помощью символов занятие.