Надежда Андреева
Проект в подготовительной группе «Русская Матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку
Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех
Свои думы и знания, своё умение — в этом
Большая сила её влияния на ребёнка.
Через народную игрушку кто — то совсем
Близкий и ласковый говорит с ребёнком
Правдиво, мудро».
Е. А. Флёрина.
Тип проекта: творческий, информационный, познавательно- игровой.
Срок реализации проекта: проект является краткосрочным.
Участники проекта: воспитатели подготовительной группы "Теремок", дети, родители.
Актуальность проекта.
Матрёшка - самая известная русская игрушка. Но, мало кто знает, откуда появилась матрёшка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка!
Недостаток знаний о русской народной игрушке матрёшке был выявлен при опросе детей в форме беседы. Значимая для детей проблема, на которую направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают матрешки?
Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Цель проекта:
Развитие у детей интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи:
1. Образовательные:
Познакомить детей с историей возникновения этой куклы.
Дать детям элементарные представления об игрушке – русская матрешка, её многообразие.
Учить детей подготовительной группы составлять узоры, украшать матрешку, передавая колорит росписи, характерные композиции.
Расширить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
2. Развивающие:
Развивать словарный запас детей за счет загадок, потешек, специализированных терминов по теме проекта.
Развивать игровую деятельность детей дошкольного возраста.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства.
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь к русской народной культуре.
Воспитывать интерес к историческому прошлому русского народа.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
4. Социально-коммуникативные:
Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей "Русская матрешка"
2. Помощь в сборе материала по проекту.
3. Анкета для родителей "Игрушка в жизни ребёнка"
Предполагаемые результаты
1. Дети узнают об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнают о том, почему она пользуется всенародной любовью.
2. Научатся составлять узоры, расписывать матрёшку, использовать геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции.
3. Дети расширят свой словарный запас.
4. В процессе экспериментальной деятельности научатся анализировать, делать выводы.
Этапы реализации проекта.
I.Организационно - подготовительный этап.
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
3. Определение уровня знаний детей о русской матрёшке.
4. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрёшек, стихов, составление рассказов, самостоятельные суждения, интернет).
5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
II. Основной (практический) этап.
Речевое развитие
1. Беседы на темы: "Матрёшка - символ России", "История возникновения матрёшки и процесс её изготовления", "Такие разные матрёшки"(знакомство детей с видами росписи: Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской, Тверской, а также с авторской росписью матрешек.
2. Чтение художественной литературы: Ю. Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом», стихотворение Джулия Рум «Эти русские матрёшки», заучивание стихотворения Э. Успенский «Матрёшки», заучивание стихотворения Л. Некрасовой «Весёлые матрёшки. Разгадывание загадок, разучивание потешек о матрёшке.
3. Рассматривание иллюстраций с разными видам матрёшек, игрушек. Составление творческих рассказов о матрёшке.
Игровая деятельность.
1. Дидактические игры: "Найди сестричку матрёшки", "Собери матрешку", "Построй ряд закрытыми глазами", дидактическая игра на сложение и вычитание "Математические матрёшки".
2. Пальчиковая игра "Мы весёлые матрёшки"
Продуктивная деятельность.
1. Рисование: "Распиши матрёшку" в стиле традиционной Загорской росписи.
2. Аппликация "Эти разные матрёшки"
3. Лепка "Матрёшка".
Музыкально-художественная деятельность.
Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
III.Заключительный этап.
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Итоги проекта.
1. Выставка детских работ по теме проекта.
2. Оформление методических пособий для педагогов.
3. Презентация проекта.
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрёшка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе расписали своих матрешек, сделали мини-выставку своих работ.
Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.
В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
Имя русской матрешки: данное название русской матрешки произошло от имени Матрёна, распространённого на Руси. Имя Матрена от lat. «Matrona», что значит «женщина из знати», уменьшительно: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Муся.
Существует несколько видов матрешки: Сергиево – Посадская, Полхов – Майданская, Семеновская, Вятская, Тверская, авторская.
Мы попробовали стать мастерами по росписи русской матрешки и создали своих матрешек-матушек.
Заключение:
И вот настало время подвести итоги своего труда.
Во-первых, эта работа принесла всем удовольствие от творческой работы.
Во-вторых все ребята нашей группы теперь уверенно смогут дать ответ, откуда в России появилась матрёшка, убедились в том, что матрёшка- это национальный русский сувенир, что она популярна в наши дни.
И в третьих - мы получили продукт нашего исследования, которым могут воспользоваться воспитатели и ребята. Мы считаем, что это исследование во многом пополнило наши знания. Для нас эта работа была интересной и поучительной. О русской матрешке мы узнали очень много. Главное мы поняли, почему русская Матрешка является символом России и так долго нравится людям.
Используемые ресурсы:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.- 144С., 16Л. вкл
2. Интернет ресурс: https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-russkoy-matryoshkoy-1775520.html
3. Ю. Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом»
4. Интернет ресурс: https://childtoys.ru/stihi-pro-matreshku.html
5. Интернет ресурс: https://russianarts.online/114267-kakie-byvayut-matryoshki/
Приложение 1
Детские стихи про матрешку – короткие и длинные
***
Эх, матрешечка-матрешка,
Красота, на загляденье.
