Татьяна Егорова
«Что мы знаем о посуде». Проект для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей подготовительной к школе группы.
Тема: «Что мы знаем о посуде?»
Проект: краткосрочный.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: 2 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность: сегодня много говорят о необходимости создания развивающей предметной среды для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Предметный мир побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям, а если в этом мире небольшой предмет был создан руками самого воспитанника, совместно с близкими ему людьми, то в этих условиях развивается не только интеллект, но и духовно-нравственная, творческая, эмоциональная сфера личности.
В программе воспитания и обучения в детском саду для детей старшего возраста дается поверхностный материал на ту или иную тему, будь то мебель, транспорт или посуда. В этом проекте мы решили привлечь родителей для создания книги разнообразных предметов посуды. Мы думаем, что практическая, совместная деятельность детей и родителей по изготовлению того или иного предмета способствует более углубленному знакомству с предметом, а также прочному усвоению речевого материала.
Цель проекта: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме «Посуда».
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: обеспечить развитие умения договариваться, распределять обязанности в небольшой группе, согласовывать свои действия со сверстниками.
Познавательное развитие: развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их; закреплять знания детей о русском народном искусстве; способствовать бережному отношению к посуде, как результату труда многих людей.
Речевое развитие: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов посуды; отработать умение образовывать прилагательные от существительных; закреплять диалогическую речь; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. совершенствовать умение составлять рассказ-описание о посуде.
Художественно-эстетическое развитие: вызвать желание сохранять и познавать ценности народного искусства. Обеспечить знакомство со своеобразием декоративно-оформительского искусства.
Физическое развитие: обеспечить развитие умения самоконтроля, самооценки в движениях, контроля и оценки других детей.
Ожидаемый результат:
-обогащение словаря детей по теме,
-закрепление умения составлять рассказ-описание о посуде,
-дети смогут анализировать, выделять характерные признаки предметов, сравнивать один с другим, узнавать по описанию,
-совершенствуют умение различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду, ее назначение, способы ухода за ней.
Погружение в проблему (формулировка проблемной ситуации)
Побеседовав о видах посуды, дети пришли к выводу, что необходимо больше узнать о посуде: историю возникновения, видах росписи, материалах, задумались, почему некоторую посуду делают только из определённых материалов, возможно ли самим создать что - либо, обсудили план действий:
Этапы работы:
Подготовительный этап:
-Определение темы, цели, задач проекта
-Прогнозирование результата.
-Определение содержания работы в этом направлении.
-Подбор методической и художественной литературы,
-Подбор иллюстраций по теме, обновление речевого уголка,
-Подбор пособий и игр по данной теме,
-Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
Основной этап:
ООД (I неделя)
П
О
Н
Е
Д. № 1 № 2 № 3
Основы науки и естествознания.
«Две вазы»,
Дыбина, стр. 25 Рисование.
«Посуда по мотивам росписи «Гжель»,
Лыкова, стр. 128
Физическая культура.
В
Т
О
Р
Н. Математическое развитие.
Колесникова, № 6
Музыка.
С
Р
Е
Д
А Развитие речи, основа грамотности.
Журова, № 6 Аппликация «Посуда чайная», Лыкова.
Физическая культура.
Ч
Е
Т
В. Математическое развитие.
Помораева, № 6
Музыка.
П
Я
Т
Н
И
Ц
А Развитие речи, основа грамотности.
Ушакова, № 6
Физическая культура.
(на прогулке).
ОДРМ (понедельник)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
ДИ «Цветик-семицветик»
Беседа «Посуда»
Дежурство по занятиям.
Труд на участке – сбор опавших листьев. ДИ «Чего не бывает»,
СРИ «Семья. Ужин».
Проблемная ситуация «Если ты разбил посуду»
Познавательное
развитие Рассматривание альбома «Посуда»,
Наблюдение за машинами, привозящие хлеб в д/с.
