Елена Мясникова
Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Абвгдейка. Звук [щ], буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия, проведенного в подготовительной к школе группе для детей с ОНР учителем-логопедом Мясниковой Е. Н.
Тема занятия : Путешествие в страну АБВГдейка. Звук [щ], буква Щ.
Тип занятия : по овладению новыми знаниями.
Цель: сформировать знание о звуке [щ], букве Щ.
Задачи:
• коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте „Путешествие в страну Абвгдейка, Звук [щ], буква Щ“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
познакомить с акустико-артикуляционной характеристикой звука [щ] с опорой на различные виды контроля;
закреплять умение выделять звук [щ] в слогах, словах;
познакомить с графическим обозначением звука [щ];
закрепление понятий: “согласный звук”, “слог”, “слово”;
• коррекционно-развивающие:
автоматизировать произношение звука [щ] изолированно, в слогах, словах и предложениях;
развивать фонематический слух и восприятие;
профилактика дисграфии и дислексии;
совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
улучшение мелкой и общей моторики и координации движений;
развитие дыхания и голоса;
развитие основных психических процессов: внимание, память, мышление.
• коррекционно-воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, любознательность;
продолжать формировать волевые черты характера (усидчивость и дисциплинированность);
стимулировать речевую активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные качества;
воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование:
• Фланелеграф, полоски бархатной бумаги (сост. букву Щ); мяч; счетные палочки для выкладывания буквы (по 4 шт., косточки хурмы.
• Карточки формата А5 с буквами Щ, Ш, Ц.
• Зеленый квадрат (без колокольчика).
• Индивидуальные зеркала по количеству детей.
• Карточка формата А4 с цветным изображением Гнома Знайки (см. приложение 1).
• Сюжетная картина формата А4 иллюстрация правила о звуках и буквах (см. приложение 2).
• Предметные цветные картинки формата А5 с изображение предметов, внешне похожих на букву Щ : стилизованные щетка, щенок, щавель (см. приложение 3).
• Карточка формата А4 с отображением порядка написания буквы Щ (см. приложение 4).
• «Перфокарта» формата А3 с изображениями предметов, в названии которых есть звук [щ], и других предметов (см. приложение 5).
• Карточка формата А4 с различными вариантами написания буквы Щ (правильное, перевернутое написание) и похожих на нее букв (см. приложение 6).
• Сюжетная цветная картинка формата А4 с изображением различных предметов, в названии которых есть звук [щ] (см. приложение 7).
Лингвистический материал:
• Слоги: ещ, щё, щи, ащ, ще.
• Слова: щука, щенок, щи, щетка, щит, щепки, щупальца, щегол, клещи, ящерица, ящик, овощи, плащ, лещ, роща, щавель, удилище, щепка, щель, щека, щелка.
Место проведения: логопедический кабинет.
Организационная форма проведения: традиционная.
Логика образовательной деятельности.
1. Приветствие (тренинг общения).
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня на занятии.
Давайте вспомним красивые слова приветствия и поприветствуем друг друга.
"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Сегодня нас ждет много интересных приключений. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
А теперь посмотрите на меня.
2. Дидактическая игра «Зеленая дверь в волшебную страну».
Звучит отрывок из песни В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка»
- Сегодня к нам в гости опять пришел Гном Знайка, а мы знаем, что гном к нам один не приходит, а приходит со своими друзьями – звуками и буквами.
(выставляется картина с изображением Гнома Знайки – см. приложение 1).
Не высоко, не низко, не далеко, не близко, а прямо перед вами - волшебная зеленая дверь в страну АБВГДейку. Сегодня Знайка опять приглашает нас в гости в эту удивительную страну, там мы встретимся с новой буквой, познакомимся с ней поближе, прочитаем веселые стихи, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры-забавы. Но чтобы попасть в эту страну надо правильно ответить на мой вопрос и перешагнуть через вот эту зеленую черту
Это кто стоит, грустит? У кого там кислый вид?