Только стоит разобрать,
Красоты уже штук пять.
***
У мамы на комоде –
Стоят матрешки вроде.
Все яркие, нарядные –
Но что-то не по моде.
***
Среди моих игрушек
И кукол современных
Матрешки все ж в почете
Скажу вам без сомненья.
Матрешки тоже куклы
У них свои наряды.
Вот только их не снимешь
Не поменять ей платье.
На голове платочки
Есть красные и синие.
Ей не расчешешь волосы
Хотя видны косички.
***
На столе стоит матрешка –
Глазки расписные.
В ней живет еще немножко –
Чудо, как красивые.
***
Матрешки – лучшие друзья,
Скажу вам по секрету.
Они создания русские – как я
И сказано все этим.
***
Коллекция Тверских матрешек,
Хранится в комнате моей.
В ней персонажи сказок русских,
Дороже монстров и родней.
Орлов В.
В матрешке — матрешка.
В матрешке — матрешка.
А самая маленькая,
Как крошка.
Люблю я с матрешками
Часто играть,
Сперва разбирать их,
Потом собирать.
Собрать их недолго:
Минута, вторая —
И вырастет сразу матрешка большая.
***
Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!
Приходько В.
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять…
Найденыш.
… Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей.
***
Матрешка пестрая, красивая, забавная
Со всех сторон нарядная.
В косу волосы убраны
У русской красавицы,
И она всем нравится.
Анкета для родителей «Игрушка в жизни ребенка»
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Ваше мнение очень важно для нас.
1. Как часто Вы приобретаете для своих детей игрушки?
-раз в неделю
-раз в месяц;
-только по праздникам;
-не покупаю игрушки
2. Что является для Вас мотивом для покупки детских игрушек?
Покупаю подарки к празднику;
иду в магазин покупать одежду, заодно покупаю понравившиеся игрушки;
хочу просто порадовать своего ребенка новой игрушкой;
все старые игрушки ребенку надоели;
в магазине появились игрушки-новинки;
покупаю, когда старые игрушки уже не подходят по возрасту.
3. Какие игрушки Вы приобретали для своего ребенка в течение последних 6 месяцев?
Куклы, пупсы;
аксессуары для кукол (домики, мебель, одежда, коляски, ванночки);
конструкторы, пазлы, мозаики, кубики;
настольные игры, различные познавательные карточки, лото;
технические игрушки (железные дороги, машинки и т. п.);
спортивные;
музыкальные;
радиоуправляемые;
развивающие;
народные;
4. На что Вы обращаете внимание, покупая игрушку?
На цену;
качество;
возрастные рекомендации;
дизайн;
страну-изготовитель;
известность марки;
наличие развивающей функции;
скидки и бонусы при покупке;
желание ребенка;
5. Какая Ваша любимая игрушка была в детстве? ___
6. Сколько игрушек должно быть у ребенка?___
7. Какие народные игрушки Вы знаете? ___
8. С какими народными игрушками Вы играли в детстве? ___
9. Есть ли у Ваших детей народные игрушки дома? ___
10. После просмотра мультфильма (рекламы) Ваш ребенок просит купить игрушку-героя этого мультфильма (рекламы). Как Вы будете действовать?___
___
11. Существуют ли, по Вашему мнению, антиигрушки и как Вы к ним относитесь?___
12. Может ли игрушка, на Ваш взгляд, нанести вред психическому развитию ребенка?___
13. Мастерите ли Вы какие-нибудь игрушки сами или вместе со своими детьми? Если да, то какие? Если нет, то почему?___
14. Поможет ли игрушка ребенку в преодолении трудностей, которые он испытывает в общении со сверстниками?
Спасибо, за сотрудничество.
Приложение №2
Анкета для родителей
Дорогие родители, попробуйте дать ответы на «Матрешкины вопросы».
Матрешкин блиц-опрос:
1. Сколько лет матрешке? (По сравнению с другими игрушками матрешка молода, ей чуть больше ста лет).
2. Из какой страны пришла к нам идея создания матрёшки? (Из Японии, в виде фигурки старца мудреца – Фукурумы) .
3. Где создавались первые матрёшки? (В магазине - мастерской «Детское воспитание» купцов Мамонтовых в Абрамцево под Москвой) .
4. Почему игрушке дали такое имя - Матрёшка? (Это было распространённое имя среди бедных девушек в виде них изображались матрёшки в те годы) .
5. Назовите главный секрет матрешки. (Это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще) .
6. Из какого материала сделана матрешка? (Из дерева. Дерево – материал доступный, прочный, податливый, красивый, хорошо окрашивается) .
7. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Это береза и липа, древесина у них легкая и мягкая) .
8. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? (Токарный станок, долото, рубанок) .
9. Какие основные названия матрёшек вы знаете? (Сергиево – посадская, Семёновская, Полхов – Майданская, Вятская) .
10. Где и когда матрёшка завоевала золотую медаль? (в Париже в 1900г) .
Интересная информация: В Книгу рекордов занесены 25-местная, 48-местная, 77-местная. Самая большая - ростом с первоклассницу, самая маленькая - с горошину