Лучший педагог года

Проект в подготовительной группе «Русская Матрешка» (17 фото)

Надежда Андреева
Проект в подготовительной группе «Русская Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект в подготовительной группе «Русская Матрешка»

«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку

Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех

Свои думы и знания, своё умение — в этом

Большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем

Близкий и ласковый говорит с ребёнком

Правдиво, мудро».

Е. А. Флёрина.

Тип проекта: творческий, информационный, познавательно- игровой.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным.

Участники проекта: воспитатели подготовительной группы "Теремок", дети, родители.

Актуальность проекта.

Матрёшка - самая известная русская игрушка. Но, мало кто знает, откуда появилась матрёшка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка!

Недостаток знаний о русской народной игрушке матрёшке был выявлен при опросе детей в форме беседы. Значимая для детей проблема, на которую направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают матрешки?

Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.

Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Цель проекта:

Развитие у детей интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Образовательные:

Познакомить детей с историей возникновения этой куклы.

Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрешка, её многообразие.

Учить детей подготовительной группы составлять узоры, украшать матрешку, передавая колорит росписи, характерные композиции.

Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

2. Развивающие:

Развивать словарный запас детей за счет загадок, потешек, специализированных терминов по теме проекта.

Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста.

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.

3. Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

4. Социально-коммуникативные:

Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей "Русская матрешка"

2. Помощь в сборе материала по проекту.

3. Анкета для родителей "Игрушка в жизни ребёнка"

Предполагаемые результаты

1. Дети узнают об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнают о том, почему она пользуется всенародной любовью.

2. Научатся составлять узоры, расписывать матрёшку, использовать геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции.

3. Дети расширят свой словарный запас.

4. В процессе экспериментальной деятельности научатся анализировать, делать выводы.

Этапы реализации проекта.

I.Организационно - подготовительный этап.

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.

3. Определение уровня знаний детей о русской матрёшке.

4. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, стихов, составление рассказов, самостоятельные суждения, интернет).

5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

II. Основной (практический) этап.

Речевое развитие

1. Беседы на темы: "Матрёшка - символ России", "История возникновения матрёшки и процесс её изготовления", "Такие разные матрёшки"(знакомство детей с видами росписи: Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской, Тверской, а также с авторской росписью матрешек.

2. Чтение художественной литературы: Ю. Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом», стихотворение Джулия Рум «Эти русские матрёшки», заучивание стихотворения Э. Успенский «Матрёшки», заучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки. Разгадывание загадок, разучивание потешек о матрёшке.

3. Рассматривание иллюстраций с разными видам матрёшек, игрушек. Составление творческих рассказов о матрёшке.

Игровая деятельность.

1. Дидактические игры: "Найди сестричку матрёшки", "Собери матрешку", "Построй ряд закрытыми глазами", дидактическая игра на сложение и вычитание "Математические матрёшки".

2. Пальчиковая игра "Мы весёлые матрёшки"

Продуктивная деятельность.

1. Рисование: "Распиши матрёшку" в стиле традиционной Загорской росписи.

2. Аппликация "Эти разные матрёшки"

3. Лепка "Матрёшка".

Музыкально-художественная деятельность.

Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».

III.Заключительный этап.

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итоги проекта.

1. Выставка детских работ по теме проекта.

2. Оформление методических пособий для педагогов.

3. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе расписали своих матрешек, сделали мини-выставку своих работ.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

Имя русской матрешки: данное название русской матрешки произошло от имени Матрёна, распространённого на Руси. Имя Матрена от lat. «Matrona», что значит «женщина из знати», уменьшительно: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Муся.

Существует несколько видов матрешки: Сергиево – Посадская, Полхов – Майданская, Семеновская, Вятская, Тверская, авторская.

Мы попробовали стать мастерами по росписи русской матрешки и создали своих матрешек-матушек.

Заключение:

И вот настало время подвести итоги своего труда.

Во-первых, эта работа принесла всем удовольствие от творческой работы.

Во-вторых все ребята нашей группы теперь уверенно смогут дать ответ, откуда в России появилась матрёшка, убедились в том, что матрёшка- это национальный русский сувенир, что она популярна в наши дни.

И в третьих - мы получили продукт нашего исследования, которым могут воспользоваться воспитатели и ребята. Мы считаем, что это исследование во многом пополнило наши знания. Для нас эта работа была интересной и поучительной. О русской матрешке мы узнали очень много. Главное мы поняли, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.