Эй, ребята, не зевай, на вопрос мой отвечай:
• Какая хищная рыба водится в реке? (щука)
• Как называется детеныш собаки? (щенок)
• Как называется суп с капустой? (щи)
• Чем чистят одежду и обувь? (щеткой)
• Чем защищались воины в старину? (щитом)
• Что отлетает, когда рубят дрова? (щепки)
• Чем захватывает добычу осьминог? (щупальцами)
• Как называется певчая птичка с пестрыми перьями? (щегол)
3. Дидактическая игра «Здравствуй, звук!».
– Молодцы. Кто скажет, какой первый звук во всех названных вами словах?
–[щ].
– Правильно. Сегодня мы с вами будем учить новый звук [щ]. Посмотрите все на меня. Возьмите зеркала, произнесите звук [щ]. (дети берут индивидуальные зеркала).
В каком положении находятся губы во время произнесения звука [щ]?
– Губы «окошком».
– Какую форму принимает язык?
– Язык в форме чашечки.
– А при произнесении каких еще звуков язык принимает форму чашечки?
– ж, ш, ч.
– Все эти звуки – шипящие, звук [щ] тоже шипящий.
4. Дидактическая игра «Что за звук? Расскажи».
– Звук [щ] согласный или гласный?
– Согласный.
– Как определить?
– Воздух встречает преграду. Его нельзя пропеть.
– Звук [щ] звонкий иди глухой?
– Глухой.
– Как проверить?
– Приложить ладошку к горлу – голос спит, отдыхает.
– Звук [щ] твердый или мягкий?
– Мягкий.
– Ребята, запомните, что звук [щ] всегда мягкий, у него нет твердого братца. Как мы будем обозначать звук [щ]?
– Зеленым квадратом без колокольчика.
– Кто даст характеристику звука [щ]?
– Звук [щ] согласный, глухой, мягкий.
5. Дидактическая игра «Веселая щетка».
– А сейчас я буду произносить двустишие, а вы повторяйте за мной последний слог.
Щ – метем мы мусор щеткой,
Произносим звуки четко :
Щ!-щ!-щ!-щ!
- Вычистим любую вещь,
Пропоют нам щетки – ЕЩ.
Ещ-ещ-ещ-ещ.
- Что почистить вам еще?
Спросят щетки маму – ЩЁ.
Щё- щё-щё-щё.
Вещь для чистки поищи.
Повторяют щетки – ЩИ.
Щи- щи-щи-щи.
Станет чистым мамин плащ.
Щетки звонко чистят – АЩ.
Ащ- ащ-ащ-ащ.
Ни соринки на плаще.
Щетки так довольны – ЩЕ.
Ще- ще-ще-ще.
6. Дидактическая игра «Давайте познакомимся».
– Звук мы слышим и произносим, а чтобы «увидеть» звук, что нужно сделать?
– Записать его, написать букву.
– Правильно. Давайте повторим, как связаны между собой звуки и буквы. (выставляется сюжетная картина – см. приложение 2). Звуки мы слышим и произносим. буквы мы видим, читаем и пишем, а также можем нарисовать их.
– Звук [щ] обозначается буквой Щ. Эта буква обозначает только один мягкий звук.
– Это буква Щ. На что она похожа?
– Дети предлагают варианты.
– Логопед демонстрирует картинки и читает текст.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан).
Щ – играющий щенок.
Кверху лапками он лег. (Г. Виеру).
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам. (В. Степанов).
Щ, по просьбе овощей,
Рвет щавель для кислых щей. (Н. Толоконников).
(с опорой на соответствующую картинку, см. приложение 3).
– На какие буквы похожа буква Щ?
– Ш, Ц.
(Логопед уточняет, чем отличается буква Щ от названных букв).
– Верно. А из каких частей состоит буква Щ?
– Три длинных вертикальных палочки, одна длинная горизонтальная, одна короткая вертикальная.
– Порядок написания буквы Щ такой : (демонстрация по картинке). (см. приложение 4).
– Сейчас указательным пальцем пишем букву в воздухе вместе; теперь в воздухе сами; теперь на столе; на спине у соседа.
