Светлана Карпенко
Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему «Звук [Г] и буква Г»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление знаний о звуке Г, знакомство с буквой Гэ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление знаний о звуках Г, знакомство с буквой Гэ;
- Закрепление умения соотносить звук с буквой;
- Закрепление зрительного образа буквы;
Коррекционно-развивающие:
- Закрепление понятия: согласный, звонкий;
- Продолжать развивать фонематическое восприятие;
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия для старшей группы с ОНР на тему „Звук [Г] и буква Г“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);
- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Оборудование: синие кружочки; объемные буквы Г, О, Э, Х; презентация.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Ритуал)
- С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
- Ребята, мы продолжаем с вами в путешествие по стране Буквария. Скажите, кто живет в это стране? (В этой стане живут буквы и звуки). А на чем мы с вами будем путешествовать? (Мы будем путешествовать на ковре-самолете). А как нам попасть на этот волшебный ковёр-самолёт? (Попасть на него можно сказав заклинание).
(Каждому ребенку предложить повторить слоговое сочетание в зависимости от уровня его речевых возможностей. Ребенку с которым автоматизируется звук Ш, предложить повторить: ША – ШО – ШИ. Ребенку с которым автоматизируется звук Л твердый, предложить: ЛА-ЛУ-ЛЭ и тд.)
- Молоды ребята, а что нужно сделать, чтобы наш ковер самолет поднялся в воздух? (Нужно вспомнить правило поведения на занятии)
(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):
Внимательно слушай!
Другим не мешай!
Когда тебя спросят,
Тогда отвечай!
- Молоды! Вот и поднялись мы вверх! Но ковер не летит. Что нужно сделать, чтобы он полетел? (Нужно выполнить специальные упражнения):
- Сегодня мы с вами выполним вот такое упражнение:
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
И. Лопухина
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия:
- Молоды ребята! Вот и полетел наш ковер-самолет! Открываем нашу карту. Следующий на нашем маршруте Город Гэ. Слайд 1 - А какие звуки живут в этом городе вы узнаете, если догадаетесь какой звук «заблудился»:
Тает снег, течет ручей
На ветвях полно Врачей.
2. Акустико-артикуляционный анализ звука:
- Давайте произнесем звук Г вместе.
- Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, губы растянуты в улыбке, а язык прижимается к небу в глубине рта и создаёт преграду воздушной струе. Как вы думаете, звук Г гласный или согласный? (Согласный).
- Произнесите ещё раз звук Г. Он твердый или мягкий? (Твердый) Кружочком какого цвета мы его обозначим? (Синим) Слайд 2 - Приложите свою ручку к горлышку, работает ли голосок? (Да)
- Звук Г согласный, звонкий, твердый.
3. Выделение звука Г из ряда других звуков:
- Возьмите в руки синие кружочки. Поднимайте их тогда, когда услышите твердый звук Г.
Т, Г, Д, Н, Г, Д, Б, Г, Д; ГА, БУ, ГО, ГЫ, ГУ, НУ, ТЫ, БА.
4. Психогимнастика «Дружба»
- Ребята в Городе Гэ живёт гномик Гоша, у него есть друг, которого зовут Гриша. Слайд 3. - А у вас в группе есть друзья? (Да) Тогда станьте сейчас рядом со своим другом.
Дружит с солнцем ветерок,
Машем руками.
А роса с травою.
Сесть на корточки, руками внизу помахать.
Дружит с бабочкой цветок.
Встать прямо.
Дружим мы с тобою.
Обнять соседа.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады.
Взяться за руки парами.
5. Работа над деформированной фразой:
Слайд 4 - Ребята, Гномик Гоша, написал своему другу письмо. Но он только учиться писать, давайте проверим, не допустил ли Гоша ошибок:
Гали, у, зовут, брата, Гога.
Мамы, у, нога, болит.
Гоши, у, книга.
6. Знакомство с буквой Г. Связь звука и буквы:
- У звука [Г] — один образ-буква. (Буква Гэ появляется на экране) Слайд 5:
Не гусь, не галка буква Г,
А цапля на одной ноге.
Е. Тарлапан
7. Закрепление образа буквы:
- На что похожа буква Гэ?
- А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы пишем и читаем, а произносим звуки)
8. Закрепление кинестетического образа буквы Гэ. Игра «Волшебный мешочек»
Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.
III. Итог занятия:
- Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад. А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на вопросы:
- Где мы с вами сегодня побывали? (В стране Буквария, в «Городе Гэ»)
- С какой буквой мы познакомились на занятии? (Мы познакомились с буквой Гэ)
- Какой звук обозначает эта буква?
- В чем отличие звука от буквы?
(Ритуал)
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
- На этом наше занятие окончено.