Речевое
развитие Пальчиковая гимнастика: «Мамины помощники», Чтение: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»,
Художественно-
Эстетическое
развитие Раскраски по теме проекта.
Физическое развитие ПИ «Почем горшок»,
«Летающие слова»
Индивидуальная работа Д/игра «Назови слова в котором второй звук гласный» с Алисой В, Лизой Г, Дариной.
ОДРМ (вторник)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Правила сервировки стола»
НИ «Шашки», «Мозаика»
Дежурство по столовой. Сбор мусора на дорожках. ДИ «Разрезные картинки».
СРИ «Кафе»,
Ситуативный разговор «Как правильно вести себя за столом, как обращаться с хлебом»
Познавательное
развитие ДИ «Четвертый лишний»
Просмотр презентации «Гжель»
Игра с листочками «Найди одинаковые»
Речевое
развитие Пальчиковая гимнастика: «Мамины помощники»,
Чтение: русская народная сказка «Лиса и кувшин»
Художественно-
Эстетическое
развитие Раскрашивание картинок из серии «Посуда»
Физическое развитие ПИ «Чайная, столовая, кухонная», «Рывок за мячом».
Индивидуальная работа Д/и «Деление круга на части» с Алисой Л, Настей, Ваней К.
ОДРМ (среда)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Помощники на кухне»
НИ «Лото»,
«Домино»
Уборка веранды на участке. СРИ «Магазин посуды».
ДИ «Назови правильно»
Познавательное
развитие Просмотр презентации: «Посуда из глины».
Речевое
развитие ПГ «Вот тарелка для Федоры» Чтение: С. Я. Маршак «Гончар»,
Художественно-
Эстетическое
развитие Лепка «По замыслу»
Физическое развитие ПИ «Летающие слова», «Чайная, столовая, кухонная»
Индивидуальная работа Игра «Подбери рифму» с Ярославом, Лизой Б, Катей М.
ОДРМ (четверг)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Виды посуды».
НИ «Парочки».
Дежурство по столовой.
Сбор опавших листьев. СРИ «Чаепитие»
ДИ «Чего не стало?»
Проблемная ситуация «Какую посуду надо взять для?.».
Познавательное
развитие Исследовательская деятельность: сравнение материалов (стекло, пластмасса, керамика, железо, бумага).
Речевое
развитие ПГ «Вот тарелка для Федоры»
Чтение: К. Чуковский «Федорино горе».
Художественно-
эстетическое
развитие Слушание народной музыки в исполнении ансамбля «Ложкари».
Декоративное рисование: «Роспись тарелки».
Физическое развитие ПИ «Рывок за мячом», «Выбери цвет»
Индивидуальная работа Д/игра «Составление загадок о животных» с Лерой, Вовой, Машей.
ОДРМ (пятница)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «История возникновения посуды».
ДИ «Узнай по описанию»,
Подметание дорожек. ДИ «Волшебный мешочек»,
СРИ «Магазин посуды»,
Познавательное
развитие Экскурсия на кухню детского сада.
Речевое
развитие ПГ «Машина каша» «Загадушки от бабушки»,
Художественно-
Эстетическое
развитие Лепка «Чайный сервиз для кукол»(из соленого теста).
Физическое развитие Хороводная игра «Во поле береза стояла»
ПИ «1, 2, 3 к дереву беги», «Машины»
Индивидуальная работа Игра-головоломка «Листик» (продолжать учить Катю Д, Любу, Алену составлять целое из частей).
ООД (II неделя)
П
О
Н
Е
Д. № 1 № 2 № 3
Основы науки и естествознания.
«Чашки, ложки, поварешки»,
Парамонова, стр. 161
Рисование.
«Моя любимая чашка»
Физическая культура.
В
Т
О
Р
Н. Математическое развитие.
Колесникова, № 7
Музыка.
С
Р
Е
Д
А Развитие речи, основа грамотности.
Журова, № 7 Ручной труд.