Используемые ресурсы:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.- 144С., 16Л. вкл

2. Интернет ресурс: https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-russkoy-matryoshkoy-1775520.html

3. Ю. Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом»

4. Интернет ресурс: https://childtoys.ru/stihi-pro-matreshku.html

5. Интернет ресурс: https://russianarts.online/114267-kakie-byvayut-matryoshki/

Приложение 1

Детские стихи про матрешку – короткие и длинные

***

Эх, матрешечка-матрешка,

Красота, на загляденье.

Только стоит разобрать,

Красоты уже штук пять.

***

У мамы на комоде –

Стоят матрешки вроде.

Все яркие, нарядные –

Но что-то не по моде.

***

Среди моих игрушек

И кукол современных

Матрешки все ж в почете

Скажу вам без сомненья.

Матрешки тоже куклы

У них свои наряды.

Вот только их не снимешь

Не поменять ей платье.

На голове платочки

Есть красные и синие.

Ей не расчешешь волосы

Хотя видны косички.

***

На столе стоит матрешка –

Глазки расписные.

В ней живет еще немножко –

Чудо, как красивые.

***

Матрешки – лучшие друзья,

Скажу вам по секрету.

Они создания русские – как я

И сказано все этим.

***

Коллекция Тверских матрешек,

Хранится в комнате моей.

В ней персонажи сказок русских,

Дороже монстров и родней.

Орлов В.

В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая.

***

Матрешка — древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

Приходько В.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще –

Откуда?

А там опять…

Найденыш.

… Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Для самой юной крошки

Шьют платьице матрешки,

Чтоб выйти вереницей

И погулять с сестрицей.

***

Матрешка пестрая, красивая, забавная

Со всех сторон нарядная.

В косу волосы убраны

У русской красавицы,

И она всем нравится.

Фото «Русская Матрешка»
Проект в подготовительной группе - фото
В народной игрушке народ отдаёт ребёнку Свою любовь и ласку свою весёлость и смех Свои думы и знания своё умение в этом Большая сила её влияния на ребёнка Через народную игрушку кто то совсем Близкий и ласковый говорит с ребёнком Правдиво мудро Тип проекта творческий информационный познавательно игровой Срок реализации проекта проект является краткосрочным Участники проекта воспитатели подготовительной группы Теремок дети родители Актуальность проекта Матрёшка самая известная русская игрушка Но мало кто знает откуда появилась матрёшка Появление матрешек удивляет что же таится внутри какая она самая маленькая куколка Недостаток знаний о русской народной игрушке матрёшке был выявлен при опросе детей в форме беседы Знакомя детей с русской матрёшкой формируем творчески развитую личность способствуем повышению уровня познавательных способностей детей развиваем воображение эстетический вкус Цель проекта Развитие у детей интереса к истории России народному творчеству на примере русской национальной игрушки Образовательные Познакомить детей с историей возникновения этой куклы Дать детям элементарные представления об игрушке русская матрешка её многообразие Учить детей подготовительной группы составлять узоры украшать матрешку передавая колорит росписи характерные композиции

Анкета для родителей «Игрушка в жизни ребенка»

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.

1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?

-раз в неделю

-раз в месяц;

-только по праздникам;

-не покупаю игрушки

2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?

Покупаю подарки к празднику;

иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравивши­еся игрушки;

хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;

все старые игрушки ребенку надоели;

в магазине появились игрушки-новинки;

покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.

3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?

Куклы, пупсы;

аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);

конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;

настольные игры, различные познавательные карточки, лото;

технические игрушки (железные дороги, машинки и т. п.);

спортивные;

музыкальные;

радиоуправляемые;

развивающие;

народные;

4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?

На цену;

качество;

возрастные рекомендации;

дизайн;

страну-изготовитель;

известность марки;

наличие развивающей функции;

скидки и бонусы при покупке;

желание ребенка;

5. Какая Ваша любимая игрушка была в детстве? ___

6. Сколько игрушек должно быть у ребенка?___

7. Какие народные игрушки Вы знаете? ___

8. С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ___

9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ___

10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?___

___

11. Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?___

12. Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическо­му развитию ребенка?___

13. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?___

14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками?

Спасибо, за сотрудничество.

Приложение №2

Анкета для родителей

Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».

Матрешкин блиц-опрос:

1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).

2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы) .

3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .

4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка? (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .

5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .

6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .

7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .

8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок) .

9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская) .

10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .

Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину

Публикации по теме:

Долгосрочный проект во второй младшей группе «Русская матрешка»Долгосрочный проект во второй младшей группе «Русская матрешка» Актуальность Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. (Вадим Шефнер,.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУКонспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУ Конспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУ Цель: формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект в подготовительной группе «Русская Матрешка»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 02:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в подготовительной группе «Русская Матрешка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Андреева (УИ 2831424) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД