Горбачева Светлана
Среднесрочный проект по развитию мелкой моторики «Мир на кончиках пальцев» в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МИР НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
Выполнила воспитатель:
Горбачева Светлана Юрьевна
Березки, 2025
Тип проекта: среднесрочный, творческий, игровой, познавательно - речевой.
Сроки реализации проекта: с 03.02.2025 по 28.02.2025
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели
Актуальность проекта:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Форма проекта: групповая
Методы проекта:
1. Пальчиковая гимнастика и физкультминутки
2. Массаж кистей рук
3. Игры с крупой, песком на дидактическом столе
4. Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
5. Работа с родителями
Ожидаемый результат
1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня соответствующего данному возрасту.
2. Создание условия для освоения детьми свойств и возможностей разнообразных изобразительных материалов и инструментов, использования традиционной, инновационной техник.
3. Формирование навыков речевого общения с педагогами, взрослыми, сверстниками; навыков совместной деятельности.
4. Улучшение общей двигательной активности.
5. Обогащение опыта родителей необходимыми знаниями и умениями для развития мелкой моторики ребёнка, художественного творчества.
Третий этап - заключительный
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап.
1.
Этапы Сроки проведения Задачи
1 этап - подготовительный 03.02.2025-09.02.2025 1. Изучение методической литературы
2. Организация предметно-развивающей среды
3. Подбор методической, познавательной и художественной литературы
4. Подготовка картотеки с пальчиковыми играми
5. Подготовка консультаций для родителей.
2 этап - основной 10.02.2025-16.02.2025 Игры с крупой «Найди шарик»
- Д/и «Волшебные замочки»
- Пальчиковая гимнастика «Веселая мышка»
- Пальчиковая гимнастика «Гроза»
- Упражнение с массажными мячиками
- Катание между ладонями карандашей, теннисных шариков.
-Лучики для солнца" упражнение с прищепками (форма круга, лучики из прищепок)
17.02.2025-23.02.2025 "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по манной крупе
- Д/и «Веселые застежки и пуговицы»
- Пальчиковая гимнастика: «Пальчики проснулись»
- Пальчиковой гимнастика «Зима»
- Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"
- Покатай, покатай» катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями
- Разложи палочки по цвету
24.02.2025-27.02.2025 "Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха
-"Поможем бабушке развязать узелки на веревке
-"Поможем сестричке застегнуть пуговицы"
- Самомассаж ладоней
-Пальчиковая игра "Моя семья"
- Пальчиковая гимнастика «Части тела»


3 этап - итоговый 28.02.2025 Презентация и мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики

Результат:
В процессе работы над данным проектом с целью развития мелкой моторики рук детей раннего возраста, мы добились определенных результатов. Кисти и пальцы рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В продуктивной деятельности дети демонстрируют большую включенность в процесс, заинтересованность в получении хорошего результата. Дети ознакомлены с нетрадиционными методами рисования и лепки. Были разучены пальчиковые игры.
Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей как речь, память, внимание, воображение. Способствовали воспитанию эстетического восприятия, познавательного интереса, любознательности и творческой активности. Воспитанники стали более аккуратны, усидчивы, старательны, проявляли желание выполнять работу до конца.



Отношения педагогов с детьми улучшились и стали более доверительными.
За время реализации проекта родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами деятельности своих детей, эмоционально поддерживать своего ребёнка.
Развивающая предметно – пространственная среда была обогащена различными дидактическими играми и пособиями. Были разработаны и составлены картотеки пальчиковых игр и гимнастик по различным темам, картотеки физкультминуток и динамических пауз. Разработаны консультации для родителей по теме развития мелкой моторики.