«Посуда» (оригами).
Физическая культура.
Ч
Е
Т
В. Математическое развитие.
Помораева, № 7
Музыка.
П
Я
Т
Н
И
Ц
А Развитие речи, основа грамотности.
Ушакова, № 7
Физическая культура.
(на прогулке).
ОДРМ (понедельник)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Как я помогаю дома маме»
ДИ «Разрезные картинки»
Сбор мусора на участке. Проблемная ситуация «Что будет, если не будет посуды?»,
ДИ «Подбери словечко»
Познавательное
развитие Рассматривание фотографий посуды.
Речевое
развитие ПГ «Машина каша» Чтение: А. Гайдар «Голубая чашка».
Художественно-
Эстетическое
развитие Рисунки на асфальте цветным мелом. Плоскостное моделирование с использованием Лего мозаики по теме «Посуда»
Физическое развитие ПИ «Чье звено быстрее соберется»,
«Летает — не летает»,
Индивидуальная работа «Найди картинку» (учить Владу, Мишу, Артема подбирать иллюстрацию к образному описанию).
ОДРМ (вторник)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Классификация посуды».
ДИ «Что изменилось»
НИ «Шашки», «Пазлы»
Помощь младшим дошкольникам в уборке опавших листьев. ДИ «Узнай по описанию»,
СРИ «Гончарная мастерская»
Познавательное
развитие Иллюстративный материал «Чайная посуда», «Столовая посуда», «Кухонная посуда»
Речевое
развитие ПГ «Повар» Чтение: Бр. Гримм «Горшок каши».
Художественно-
Эстетическое
развитие Рисование «Моя посуда»
Физическое развитие ПИ «Летает — не летает», «Найди себе пару»,
Индивидуальная работа Д/и «Считай не ошибись» (закреплять умение Феди, Ангелины, Федора в прямом и обратном счете).
ОДРМ (среда)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Путешествие в прошлое посуды»
ДИ «Кто лишний»
Дежурство по столовой.
ДИ «Найди пару» (по узору,
СРИ «Магазин»
Познавательное
развитие Просмотр презентации «Посуда»
Речевое
развитие ПГ «Повар» Чтение: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»
Художественно-
Эстетическое
развитие Конструирование «Кухня» (из стройматериала)
Физическое развитие Игра – хоровод «Домовой» ПИ «Большой мяч», «Перебежки»
Индивидуальная работа Д/и «Хорошо – плохо»
(рассмотреть различные ситуации, оценить поступки героев с Ульяной, Ваней И, Макаром С.)
ОДРМ (четверг)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Для чего нам нужна посуда?».
ДИ «Найди, где спрятано»
Дежурство по занятиям.
«Выложи посуду» («Лего мозаика»)
ДИ «Назови правильно»
СРИ «Семья. Обед»
Познавательное
развитие Просмотр презентации «Гжель»
Речевое
развитие ИУ «Много – один» Чтение;
З. Александрова «Вкусная каша».
Художественно-
Эстетическое
развитие Лепка «Фрукты и овощи на тарелке»
Физическое развитие ПИ «Третий лишний», «Кот и мыши»
Индивидуальная работа Д/и «Веселая неделька»
с Макаром Г, Вероникой, Аленой.
ОДРМ (пятница)
Интеграция
областей
развития I половина дня Прогулка II половина дня
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Из чего сделана посуда?»
НИ «Домино», «Бродилки»
Уборка участка. ДИ «Один – много»
СРИ «Кафе»
Познавательное
развитие Экскурсия в изостудию. Рассматривание посуды.
Речевое
развитие ИУ «Какой, какая, какие»
Загадки о посуде.
Художественно-
Эстетическое
развитие Раскраски «Чайная посуда»
Физическое развитие ПИ «Найди дерево, с которого листик», «Кто меткий»
Индивидуальная работа ДИ «Назови соседей числа» с Лерой, Вероникой, Алисой Л.
