Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР «Звук [Б]. Буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 3
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование грамматической стороны речи (образование и употребление формы существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложносочиненных предложений с придаточным времени). Совершен-ствование навыка анализа предложений. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в речи. научить давать акустико-артикуляционную характеристику звукам Б.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ТНР „Звук [Б], Буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематических представлений, артикуляционной, тонкой и общей моторики. учить детей дифференцировать звуки Б, в слогах, словах, предложениях и тексте.
Воспитательные цели. Воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к вещам.
Оборудование. Наборное полотно, предметные картинки с изображениями одежды, обуви, головных уборов; резиновый мяч среднего размера, плоскостное изображение ботинка, яркий толстый шнурок, сюжетные картинки, контейнер с фишками для анализа предложений, плоскостные изображения обуви и крысы для иллюстрирования сказки.
Предварительная работа. Разучивание загадок об одежде, обуви и головных уборах. Составление сложноподчиненных предложений с придаточным времени на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Магазин»[Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия. Развитие фонематических представлений. ]
Логопед. Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет волшебная сказка, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Мы продолжим разговор об одежде, обуви н головных уборах. Вы пришли в магазин «Одежды. Обуви. Головных уборов». Назовите все эти предметы одежды и обуви.
Дети. Брюки. Ботинки. Шуба. Юбка. Рубашка.
Логопед. Купите себе предмет осенней обуви, название которого начинается на звук Б.
За правильный ответ ребенок получает картинку с изображением отгаданного предмета.
1- й ребенок. Ботинки
Логопед. Кто вспомнит название осенней одежды,начинающееся со звука [б].
2- й ребенок. Брюки.
Л о г о п е д. Кто вспомнит название зимней одежды, начинающуюся со звука Ш.
3-йр е б е н о к. Шуба
Логопед. Купите предмет одежды начинающийся со звука Р.
4-й ребенок. Рубашка.
2. Упражнение «Подышим свежим воздухом» (развитие дыхания и голоса)
Логопед. Ребята,мы вышли с вами из магазина, чувствуете, какой свежий воздух. Скоро зима сменит осень, с каждым днем воздух становится более прохладным, давайте подышим этим прохладным воздухом:
— вдох через нос — выдох через рот (5 раз);
— голосовые упражнения. Произносить на одном выдохе:
вдоха иау__ _иау_ _ _ _
3. Игра «Поиграем с Буратино» (Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте).
Логопед на магнитной доске выставляет предметы одежды, обуви, головных уборов со звуком Б :
брюки, ботинки, шуба, рубашка, юбка.
Логопед. Ребята, назовите эти предметы и послушайте, какой звук вы слышите в каждом из них? С этим звуком и буквой мы сегодня и познакомимся.
Звучит аудиозапись песни из кинофильма «Приключения Буратино». Появляется изображение на магнитной доске Буратино.
Буратино. Вы звали меня? Я услышал знакомый звук «Б-Б-Б». Да ведь это моя буква! Буратино!
Логопед. Мы очень рады видеть тебя и конечно же хотим с тобой поиграть.
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед. Ребята, расскажите Буратино, какой это звук.
Произнесение звука Б вслед за логопедом. Характеристика звука. Звук Б — согласный, твердый, звонкий,губной
5. Соотнесение звука с буквой.
Логопед. На что похожа буква Б?
Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
Буква Б проснется рано.
Буква Б — бочонок с краном. (В. Степанов)
6. Игра «Доскажи словечко».(Развитие фонематического слуха).
Логопед. Буратино принес смешные стишки. Добавьте к ним словечко.
Логопед читает рифмы от имени Буратино
За окном шумит баран, Из карманов у Аркашки
За стеной поет. Вечно сыплются.
(баян) (бумажки)
6. Упражнение «Парочки» (Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах. Формирование навыка слогового чтения)
Логопед. Сейчас поиграем игру «Парочки». Назовите предметы одежды, которые имеют пару.
Дети. Перчатки, варежки, носки, гольфы.
Логопед. Они часто теряются. Вот и Буратино растерял носки и гольфы, перепутал ботинки, сапоги и туфли. Помогите ему. Подберитеподходящую пару к каждому предмету, переверните и прочитайте слоги с буквой Б. Чтение слогов со звуком Б (прямых и обратных). Дети меняются друг с другом парами и читают слоги на всех карточках-парочках.
