Юлия Скорик
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа)
Тема: «Звук [К] Буква К»
Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой К.
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить знания о звуке К
- Познакомить со способом характеристики звука по акустическим и артикуляционным признакам;
- Познакомить с новой буквой;
- Закрепить умение соотносить звук с буквой;
- Закрепить зрительный образ буквы;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе „Звук [К], Буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- Развивать фонематические процессы;
- Повышать работоспособность и выносливость;
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, игрушка кот, пиналы для обозначения твердого и мягкого звука, индивидуальные картинки с изображением кота и кита, изображение поезда с 2-мя вагонами, цветные полоски (картон) для выкладывания буквы
Ход занятия:
- Сегодня к нам на занятие пришел кот Кузя и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кузя отправляется в гости к своим любимым звуку и букве.
- Ну, что ребята отправимся с ним.
1, 2, 3, 4, 5 – Путешествие пора нам начинать.
Сейчас мы пройдем по зеркальной тропинке. Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.
Артикуляционная гимнастика:
1 упр. «Массаж»
2 упр. «Горка»
3 упр. «Строим - ломаем»
4упр. «Лопатка»
Дыхательная гимнастика:
Упр. «Ветер дует с горки»
Ветерок, ветерок
Полетел за бугорок,
Поигрался с лепестками,
Покружился завитками.
- Зеркальная тропинка закончилась и мы пришли в Звукоград
- Но какой же звук любит наш гость? У Кузи имя начинается с этого звука - Кот Кузя! Ребята! Догадались, какой это звук? («К»).
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителях Звукограда звуках «К и К*», и букве «К», познакомимся поближе и запомним их.
- Где же мы будем искать звук «К»?
- Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!
- Чем буквы отличаются от звуков?
(звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).
- В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков. Подумайте, на какой улице живет звук «К», (на улице гласных или согласных звуков).
Артикуляция и характеристика звука [к]
- Произнесите звук К. При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена.
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).
- Верно. Какой же это звук? Согласный.
Посмотрите какие у Кузи есть картинки. Коже изображен на этой картинке?
-Правильно, кот. Давайте произнесем слово «кот» Какой первый звук в этом слове? Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо). Твёрдый звук [К] обозначим – одной палочкой.
- Этот звук слышится и в других словах. Теперь посмотрим на эту картинку. Кто изображен на ней? Давайте произнесем слово «кит» Какой первый звук в этом слове? Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — двумя палочками.
- Посмотрите на схему слова «кот». Какой здесь звук к — твердый
А теперь посмотрим на схему слова «кит». Какой здесь звук к — мягкий.
Так вот ребята, звук к может быть твердым и мягким.
- Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?
(Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет - значит звук К глухой)
- Звук согласный, бывает твердым и мягким, он всегда глухой.
- А теперь давайте с вами поиграем в игру
Игра «Кто больше».
Кот принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь]
(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, кит, кепка, кисточка, кирпич)
Игра: «Поймай звук»
- Когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове хлопните в ладоши
- м, н, к, т, п, к
- та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак
- стол, ком, зима, кот, мак, комар.
Пальчиковая гимнастика
«Звуков, мы немало знаем… (сжимание-разжимание пальцев)
Добрались до звука «К». (соединение ладошек)
Есть слова, где К - в начале, (поочередные прикасания пальцев, начиная с большого)
Есть слова, где К – в конце» (поочередные прикасания пальцев, начиная с мизинца)
- Дальше путешествие по Звукограду с котом Кузей мы продолжим на звуковом поезде.
Что бы поезд начал движение, поможем рассадить пассажиров по вагонам.
Игра «Звуковой поезд».
- В первый вагон – поместим животных и птиц, в названиях которых звук «К» стоит в начале слова, во второй - в конце слова.
(Определи место звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова.)
коза, кот, курица, корова, индюк, цыплёнок, бык, поросенок.
- Кто поедет в 1 вагоне?
(коза, кот, курица, корова)
- Во 2 вагоне едут?
(индюк, цыплёнок, бык, поросенок.)
Игра «Кого не стало?»
- Пассажиры во время пути будут сходить на станциях, а мы должны узнать, ко же вышел из поезда.
(Убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка и т. д)
Игра «Назови детеныша»
Давайте теперь скажем, как же называются детеныши этих животных :
коза — козленок,
кот — котенок,
курица — цыпленок,
корова — теленок,
индюк — индюшонок.
Физминутка
АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)
ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)
УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).
ИК-ИК-ИК. Вот какой котик. (3 хлопка, показать ушки кота)
Знакомство с буквой.
На прямую палочку справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
- Звуки [ к ] на письме обозначается буквой К.
- Буква К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.
Игра для развития мелкой моторики «Выложи букву»
- Перед вами лежат цветные полосочки. Попробуйте из них выложить букву К
Игра «Придумай слово»
- Кузя предлагает придумать слова со слогом:
ка (капуста, капля,
ко (кот, ком,
ку (курица, кукушка,
ки (кит, кино).
Вот спасибо, помогли,
Звук и букву «К» нашли.
Кот нам очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!
-Кот Кузя останется в гостях у звука «К», а нам пора возвращаться в детский сад.
1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать,
1,2,3,4,5- возвратились в детский сад.
Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?
Итог занятия
С какой буквой мы с вами познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие)
Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)
- Молодцы! Мне тоже понравилось, все потрудились хорошо наше занимательное путешествие окончено.