III этап. Заключительный.
-Обсуждение результатов деятельности.
-Выставка «Такая разная посуда».
Приложение 1.
Беседа с детьми по теме «Что мы знаем о посуде».
Цель. Совершенствование умений детей классифицировать посуду (чайная, кофейная, столовая, кухонная).
Ход. Загадка для детей:
«Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь (посуда).
-Правильно, сегодня мы поговорим с вами о посуде. Отгадайте загадки:
На огне я стою, еду вкусную варю. (кастрюля).
Скажите, как назвать её; все в дырках зубы у неё,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко (терка).
Из горячего колодца,
Через нос водица льется (чайник).
Купили новенькое, такое кругленькое,
Качают в руках, а оно все в дырках (сито).
У пузатого, у Фоки
Постоянно руки в боки,
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит (самовар).
- Для чего нужна вся эта посуда? (для приготовление пищи).
- Как одним словом назвать эту посуду? (кухонная посуда).
- Назовите кухонную посуду, которую вы еще знаете (дуршлаг, миска, утятница, сковорода, ковш, поварешка).
Показываю детям картинки.
- Посмотрите, как одним словом называется эта посуда (чайная).
- Для чего нужна эта посуда? (чайная посуда нужна, когда мы пьем чай или для чаепития)
- Как называется эта посуда? (кофейная).
- Для чего она нужна? (кофейная посуда нужна, когда мы пьем кофе).
- Назовите, что входит в чайную и кофейную посуду (чайник кофейник, чашка, блюдце, сахарница, конфетница, заварной чайник.)
- Из чего еще можно пить чай (чай можно пить из кружки и стакана). Если посуда одинаковая по рисунку и размеру – это сервиз.
- Кто знает, как называется посуда, где хранят сухой чай? (чайница).
Помогаю детям, так как слово новое.
- Сухой чай хранят в чайнице.
- Как называется посуда, где хранят сухой кофе? (кофейница).
- Давайте с вами поиграем. Я бросаю мяч и задаю вопрос, тот, у кого мяч отвечает на вопрос, полным ответом, возвращает мяч мне.
Игра «Чем мы пользуемся на кухне» (с мячом).
Хлеб хранят в – хлеб хранят в хлебнице (далее все аналогично).
Сухари - в сухарнице.
Сахар – в сахарнице.
Суп подают на стол - в супнице.
Селедку - в селедочнице.
Перец- в перечнице.
Чай - в чайнике.
Кофе - в кофейнике.
Молоко – в молочнике.
Сливки - в сливочнике.
Соль - в солонке.
Масло - в маслёнке.
Ребята в чем падают на стол салат? (в салатнике).
В чем падают на стол соус? (в соуснице).
- Ребята, оказывается в русском языке можно говорить и салатница и салатник, соусница и соусник. И то и другое называние правильное и ошибкой не считается.
- Как одним словом называется посуда из которой мы обедаем и ужинаем? (Мы обедаем и ужинаем из столовой посуды)
- Представьте, что к вам пришли гости и вы сервируете стол к обеду, какую посуду вы поставите (тарелки – мелкую и глубокую, супницу, масленку, селедочницу, салатницу, соусник, солонку, перечницу, блюдо).
- А если мы будем угощать гостей бульоном и пирожками, что поставим на стол? (бульонные чашки и пирожковые тарелки).
- Чем бульонная чашка отличается от чайной чашки? (бульонная чашка отличается от чайной чашки большими размерами.)
- Молодцы, а что еще необходимо положить на стол? (ложку, вилку, нож).
- Как называются одним словом ложка, вилка, нож (Они называются столовые приборы.)
- Для чего нужны столовые приборы? (чтобы есть, набирать, нанизывать, отламывать, зачерпать, отрезать, резать, намазывать и т. д.)
- Давайте поиграем в точильщиков. Что делают точильщики? (точат ножи).
Физкультминутка.
