Елена Калюжка
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Р. Приключения с роботом Рубиком»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква [Р]. Приключения с роботом Рубиком.
Тип занятия : микрогрупповое.
Вид занятия : фонетическое.
Занятие рассчитано на детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Третий период обучения.
Общая продолжительность: 30 минут.
Цель: развитие навыка узнавания и правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать мимическую мускулатуру;
- развивать память, мышление;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква Р, Приключения с роботом Рубиком“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- развивать плавный длительный выдох, речевое дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать речеслуховое внимание;
- развивать фонематический слух, фонематический анализ;
- упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, в словах, в предложениях;
- развивать связную речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга, внимание к обращенной речи;
- развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать умение самостоятельно определять задачи и делать выводы.
Предполагаемый результат: дети научатся правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.
Ресурсы: доска, фигурка робота; картинки с изображением эмоций робота; ватные шарики, карандаши; индивидуальные карточки: звуковые дорожки на звук [Р], картинки зонтика, предметные картинки, таблица-дом; чистоговорки в картинках.
I.Вводный этап
1. Логопед : Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный гость.
Рубик : Здравствуйте меня зовут Рубик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек.
Дети здороваются с логопедом и Рубиком, заинтересованы появлением необычного персонажа.
II.Основной этап
1. Р. : Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. А вы, ребята, умеете, это делать?
Л. : Давайте, мы покажем, что умеем.
(На доску вывешиваются картинки эмоций с роботом).
Логопед следит за выполнением задания.
Дети изображают эмоциональное состояние с помощью мимики и взгляда.
2. Л. : Ребята, у нас в гостях робот по Рубик. Давайте, повторим его имя. С какого звука начинается имя Рубик?
Дети повторяют за логопедом слово «Рубик».
- Имя Рубик начинается со звука [Р].
- Значит, с каким звуком мы будем продолжать знакомство?
- Будем знакомиться со звуком [Р].
3. Игра «Опиши звук»
Л. : Ребята, давайте вспомним, как располагаются органы речевого аппарата, когда мы произносим звук [Р] (задает наводящие вопросы, если необходимо).
Дети:
-Губы растянуты в улыбке, зубы немного разомкнуты, кончик языка поднят за верхние зубы и вибрирует, боковые края языка прижаты к коренным зубам; посередине языка идет сильная воздушная струя, которую мы ощущаем на ладошке.
Л. : Молодцы, ребята! А теперь попробуем вспомнить характеристику звука [Р].
- Какой это звук – гласный или согласный?
- Звук [Р] согласный.
- Как проверить, звонкий он или глухой?
- Какой это звук?
Дети прикладывают руки к горлу :
- Звук [Р] звонкий и твердый.
- Молодцы!
4. Дыхательное упражнение «Футбол»
Р. : Ребята, а вы умеете играть в футбол? Научите и меня.
Л. : Ребята, давайте покажем Рубику, как мы умеем играть в футбол с язычком.
Дети задувают ватный шарик в ворота из карандашей.
5. Артикуляционная гимнастика по представлению
Р. : Ребята, я уже многому у вас научился. А сейчас я хочу научиться правильно говорить.
В вашем языке много разных звуков, и мне очень хочется произносить их чётко и правильно.
Л. : Давайте тогда сначала покажем Рубику, как делать гимнастику для язычка, чтобы правильно произносить звук [Р] : «Окошко», «Парус», «Маляр», «Качели», «Вкусное варенье», «Дятел», «Заведи мотор».
Логопед дает словесную инструкцию, как выполнять артикуляционные упражнения.
Дети выполняют упражнения в предложенном порядке.
6. Игра «Звуковые дорожки» (прил. 1)
Р. : На моей планете, мы, роботы, очень любим рисовать звуковые дорожки.
Логопед предлагает детям провести линии по дорожкам, не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук [Р].
Дети проводят линии по дорожкам со звуком [Р] : ррррр.
7. Игра «Почини зонтик» (прил. 2)
Л. : Ребята, Рубик хочет отправиться в поход. Но сначала нам надо починить зонтик на случай дождя.
Логопед предлагает соединить на рисунке буквы Р только с гласными буквами и прочитать получившиеся слоги, четко произнося звук [Р].
Дети соединяют букву Р с гласными буквами и читают получившиеся слоги: рррр-ааа; ррр-ооо; ррр-ууу и т. д.
8. Игра «Поймай звук»
Л. : Ребята, Рубик предлагает вам поиграть. Я буду называть картинки, когда вы услышите слово со звуком [Р], хлопните в ладоши.
Логопед выкладывает на столе 8-10 картинок.
Дети внимательно слушают логопеда, при необходимости проговаривают слова самостоятельно, хлопают, услышав слово со звуком [Р].
9. Игра «Определи место звука» (прил. 3)
Л. : Ребята, смотрите к какому необычному дому мы пришли вместе с Рубиком. Давайте, назовем предметы, которые изображены на карточках, а затем «расселим» их в нужные квартиры.
Логопед показывает детям таблицу-дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке», находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова).
Затем логопед просить назвать все картинки и «расселить» по квартирам.
Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).
- Где будет жить рак?
- Р-р-рак. Звук [Р] в начале слова, значит он будет жить в первое подъезде.
- А куда мы поселим топор?
- Топор-р-р. Звук [Р] слышится в конце слова, значит поселим в третий подъезд.
10. Л. : Ребята, давайте представим, что мы полетели в космос вместе с Рубиком.
Использование здоровьесберегающей технологии.
Динамическая пауза «А сейчас мы с вами, дети…»
Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения.
Дети имитируют движения под стихотворение «А сейчас мы с вами, дети…»
А сейчас мы с вами, дети, Стойка на носках, руки тянутся вверх,
Улетаем на ракете. ладони образуют «купол ракеты».
На носки поднимись,
А потом руки вниз. Опуститься на полную стопу, Раз, два, три, четыре — руки опустить вниз.
Вот летит ракета ввысь!
11. Игра «Собери рюкзак» (прил. 4)
Л. : Ребята, но пока нашему Рубику улетать рано. Он очень хочет отправиться в поход. А чтобы это получилось нужно собрать рюкзак. Не забывайте правильно произносить звук [Р] в словах и раскрашивать эти предметы.
Логопед раздает карточки с рисунками и дает задание найти и раскрасить только предметы со звуком [Р].
Дети выполняют задание, громко и четко проговаривая каждое слово и выделяя звук [Р].
12. Игра «Увиденное в дороге» (прил. 5)
Л. : Ребята, давайте отправимся в путешествие вместе с Рубиком.
Что же интересного мы увидели?
Логопед предлагает детям, составить предложения с выставленными на доске картинками.
Дети придумывают предложения, четко произнося звук [Р].
- Корова жует траву.
- Вертолет летает вокруг горы.
- Трамвай стоит на рельсах у светофора.
13. Пальчиковая гимнастика «Робот» Использование здоровьесберегающей технологии.
Л. : Рубик немного устал, давайте разомнемся.
Логопед читает стихотворение и выполняет вместе с детьми соответствующие движения. Дети выполняют движения под стихотворение.
- К нам пришёл сегодня робот. - Ритмично сжимать и разжимать кулачки
- Две руки, две ноги, голова на месте. - Стучать по столу кулачками, ногами по
полу, повороты головой, руки на ушках.
- В мире звуков, в мире слов он играет с нами вместе. - Ритмично сжимать и разжимать кулачки,
затем сложить руки в замок, переплетая
пальцы.
14. Игра-загадка «Подскажи словечко» (прил. 6)
Логопед просит детей договорить слово, а затем повторить предложение целиком.
На доске вывешивается картинка (подсказка).
Л. : Рубик предлагает нам научиться сочинять стихи:
- Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф)
- Удивленно смотрит Люда
На горбатого (верблюда)
- Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув (рот)
- В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей (норе)
- На крылечке у ворот
Замяукал рыжий….(кот)
Дети внимательно слушают, заканчивают стишки за логопедом
III.Обобщающий этап
1. Игра «Вспомни и назови»
- Какие слова со звуком [Р] вы запомнили?
Дети вспоминают и произносят слова:
- Рубик
- Роза, помидор
- Рак, робот, сыр, рыба
- Арбуз, корова, поросенок
2. Игра «Запомни и повтори» Логопед демонстрирует картинки к скороговоркам.
Л. : Рубику пора возвращаться домой, он благодарит вас за помощь и на прощание хочет подарить вам веселые скороговорки:
Тропка на травке, травка на тропке.
Трое трубачей трубят в трубы.
Храбры бобры идут в боры.
Дети произносят скороговорки, четко произнося звук [Р].
IV.Заключительный этап
1. Логопед предлагает перечислить задания, которые выполнялись в процессе занятия, высказать свои впечатления от занятия и работы на нем.
Л. : - Ребята, какой звук мы учились слышать и произносить сегодня?
- Учились правильно произносить звук [Р].
- Как вы думаете, Рубику понравилось у нас? –
Да, конечно, понравилось!
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети рассказывают о своих впечатлениях
- Рубик с вами прощается и оставляет вам замечательные призы.
Дети благодарят Рубика и прощаются с ним.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо постарались!
Литература
1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Планы индивидуально-подгрупповых занятий по постановке и автоматизации звуков. М., 1998
2. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов : Пособие для логопедов – М., 2003
3. Комарова Л. А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника, 2009