Закариева Истра
Проект «Навруз — Байрам»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Навруз – Байрам»
Тема: «Навруз - Байрам»
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации проекта: с 18 по 22 марта 2024 г.
Возраст детей: 6 – 7 лет.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Навруз - Байрам» является актуальной. Дагестан богат своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Навруз – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в день весеннего равноденствия, всегда отмечался ярко, шумно и весело.
Навруз навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о традициях и обрядах родного края, о смене сезонов, узнают новые песни, стихи, танцы, народные игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.
Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Цель:
Повышение интереса к традициям родного края (праздник «Навруз – Байрам»)
Задачи:
Для детей:
1. Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2. Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на традициях родного края.
Для педагогов:
1. Профессиональное самосовершенствование.
2. Создание информационной базы.
Для родителей:
3. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание закличек, народных игр и песен;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с народными песнями разных народов Дагестана, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения дагестанских подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, песенок;
• Изготовление стенгазеты «Навруз – праздник весны»
Памятка и буклеты «Традиции празднования Навруза у разных народов Дагестана»;
Папка-передвижка «Праздник первой борозды».
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Навруз в Дагестане»;
• Итоговое праздник «Навруз – Байрам»
Взаимодействие с родителями:
• Рецепты приготовления традиционных блюд у разных народов Дагестана;
• Приготовление халвы, сладостей для чаепития;
• Чтение с детьми художественных произведений по теме «Навруз – Байрам», «Праздник первой борозды».
Ожидаемый результат:
Дети:
• Умеет поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
• Имеют представление о народных праздниках, играх;
• Владеют знаниями о национальных блюдах народов Дагестана;
• Интересуется изобразительной детской деятельностью;
• С интересом участвует в народных играх;
• Выражает положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
• Проявляет интерес к искусству при просматривании картин;
• Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Педагоги накопление материала:
Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.
Родители:
Ориентированы на приобщение детей к культуре родного края в семье.
Тематическое планирование
Понедельник
Тематическое занятие «Пишипай»
Разучивание народной игры «Эй, смельчак!»
Чтение стихотворений о Наврузе, весне
Рисование «Кувшин» (балхарская роспись)
Просмотр мультфильма по сказке А. Абу – Бакара: «Сладкий родник»
Вторник
Изготовление костра для перепрыгивания.
Народная игра – забава «Перетягивание каната»
Музыкальная игра «Зулейха»
Загадки о весне
Заучивание песен «Весна идёт» сл. Г. Галимова; «Дагестан, край мой родной!»
Народная игра – забава «Удалой всадник» (авар.)
Чтение дагестанских народных сказок «Семь гранатовых прутьев» (азерб.,
«Дынька» (лезгин.)
Среда
Беседа «Лягушка – символ плодородия», «Почему в Навруз разжигают костры»
Чтение народных сказок «Ответ старика»
Лепка из солёного теста «Пахлава»
Народная игра – забава «Перепрыгни через костер»
Чаепитие со сладостями разных народов Дагестана
Четверг
Чтение весенних закличек
Подвижная игра «Подними платок»
Развлечение «Пишипай»
Слушание песни «Приезжайте в Дагестан!»
Рисование «Блюдо» (балхарская роспись)
Народная игра - забава «Надень папаху»
Чтение дагестанских народных сказок «Синяя птица» (дарг., «Друзья пастуха» (кумык.).
Пятница
Беседа «Что мы узнали о Навруз – Байраме»
Дагестанская народная игра «Волк и овцы»
Чтение сказки С. Эмиров «Солнечный лучик»
Просмотр мультфильма по мотивам даргинской сказки «Храбрый козлик»
Беседы «Что мы узнали о Празднике первой борозды»
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Используемая литература:
2. Амирова С. А., Исмаилова У. А. «Салам алейкум» - Махачкалала: ООО «НИИ педагогики», 2016 г.
3. А. В. Гришина «Волшебный мир сказок» - 2020 г.
4. А. В. Гришина «Познаем свой край родной» - Мах-ла: ООО «НИИ педагогики», 2016
5. А. В. Гришина «Дагестанские народные праздники в детском саду»- Махачкала 2021 г.
6. Идрисова З. И. «Подвижные игры народов Дагестана» - Махачкала, 2014 г.
9. В. М. Петров «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр» 1998
11. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.
12. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», Москва 2008 г.
13. Г. А. Лапшина, «Календарные и народные праздники в детском саду», Волгоград 2001 г.