Татьяна Черненко
Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения «Звук и буква С» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
по формированию звукопроизношения
по теме; «Звук и буква С»
учителя-логопеда Черненко Т. В.
Цели:
1. Формирование фонематического восприятия.
2. Уточнение артикуляции звука С.
3. Знакомство с характеристиками звука С как согласного глухого звука.
Задачи:
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Закреплять навык выделения звука в ряду звуков, слогов, слов.
2. Формировать слоговую структуру слова.
3. Учить определять место звука в слове.
4. Учить определять количество слогов в слове.
5. Учить составлять слог из заданных звуков и определять место звука в слоге.
6. Тренировать в подборе слов-антонимов.
7. Разграничить понятия «звук» и «буква».
8. Познакомить с буквой С.
9. Закреплять навык звукового анализа.
Интеграция образовательных областей:
• Физическое развитие (подвижная игра,
• Художественное развитие (работа с пластилином,
• Коммуникативное развитие (работа в парах).
Оборудование: кукла Соня, свисток-паровозик, магнитные поезда с 1, 2, 3 вагончиками, «Домик звуков» (начало, середина, конец слова, схема «Звуки и буквы».
Ход занятия:
1. Орг. Момент.
Логопед : Соня с синей сумкой сидит на станции. Скоро смотритель станции даст сигнал. Из трубы поезда пойдет пар – С-С-С. Соня собирается Съездить в гости к Сане.
Какой звук вы слышите чаще других в этом рассказе?
Дети: Мы слышим звук С.
2. Объявление темы.
Логопед : Верно, мы сегодня будем говорить о звуке С и познакомимся с буквой С. Мы вместе с Соней отправимся в путь на чудесном поезде в гости с Сане.
Но перед долгой дорогой обязательно надо размяться.
3. Артикуляционная гимнастика:
• «Лопатка»,
• «Месим тесто»,
• «Трубочка»,
• «Заборчик».
4. Уточнение артикуляции и характеристики звука.
Логопед : Пока мы разминали наши язычки, смотритель станции уже дает сигнал, слышите? С-С-С. Давайте поможем ему и тоже посигналим машинисту.
Дети: С-С-С.
Логопед : Как вы думаете, какой это звук?
Дети: Согласный.
Логопед : Верно, а почему?
Дети: Его нельзя пропеть, во рту есть преграда.
Логопед : Когда мы произносим С, участвует ли голос?
Дети: Нет. Он глухой.
Логопед : Мы произносим С твердо или мягко?
Дети: Твердо.
5. «Поймай звук».
Логопед : Верно. И сейчас мы сыграем в игру «Поймай звук».
Выделение звука С из ряда :
звуков : м, п, с, к, ш, т, с, ф, к, д, с, т и т. д. ;
слогов : ка, та, са, по, шо, со, ну, ку, ву, су, пы, ты, ды, сы и т. д. ;
слов: сад, дом, сын, пил, кот, сук, лаз, ночь, суп и т. д.
6. «Запомни и повтори»
Са-са-со;
Су-со-су;
Сы-со-со;
Со-сы-сы.
7. Определение места звука в слове.
Логопед : Вот мы и поймали, и собрали все непослушные звуки, а теперь возвращаемся к Соне на станцию. Здесь в зале ожидания собралось множество слов. Они толпятся и шумят. Надо навести здесь порядок. Разместим слова с С в начале слова в первом зале, с С в середине слова В среднем зале, а слова с С в конце, в третьем зале.
Дети распределяют предметные картинки: «В слове САД звук С в начале слова» (ОСЫ, НОС, САМОКАТ, НОСОК, ПЕСОК, КОСА, ЛЕС, АНАНАС, КАКТУС)
Логопед : Молодцы, вы справились. Все слова заняли свои места в зале ожидания. И мы можем отдохнуть и размяться.
8. Физкультминутка.
Эй, ребята, отдохните!
На зарядку становитесь!
Справа - друг и слева - друг!
Вместе все - веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево,
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Шаг назад и два - вперед!
Вправо, влево поворот!
Покружимся. Повернемся!
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед : Я кидаю вам мяч и говорю слово, а вы возвращаете мне мяч и говорите слово с противоположным значением:
трусливый – (смелый,
пасмурный – (солнечный,
соленый огурец - (свежий,
тесная обувь – (свободная,
кислое яблоко – (сладкое,
горькое лекарство – (сладкое,
темная комната – (светлая,
вареная картошка – (сырая,
новая игрушка – (старая)
9. Определение количества слогов в слове.
Логопед : Время пролетело быстро, и нашим словам-путешественникам пора в путь. Вы будете диспетчерами на вокзале и должны разместить всех пассажиров по поездам. В коротком поезде с одним вагончиком поедут слова, в которых только один слог, в поезде с двумя вагончиками поедут слова из двух слогов, а в самом длинном поезде с тремя вагончиками поедут слова из трех слов.
Вы работаете в парах. Из карточек на столе выберите те, на которых слово из 1 слога, из 2 слогов, или из трех слогов.
Дети разбиваются на пары и отбирают слова по количеству слогов. Они по очереди выходят к доске с прикрепленными магнитными поездами, называют свои слова и количество слогов в них : «В слове САМОЛЕТ три слога, его посадим в поезд с тремя вагонами. В слове САД один слог, его посадим в поезд с одним вагоном. В слове СОСНА два слога, его посадим в поезд с двумя вагонами.» (сад, сок, нос, коса, песок, носок, самолет, самокат, садовник)
Логопед : Ну вот, наши путешественники отправились в путь, теперь мы не скоро увидимся. А как же нам общаться на расстоянии?
Дети: Можно позвонить по телефону, можно написать письмо.
10. Разграничение понятий «звук» и «буква».
Логопед : Верно, ведь можно написать письмо. Мы говорили с вами о звуке С. Его мы слышим и произносим, а что же мы видим, пишем и читаем? (обращаем внимание на схему «Звуки и буквы»)
Дети: (отвечают по одному по таблице) Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим, читаем и пишем.
11. Знакомство с буквой С.
Логопед : Послушайте стихотворение про букву «С» :
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
На что похожа буква «С»?
Дети: Буква С похожа на месяц.
Давайте сложим ее из пальцев.
Давайте вылепим ее из пластилина.
12. Чтение и анализ обратных и прямых слогов.
Логопед : Теперь мы сможем написать письма нашим путешественникам. Давайте потренируемся.
Выкладывание и чтение обратных слогов, затем прямых слогов. Обговариваем, какой звук первый, какой второй.
Дети: В слоге АС первый звук А, а второй звук С. Звук А гласный, потому что его можно пропеть, звук С согласный, потому что его нельзя пропеть, есть преграда во рту, глухой, твердый. В слоге СО первый звук С, он согласный, потому что его нельзя пропеть, есть преграда во рту, глухой, твердый. Второй звук А, гласный, потому что его можно пропеть.
13. Подведение итогов занятия.
Логопед : Наше занятие подходит к концу. О каком звуке мы говорили сегодня? Какой этот звук? С какой буквой мы познакомились? Что вам понравилось больше всего на занятии?