Смотрицкая Людмила Николаевна
Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности «Звук [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звукопроизношению в старшей группе компенсирующей направленности.
Звук [Ч]
Цели:
Коррекционно-образовательные: закрепить произношение звука [ч] в словах и фразе. Продолжать учить делить слова на слоги, упражнять в звуковом анализе слов. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в словообразовании отчеств мужского рода, в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Публикация «Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности „Звук [ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Коррекционно - развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, мелкую моторику, логическое мышление, слуховое внимание.
Коррекционно - воспитательные: воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: письмо, мяч, предметные картинки со звуком [ч], наглядно-игровое пособие «Поезд», пособие тучи для развития воздушной струи, звуковые пеналы для звукового анализа слов.
Ход.
Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня я получила письмо и ничего не могу понять. Внимательно послушайте и помогите мне разобраться, что здесь написано.
Логопед читает письмо.
«Здравствуйте ребята! Пишут вам жители. удной страны. удилии. Мы весёлые, любим петь. астушки, смеяться, придумывать разные. удесные волшебные истории. Но вот за пределами нашей страны никто нас не понимает, а мы так хотим познакомиться с новыми друзьями. Помогите нам!»
Ребята, какое странное письмо, что-то здесь не так. Какой звук пропущен в словах?
Предположения детей.
Логопед. Правильно ребята, жители этой страны не знают звука [ч]. Читаю правильный вариант письма. Давайте отправимся в путешествие на помощь жителям страны Чудилия и познакомим их со звуком [ч].
Дети дают характеристику звука [ч].
Логопед. Путешествовать будем на весёлом поезде, но в дороге могут встретиться разные трудности и препятствия, которые вы вместе должны преодолеть. Давайте возьмём с собой гостинцы для весёлых человечков.
Собираем подарки для жителей страны. Надо найти картинки с изображением предметов, в названии, которых есть звук [ч] и положить их в вагон поезда. (Дети выбирают картинки, выделяя голосом звук [ч], определяют место звука в слове.)
Логопед. Подарки собраны, можно двигаться в путь. А вот и первое препятствие.
Туннель. Путь закрыт. Чтобы двигаться дальше необходимо превратить картинки в слова. Из чего состоят слова? Правильно из звуков. (Дети выполняют звуковой анализ слов. ) Молодцы, справились! Путь открыт.
Логопед. Вот весёлый паровоз к речке всех ребят привёз.
Опять препятствие. Надо построить мост через речку. Надо брать столько кирпичиков, сколько слогов в слове.
Логопед. Вот и с этим заданием вы тоже справились. Потрудились на славу. Теперь можно и отдохнуть на лужайке. Сейчас вы все превратитесь…. в кого?
Загадывает загадку.
На лугу живёт скрипач
Носит фрак и ходит вскач.
С ветки на тропинку
С травки на былинку.
Прыгает пружинка
Зелёная спинка. (Кузнечик)
Давайте превратимся в кузнечиков.
Физминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп.
Сели, посидели,
Травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!
Логопед. Ребята, пока мы с вами резвились
По небесам оравою
Набрели мешки дырявые.
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода. Что это? (Тучи)
Посмотрите, набежали тучи и солнце то выглянет, то спрячется за тучками.
Упражнение для глаз «Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло (движения глазами из стороны в сторону)
Солнышко тучки-летучки считало: (движения глазами сверху вниз)
Серые тучки, чёрные тучки
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
(движения глазами по диагонали в одну сторону и в другую)
Тучки попрятались, тучек не стало.
(Закрыть ладонями глаза)
Солнце на небе во всю засияло.
(Легко и быстро поморгать глазами).
Ребята, давайте разгоним тучи.
Дыхательное упражнение. (Выдох у вас должен быть плавным и долгим).
Теперь дождь нам не страшен. Давайте поиграем с мячом.
Игра «Скажи ласково»
Ключ – ключик помидор – помидорчик
Чашка – чашечка огурец – огурчик
Книга – книжечка пенёк – пенёчек
Кольцо – колечко носок – носочек
Поиграли, пора и в путь, чтобы дорога не казалась длинной, поиграем в игру «Назови отчество сына».
У Глеба сын Глебович. У Ивана – Иванович, у Михаила – Михайлович и т. д.
Поезд дальше ехать не может.
Впереди завал из брёвен, чтобы его разобрать, надо навести порядок в предложении. (Деформированное предложение)
И с этим препятствием вы справились.
Вот мы с вами и приехали в страну Чудилию, но на воротах висит большой замок, он откроется, если исправите ошибки.
«Исправь предложения».
Дед в печи, дрова на печи. На столе сапожки, под столом лепёшки. Овечки в речке, караси у речки.
Замок открыт и вас приветствуют весёлые человечки. Ребята, вы помогли жителям этой замечательной страны узнать про звук [ч]. Они вам очень благодарны.
Итог. «А что вам понравилось в путешествии?»