Точим нож, точим нож! Имитация движений точильщика.
Будет очень он хорош! Режущие движения руками
Будет резать он припасы, поочередно загибают пальцы рук,
Масло, сало, хлеб, колбасы, все пальцы разжать.
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь молодцы! Разводят руки в стороны.
А теперь, ребята, встать!
Руки медленно поднять!
Пальцы сжать,
Потом разжать!
Руки вверх и так стоять. По тексту.
Наклонитесь вправо, влево.
И беремся вновь за дело. Сели.
Воспитатель ставит на стол банку, ведро, таз, бидон (бак).
- Ребята, посмотрим вот на эту посуду! Как вы думайте, к какому виду посуды она относится? (ответы детей).
- Это посуда называется хозяйственной и предназначена она для ведения хозяйственных нужд и работ.
- Как вы думайте, "для чего нужна (нужен, нужно)":
Банка- хранить, наливать воду, молоко, сок; консервировать фрукты, овощи и т. д.
Таз- стирать, полоскать белье, замачивать и т. д.
Бидон- носить, покупать, хранить молоко, воду и т. д.
Бак- кипятить белье, складывать вещи для стирки, наливать воду и т. д.
Ведро- наливать, носить воду, мыть пол и т. д.
-Как одним словом называется эта посуда? (хозяйственная посуда.)
-Повторите, какие виды посуды мы с вами знаем: чайная, кофейная, столовая, кухонная, хозяйственная.
- Я сейчас мы поиграем в игру.
Игра «Найди домик для своей посуды».
- У вас на столах у каждого картинка с посудой. Каждая посуда живет в своем домике.
- Прочитайте (дети читают с помощью воспитателя): чайная-кофейная, столовая, кухонная, хозяйственная.
Воспитатель расставляет домики по группе.
-Вам сейчас надо на счет 1, 2, 3- подойти к домику, где живет ваша посуда, и объяснить, почему вы выбрали именно этот домик.
Подведение итога беседы.
Приложение 2.
Беседа по теме «Из чего делают посуду»
Цель. Закрепление умений классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, фарфоровый, деревянный, глиняный).
-Ребята, из каких материалов делают посуда? (из глины, фарфора, из дерева, из металла (железа, из пластмассы, из стекла.
- Как называется посуда, сделанная из металла (металлическая)
- Назовите ее (чайник, дуршлаг, сковорода, кастрюля, утятница, ковши, шумовка, ведро, бак, сито, бидон, половник, кружка, хлебница, тарелка, чашка, чайница, перечница, вилка, нож, самовар, поднос)
- Ребята, а вы знаете, что металлическая посуда лечебная:
Посуда из золота – улучшает зрение.
Из серебра- лечит кашель и оздоравливает организм человека.
Из бронзы- улучшает ум (прибавляет ума).
Из меди- лечит от раздражительности и горячности.
Из железа- лечит желтуху и другие болезни.
- Как называется посуда сделанная из дерева (деревянная).
-Назовите ее (ложка, солонка, ковш, тарелка, чашка, вилка, поварешка, хлебница, кружка, ведро).
- Как называется посуда, сделанная из стекла? (стеклянная).(банка, стакан, салатница, чашка, масленка, чайница, сухарница и т. д.).
-Ребята, посуда из особого вида стекла, называется хрустальной (рюмка, салатница, сахарница и т. д.) Хрустальная посуда звенит.
–Как называется посуда из пластмассы? (пластмассовая: ведро, таз, дуршлаг, ковш, чайник, тарелка, вилка, ложка и т. д.).
–Как называется посуда из глины? (глиняная).
–Как называться посуда из фарфора? (фарфоровая).
-А кто знает, что такое фарфор?
Если дети затрудняются, говорю, что фарфор тоже делают из глины, только из белой, а не из коричневой. В старину фарфоровой посуде придавали таинственные свойства. Считалось, что фарфоровая посуда меняла свой цвет, если пища или питье были отравлены.