– Теперь давайте выложим букву на фланелеграфе. Кто пойдет выкладывать букву? А все остальные выкладывают букву Щ у себя на столах из палочек и косточки.
Давайте поселим эту букву в наш дом букв.
7. Динамическая пауза.
– А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом. Я буду бросать вам мяч и произносить слово, а вы замените в этом слове первый звук на звук [щ] и произнесите получившееся слово.
Кепка… (щепка,
кит… (щит,
мель … (щель,
тетка … (щетка,
река … (щека,
венок … (щенок,
полка … (щелка).
– Молодцы. Продолжаем занятие.
8. Дидактическая игра «Где спрятался звук?».
– Внимательно посмотрите доску (вешается перфокарта см. приложение 5). В названии каких предметов есть звук [щ]? Я отмечу эти предметы. Скажите, где находится звук [щ] в названии картинок верхнего ряда?
– В конце слова.
– Где находится звук [щ] в названии картинок среднего ряда?
– В середине слова.
– Где находится звук [щ] в названии картинок нижнего ряда?
–В начале слова.
– Переворачиваем лист. Соединяем точки, повторяя порядок написания буквы Щ. Молодцы, вы нашли все предметы со звуком [щ] и получилась буква Щ.
9. Дидактическая игра «Найди букву Щ».
– Возьмите со стола листок. Переверните его. Ваша задача – обвести ТОЛЬКО правильно написанные буквы Щ. (Посмотрите еще раз, как правильно пишется буква Щ). (см. приложение 6).
10. Дидактическая игра «Найди и назови».
– Посмотрите внимательно на картину. Кто назовет предметы, изображенные на этой картине, в названии которых есть звук [щ]? (см. приложение 7).
– Овощи, ящик, лещ, щука, плащ, роща, щенок, щавель, ящерица, щегол, щенок, щепки, удилище.
– А теперь придумайте предложение с этими словами.
– (Дети придумывают предложения). Таня держит ящик с овощами. И т. д.
11. Итог. Рефлексия.
- На этом наше путешествие с Гномом Знайкой подходит к концу. Оно было интересным и познавательным. До свиданья, АБВГДейка! До следующего свидания! Но чтобы выйти через волшебную дверь каждому из вас придется вспомнить и назвать слово со звуком [щ], чтобы дверь открылась. (Дети, подходя к двери, называют слово и проходят обратно в волшебную дверь. Звучит музыка В. Шаинского и Э. Успенского «АБВГДейка»)
– Вот мы и вернулись в нан детский сад. О каком звуке мы с вами сегодня говорили?
– О звуке [щ].
– Какой буквой он обозначается?
– Буквой Щ.
– Какой игры Гнома Знайки вам понравились больше всего?
– …. (ответы детей)
– Занятие окончено.
Самоанализ.
Было проведено фонетическое занятие с элементами грамоты.
Поставленная цель соответствует заявленной теме. Ход проведения занятия соответствует намеченному плану. Все структурные части занятия были проведены.
Занятие построено по основному принципу коррекционного обучение : от простого – к сложному. Содержание занятия соответствует уровню знаний, умений и навыков, а также опыту детей данной группы. Материал подобран с учетом логической последовательности и его усложнения.
По ходу занятия проводилась своевременная смена видов деятельности.
Контакт с группой был установлен. Речь логопеда была доступной, интонированной, выразительной, но следует отметить некоторую замедленность речи, несколько заниженный темп. Присутствовал контроль за речью детей, но следует обратить внимание на равномерность распределения внимания на всех детей группы.
Дети были включены в процесс, заинтересованы, активно работали на занятии.
Поставленные цели были достигнуты. Логопед удовлетворен проведенным занятием.
Литература:
1. Куликовская Т. А. логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации зв2уков у детей: пособие для логопедов и родителей. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2008 г. – 128 с.
2. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М., ООО «Издательство «Эксмо», 2004 г. – 250 с.
3. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Звуки Ш-Ж. для детей 4-6 лет. – Спб. : «Издательский Дом «Нева», 2003 г. – 64 с.