Людмила Хартуляри
Развитие изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта
Развитие изобразительной деятельности связано с формированием у ребенка интереса к окружающему миру.
Публикация «Развитие изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольники с нарушением интеллекта без целенаправленной коррекционно-педагогической помощи практически не могут овладеть элементарными навыками изобразительной деятельности.
Исследования Е. А. Екжановой (2) свидетельствует о том, что изображения, создаваемые дошкольниками с нарушением интеллекта, примитивны, фрагментарны, не передают целостных образов предметов, искажают их форму и пропорции, и, кроме того, являются графическими штампами, не отражающими внешние характеристики реальных предметов.
Это связано с тем, что у таких детей слабо сформировано представление о предметах, не развита мелкая моторика, отмечается несформированность формообразующих движений руки и, как следствие, сложность передачи признаков предметов в рисунке. Кроме того, по данным нейрофизиологических исследований Л. М. Лапшиной (3;4, проведенных на детях дошкольного и школьного возраста, имеющих как норму интеллектуального развития, так и его недостаточность, указывается на то, что в процессе конструирования, рисования в общую деятельность включаются отделы головного мозга, аналогичные тем, что активно работают при организации логического мышления.
В связи с недоразвитием моторики и зрительно-двигательной координации техника изобразительной деятельности остается у умственно отсталых дошкольников весьма примитивной. Особенно показательным является тот факт, что дети, умеющие рисовать, не используют в своих рисунках цвет ни как средство изображения, ни как средство эмоциональной выразительности.
Данные особенности необходимо учитывать при отборе приемов обучения детей с нарушением интеллекта изобразительной деятельности.
Как отмечает Е. А. Екжанова, при планировании занятий с детьми данной категории необходимо учитывать последовательность формирования способов создания графических образов, специфичных для разных видов изобразительной деятельности. Тактика формирования способов выполнения задания развивается в следующей последовательности: сначала ребенок наблюдал за деятельностью взрослого, затем соотносил созданные изображения с реально существующими предметами и субъектами окружающей действительности.
Весьма эффективным является проведение пропедевтических мероприятий, в ходе которых ребенку предоставляется возможность получения максимально доступной информации о предмете. Методика таких мероприятий для детей с нарушением зрения подробно описана в работах Л. Б. Осиповой (5;6). В нашей практике мы используем рекомендации автора применительно к детям с нарушением интеллекта, учитывая специфические особенности данной категории детей. Так, для формирования адекватных представлений о предметах и явлениях окружающего мира целесообразно перед занятием предложить детям выполнить предметно-практические действия, отражающие содержание будущего рисунка ( например: прокатывание машинки, нанизывание бусинок, наложение «снега» на ветки, построение пирамидки и т. д.)
Важным является создание положительной мотивации к выполнению изобразительной деятельности. Для этого целесообразно использовать игровые приемы и сюжетное содержание всего хода занятия (1;2;7).
В процессе выполнения рисунка используются такие приемы как «Сделай как я», совместное выполнение изобразительного приема (рука в руку, упражнения (многократность повторения приема в различных условиях).
Рассмотрим специфику проведения занятия по обучению рисования «Снег идет» (3 год обучения, разработанное в соответствии с задачами «Программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания» Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой (2).
Основным программным содержанием является следующее: вызвать у детей радость от восприятия белого снега, как он красиво ложится на ветки дерева, а затем на землю; наносить мазки на бумагу контрастного цвета; передавать в рисунке сюжет, опираясь на результаты своих впечатлений; закреплять умение рисовать красками.
Для проведения занятия мы используем ветку на подставке (макет «дерева», вату, картон синего цвета (формат А5) с изображением дерева, белую гуашь, кисть «Пони» №5, салфетку.
Перед занятием на прогулке неоднократно обращалось внимание детей на синее небо и белый снег: как он кружится в воздухе, падает на землю, лежит на ветках деревьев, кустах. Детям предлагались для рассматривания иллюстрации с изображением зимних пейзажей, которые педагог комментировал и сопровождал чтением стихотворений русских поэтов о красоте зимней природы.
Важным моментом является мотивация детей к изобразительной деятельности. Для этого мы поставили на стол для занятий макет дерева на подставке, включили музыку П. И. Чайковского «Зима». Данный прием очень заинтересовывает детей происходящим.
Далее предлагаем примерный ход занятия.