-Прежде, чем глиняная и фарфоровая посуда пришли к нам на стол, её обжигали в специальных печах. Все изделия из обожженной глины называются одним словом - керамика. А изделия из керамики - керамические изделия.
-Как называется одним словом изделия из обожженной глины? (керамика)
-А изделия из керамики – какие изделия? (керамические: ваза, тарелки чайники, кружки.)
Обязательно показываю детям всю керамическую посуду (2-3шт)
-Ребята как надо обращаться с посудой? (беречь, не бросать, не разбивать, мыть, чистить, хранить на полках и т. д.).
-Вот и мы сейчас с вами почистим посуду.
Физкультминутка.
Мы почистим посуду песочком,
Окатим её кипяточком,
Вытрем её полотеньчиком.
Будет посуда опять
Словно солнышко сиять (трут кулаком ладонь, «льют воду» то одной, то другой рукой. Круговые движения руками. Руки в стороны и вверх (солнышко)
Приложение 3
Рекомендации родителям
для преодоления лексико – грамматического
недоразвития речи детей по лексической теме «Посуда»
Напомните ребёнку, что ПОСУДА – это хозяйственные предметы, предназначенные для еды, питья, приготовления пищи и хранения продуктов.
Рассмотрите посуду, которая есть у вас дома. Сходите на экскурсию в магазин
«Посуда»;
Обогащайте и активизируйте словарь ребенка за счет:
слов – названий предметов- поднос, половник, солонка, маслёнка, хлебница, сахарница, дуршлаг, чашка, блюдце, кружка, стакан, кастрюля, чайник, сервиз; железо, стекло, фарфор, глина, пластмасса, картон, чугун, сталь
слов признаков - чайная, столовая, глубока, мелкая, большая, маленькая, острый, длинный- короткий, круглый, прямоугольный, квадратный, гладкий, граненый, стеклянный, глиняный, фарфоровый, железный, чугунный;
слов действий - накрывать, подавать, ставить, убирать, складывать, сушить, вытирать, чистить, разбить, купить, продать.
Побеседуйте о назначении посуды. Прочитайте ребёнку стихотворение
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Обратите внимание ребёнка на части посуды и материалы, из которых она сделана.
Поиграйте с ребёнком в игру с мячом «Какой? Какая? Какие?»:
ложки какие? – серебряные, тарелки какие? – фарфоровые, кастрюля какая? – эмалированная, ваза какая? – хрустальная, нож какой? – металлический, поднос какой? – пластмассовый, кувшин какой? – стеклянный, блюдо какое? – фаянсовое.
Прочитайте ребёнку стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, какие названия посуды запомнил ребёнок.
Расскажите ребёнку, что посуда бывает чайной, кофейной, столовой, кухонной. Пусть он подберет по несколько названий посуды каждого вида.
Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать : нож, лож-ка, ковш, вил – ка, чаш – ка, та- рел- ка, каст – рю – ля, по – ва – реш- ка.
Предложите ребёнку прослушать потешку, а затем перечислить названия посуды, прозвучавшие в ней:
У нашего Вовки на блюдце морковка.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке.
У нашей Наташки смородина в чашке.
Ну а у Валерки грибочки в тарелке.
А теперь ты не зевай и посуду называй.
Выполните с ребёнком упражнение «Посуда» для развития творческого воображения и координации речи с движением:
Вот большой стеклянный чайник ребёнок надувает «живот», одна рука Очень важный, как начальник на поясе, другая изогнута, как носик.