Работа в тетради. Напечатать букву Б. В какую сторону «смотрит» буква Б?
7. Игра «Преврати слово».(Развитие навыков звукового анализа и синтеза).
Перед детьми выставлен контейнер с буквами Б, К, О,У,А, Ы.
Логопед. Поиграем с буквами в «Превращалки». Мы превратимся в волшебников и будем «превращать» слова. Составьте слово БЫК. Посчитайте, сколько звуков в слове БЫК. (Дети производят звуковой анализ и по следам анализа выкладывают слово).
Логопед. А теперь поменяйте букву, вместо буквы Ы, вставьте букву О. Прочитайте, какое слово получилось. (БОК). Мы превратили слово БЫК в слово БОК. (Аналогично проводится анализ и синтез слов БУК, БАК.
Логопед. Откройте свои тетради, возьмите простые карандаши. Напечатаем эти слова в своих тетрадях.
Запись слов в тетрадях.
8. Речь с движением «Я умею обуваться» (Развитие общей моторики, координация речи с движением).
Я умею обуваться,
Если только захочу. Топают ногами.
Я и маленького братца
Обуваться научу. Руки перед грудью — «малень-
кий братец».
Вот они, сапожки.
Наклоняются вперед.
Этот с левой ножки.
Этот с правой ножки. Поглаживающие движения снизу
вверх: левой и правой ногой.
Гели дождичек пойдет,
Наденем калошки.
(Е Благинина)
Топают ногами.
9. Игра «День и ночь» или «Чего не стало?», «Что изменилось?»(Развитие памяти и внимания)
Логопед. Ребята, Буратино принес нам картинки. Назовите их. А сейчас поиграем в любимую игру «День и ночь». Наступила ночь (дети закрывают глаза, (в это время логопед убирает одну картинку, все уснули, день – (дети открывают глаза) чего не стало? (игра проводится 4-5 раз).
— Звонко, громко повтори!
Бала-бала-балалайка,
Балалайка поиграй-ка!
Бара-бара-барабан,
Барабань-ка, барабан!
10. Упражнение «Путаница». [Работа с деформированной фразой. Совершенствование навыка анализа предложений. ]
Логопед предлагает детям пройти за стол и раздает им сюжетные картинки.
Логопед. Буратино хотел составить красивые предложения, но перепутал все слова. Давайте поможем ему распутать. Предложения.
Логопед. Новую, Катя, застегивать, красную, куртку.
1- й ребенок. Катя застегивает новую красную куртку.
Логопед. Примерять, Арина, ботинки, коричневые, кожаные.
2- й ребенок. Арина примеряет кожаные коричневые ботинки.
Логопед. Володя, на, надевает, прогулку, комбинезон, теплый.
3- й ребенок. Володя надевает на прогулку теплый комбинезон.
Логопед. Моет, Сережа, сапожки, резиновые, прогулки, после.
4- й ребенок. Сережа моет резиновые сапожки после прогулки.
Логопед ставит на стол контейнер с фишками для анализа предложений.
Логопед. Сосчитайте слова в предложениях и составьте схемы предложений.
Дети выполняют задание. При необходимости логопед задает контрольные вопросы и дает контрольные задания: «Сколько слов в твоем предложении? Какое слово третье по счету? Есть ли в твоем предложении предлог?»
11. Игра с мячом «Есть — нет». [Совершенствование грамматической стороны речи (образование и
употребление формы существительных множественного числа в родительном падеже, согласование прилагательных с существительными).]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч.
Логопед. Следующая игра вам знакома. Я бросаю вам мяч и говорю, что у меня есть. Вы ловите мяч и говорите, что у вас нет именно этого предмета. У меня есть новые ботинки.
1- й ребенок. Ау меня нет новых ботинок.
Логопед. У меня есть шерстяные носки.
2- й ребенок. Ау меня нет шерстяных носков.
Логопед. У меня есть вельветовые брюки.
3- й ребенок. Ау меня нет вельветовых брюк.
Логопед. У меня есть замшевые перчатки.
4- й ребенок. Ау меня нет замшевых перчаток.
Логопед. Что ж, и с этим заданием вы отлично справились.
Я горжусь вами!
Логопед убирает мяч.
12. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
По предложению логопеда дети высказывают впечатления от занятия и оценивают работу друг друга.