- Ребята, посмотрите! Я принесла в группу маленькое деревце. Давайте потрогаем его тоненькие веточки. На них совсем нет листьев. Как вы думаете, почему?
(Педагог подводит детей к правильному ответу)
- Правильно! На улице сейчас зима. Но давайте посмотрим в окно – там нет ни одного дерева, не покрытого снегом. Нашему деревцу, наверное, очень холодно. Что мы можем сделать, чтобы оно не замерзло?
(Дети предлагают «укрыть» дерево снегом)
- Давайте вспомним, как у нас идет снег: сверху вниз или снизу вверх?
Покажите ручками (дети сопровождают ответ движениями рук сверху вниз)
- Молодцы! Снег падает сверху вниз на дома, на каждую веточку дерева, а затем ложится на землю.
Сейчас мы с вами превратимся в маленьких волшебников и аккуратно укроем снегом каждую веточку нашего дерева, чтобы оно не замерзло зимой.
(Дети набрасывают вату на дерево сверху вниз)
Посмотрите, какое красивое зимнее дерево у нас получилось! Где лежит снег?
(Дети показывают руками, где лежит снег – на каждой ветке дерева, под деревом, - при этом сами дети с помощью педагога сопровождают движения рук словами)
Дети садятся на свои места, где на столах лежат приготовленные листы синей бумаги с изображением дерева, белая гуашь, кисточки на салфетках (на каждого ребенка)
Педагог обращает внимание детей на изображение дерева без снега :
- Что нарисовано на бумаге?
(Ответы детей)
- Покажите ствол, ветки. На этом дереве есть снег (макет, а на этом нет. Что мы можем сделать?
(Подвести ответы детей к тому, что снег можно нарисовать)
Педагог предлагает поиграть в игру «Сделай как я» : набирает кистью краску. Убирая лишнюю краску о край баночки, и ритмично наносит мазки «снег» сверху вниз по всему листу бумаги. Не забывая при этом напоминать детям, что снег летает по воздуху, падая на дерево, а затем на землю.
По необходимости педагог подходит к ребенку, который не может выполнить задание и, приемом «рука в руку», наносит мазки, имитирующие снег.
- Какие красивые зимние деревья вы нарисовали!
(Дети рассматривают свою работу и работы сверстников)
Педагог комментирует рисунки детей - снег повсюду: кружится в воздухе, лежит на дереве, на земле, у кого- то получилась горка.
- А как вы думаете, если поставить ваши рисунки рядом, на что это будет похоже?
(Подвести ответы детей к тому, что все вместе рисунки похожи на ЛЕС)
- Правильно! Это похоже на зимний лес, где МНОГО деревьев.
Дети помогают педагогу разместить свои рисунки на магнитной доске. Рядом можно расположить изображение белки, зайчика и т. п.
Таким образом, целенаправленное формирование изобразительной деятельности позволяет детям с нарушением интеллекта в ходе специального обучения не только овладеть элементарными изобразительными навыками, но и познать окружающую действительность. При этом, согласно Е. А. Екжановой, коррекционно-развивающая работа в ходе изобразительной деятельности базируется на ведущей роли обучения, моделях содержательного взаимодействия взрослого с ребенком и формировании всех компонентов изобразительной деятельности.
Библиографический список
1. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта (Текст) : метод. рекомендации / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2009. – 175 с.
2. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью (Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития (Текст) : дис. д-ра пед. Наук: 13.00. 03 : защищена 02.10.03 / Екжанова Елена Анатольевна. – М. ,2003. – 332 с.
3. Лапшина Л. М. Анализ альфа-ритма биоэлектрической активности мозга детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Текст) /Л. М. Лапшина//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. - №1. – С. 142-149.
4. Лапшина Л. М. Визуальный анализ основных реографических показателей подростков с нормальным интеллектуальным развитие и с умственной отсталостью (Текст)/ Л. М. Лапшина //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. -№8. – С. 252-259.
5. Осипова Л. Б. Условия развития осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности (Текст) : монография / Л. Б. Осипова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 111с.
6. Осипова Л. Б. Особенности осязательного обследования и восприятия предметов детьми с косоглазием и амблиопией (Текст) / Л. Б. Осипова // Вестник ЧГПУ. – 2015.- №9. – С. 72-77
7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (Текст) : кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 180с. : ил. – (Коррекционная педагогика).