Вот фарфоровые чашки, приседает, одна рука на поясе;
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя руками круг
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки- потягиваются, руки вверх, сомкнуть над Голова на тонкой ножке. головой
Вот пластмассовый поднос- развести руки в стороны
Он посуду нам принёс
Подберите слова действия к предметам:
Чайник (что делает? что с ним делают) – стоит, наливают, выливают, доливают, моют, сушат, чистят, вытирают
Сахарница – кладут, высыпают, берут, насыпают, рассыпают …
Чашка – пьют, наливают, разливают, выпивают, моют …
Поиграйте с ребёнком в игры:
«Назови ласково» (уменьшительно –ласкательное существительное)
чашка – чашечка тарелка – тарелочка
блюдце – блюдечко кастрюля – кастрюлечка
ковш – ковшичек сковорода – сковородочка
«Что с чем?» (усвоение творительного падежа с предлогом)
чайник … (с носиком) кастрюля … (с крышкой)
тёрка … (с дырками) тарелка … (с донышком)
сковорода (с ручкой)
«Из чего?» (усвоение родительного падежа существительного с предлогом)
суп наливаю из … (кастрюли)
мясо беру из … (сковороды)
чай наливаю из … (чашки)
рис ем из … (тарелки
воду наливаю из … (ведра)
«Чего не бывает?»
Не бывает чайника без … (носика)
Не бывает тёрки без … (дырочек)
Не бывает кастрюли без … (крышки)
Не бывает ножа без … (лезвия)
«Где живут продукты?»
сахар живет в … (сахарнице)
соль живет в … (солонке)
сухари живут в … (сухарнице)
масло живет в … (масленке)
чай живет в … (чайнике)
кофе живет в … (кофейнике)
селёдка живет в … (селёдочнице)
салат живет в … (салатнице)
«Сделай и расскажи» (ребёнок выполняет инструкцию и рассказывает о своих действиях):
Поставь чашку на блюдце. (Я поставил чашку на блюдце)
Возьми чашку с блюдца (Я взял чашку с блюдца)
Поставь чашку возле блюдца. (Я поставил чашку возле блюдца)
Поставь чашку справа от блюдца (Я поставил чашку справа от блюдца)
«Посчитай посуду»
Один (одна) нож вилка чашка поднос кастрюля
Два (две) ножа … … … …
Пять ножей … … … …
«Четвёртый лишний»
Кастрюля, хлебница, сковорода, миска (в хлебнице не готовят пищу)
Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья)
Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля к столовым приборам не относится)
чайник, ведро, самовар, чашка (ведро к чайной посуде не относится)
Учите ребёнка сравнивать:
• Чем кувшин отличается от бутылки?
• В чем различия чашки, кружки и стакана? Чего нет у стакана?
• Чем отличается кухонный нож от столового?
• Чем похожи, чем отличаются чайник от самовара?
• Чем банка отличается от бутылки?
• Чем отличается чайная ложка от столовой?
• Чем миска отличается от тарелки?
• Почему ложка не может выполнять работу вилки?
Выучите с ребёнком стихотворение:
Жила – была посуда:
Чайник, чашка и блюдо,
Ножик, вилка и ложка,
Кастрюля и поварешка.
Посуда дружила с едой,
Посуда дружила с водой
И с человеком дружила,
Её она вкусно кормила.
Составьте с ребёнком рассказ – описание о предмете посуды по плану:
• название предмета посуды;
• из каких деталей она состоит?
• из чего изготовлена?
• для чего эта посуда предназначена?
• какие бывают виды этой посуды?
Поупражняйте ребенка в отгадывании загадок:
Он из стали и прекрасно У нее зубцы стальные
Режет овощи и мясо. Длинные и острые
Только лезвие не трожь. Ею подцеплять куски
Ну, конечно, это … (нож) Очень даже просто нам. (вилка)
Он – пузатый великан, На кухне ей всегда почет,
У него не нос, а кран. Она и жарит и печет,
От него исходит жар. Не приготовить нам еды
Что же это…. (самовар) Без кухонной …. (сковороды)
На кухоньке нашей Для нас она необходима,
Мы варим в ней кашу, Ведь пищу из нее едим мы.
Картошку, бульоны, Глубокая и мелкая
Супы, макароны. (кастрюля) Зовут ее …. (тарелкою).