Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звуки [Х], [Х’] и буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление знаний о звуках Х — Хь, знакомство с буквой Ха;
-Закрепление умения соотносить звук с буквой;
- Закрепление зрительного образа буквы;
Коррекционно-развивающие:
- Закрепление понятия: согласный, глухой;
- Упражнять в определении места звука в словах;
- Продолжать развивать фонематическое восприятие;
- Развитие внимания, мышления, памяти.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему „Звуки [Х], [Х’] и буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
- Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из мозаики.
- Развитие зрительного внимания;
- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);
- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Оборудование: яркая карта страны Буквария; карточки камня и подушки; непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В этой стане живут буквы и звуки. А путешествовать мы будем на ковре самолете. Ковер наш волшебный и попасть на него сможет лишь тот кто правильно произнесет заклинание.
(Каждому ребенку предложить повторить слоговое сочетание в зависимости от уровня его речевых возможностей. Ребенку с которым автоматизируется звук Ш, предложить повторить: ША – ШО – ШИ. Ребенку с которым автоматизируется звук Л твердый, предложить: ЛА-ЛУ-ЛЭ и тд.)
- Молоды ребята, а для того чтобы наш ковер самолет заработал и поднялся в воздух, нужно вспомнить как нужно вести себя на занятии?
(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):
Внимательно слушай!
Другим не мешай!
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай!
- Молоды! Вот и поднялись мы вверх! Но ковер не летит. Чтобы он начал двигаться нужно выполнить специальные упражнения:
*Развитие артикуляционной моторики:
Для челюсти: «Домик открывается» удерживать открытым под счет до 6-ти.
Язык у нижних зубов. (5-р.)
Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)
Для языка: «Качели» (5-р)
*Развитие дыхания и голоса:
А – О – У; А – О – У; А – О – У
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия:
- Молоды ребята! Вот и полетел наш ковер-самолет! Но куда же нам лететь? Как добраться до страны Буквария? Что нам для этого понадобиться? (Карта)
- Правильно! Нам нужна карта! (Показывает яркую карту, в которой основные пункты отмечены названиями букв по программе)
- И первый город в стране Буквария называется «Город Ха», там и будет наша первая остановка.
2. Акустико-артикуляционный анализ звука:
- В «Городе Ха» живут звуки [Х], [Х']. Давайте их охарактеризуем.
- Звук [Х] — какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый, глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком);
- Звук [Х'] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Хь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?
2. Фонематическое восприятие:
- Вот мы и познакомились с жителями «Города Ха». А сейчас я хочу вам рассказать веселый стишок об одном жителе города Ха:
Жил на свете старичок маленького роста,
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!
Хи-хи-хи да бух-бух!
Хо-хо-хо да хе-хе-хе!
Хинь-хинь-хинь да трюх-трюх!»
- Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х']).
- Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному? Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х — х'].
(раздать карточки с изображением камня и подушки)
- Послушайте еще раз смех старичка, когда услышите в его смехе твердый звук [Х] поднимайте «камень», а когда услышите мягкий звук [Хь] поднимайте подушку.
3. Отгадывание загадок. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.
- А теперь ребята, мы с вами отправимся на фото-охоту. Кто мне скажет, чем занимаются на фото-охоте? (фотографируют)
- А для этого нам нужно фото-ружье. (Логопед просит выставить большие и указательные пальчики на обеих руках, остальные зажать в кулачок. После чего соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. И Указательный пале левой руки с большим пальцем правой руки. Получился прямоугольник - видоискатель). Фотографировать мы будем только тех зверей в названиях которых есть звуки [Х] или [Хь].
- На полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (На экране появляется изображение хорька)
Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький. (хорек).
(С. Маршак.)
- Сколько слогов в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)
- А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением черепахи).
Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят. (черепахи).
- Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий?
- А это что за насекомое?
Жужжит она у уха. Летает всюду. (муха).
- Давайте проведем слоговой анализ слова «МУХА». Сколько в нем слогов? Какой первый слог? Какой второй слог? В какой части слова стоит звук [Х]? Звук [Х] твердый или мягкий? Кружочком какого цвета мы его обозначим?
4. Динамическая пауза игра «В темном лесу».
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят – руки вверх
5. Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:
- У звуков [х — х'] — один образ-буква. (Буква Ха появляется на экране. Логопед читает четверостишие):
«X» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
(В. Степанов.)
6. Закрепление образа буквы:
- На что похожа буква Ха?
- Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.
- А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы пишем и читаем, а произносим звуки)
7. Закрепление кинестетического образа буквы Ха. Игра «Волшебный мешочек»
Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.
III. Итог занятия:
- Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад. А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на вопросы:
- Где мы с вами сегодня побывали? (В стране Буквария, в «Городе Ха»)
- Какие звуки живут в «Городе Ха»? (В «Городе Ха живут звуки [Х] и [Хь]»)
- С какой буквой мы познакомились на занятии? (Мы познакомились с буквой Ха)
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?
- В чем отличие звуков от буквы?
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
- На этом наше занятие окончено.