Наталья Алексеевна Макеева
Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь о них говорить, выражать эмоции и, главное, управлять ими и осознавать внутреннее состояние другого человека и взаимодействовать с ним.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
С одной стороны, детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают им научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта линия развития эмоций нарушается, то нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом
Из всего выше сказанного, для себя я сделала вывод, что в моей работе мне необходимо искать экологичные способы выражения эмоций для детей, чтобы продуктивность нашей деятельности возрастала. Но какие?
И здесь мне на помощь пришла притча.
«В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:
«Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил e го:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.»
ПОЭТОМУ ГОВОРЯТ: Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
На сегодняшний день, выбор пал на песок!
Так как игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому я используем песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. А какие, подскажут коллеги:
Читают карточки -
• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
• В- шестых, песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребенка саморегуляцию и терпеливость.
В этом сила и мощь этого волшебного материала.
Но перед началом нашего мастер класса - я бы хотела чтобы вы оценили свое эмоциональное состояние с помощью цветного песка (только честно) и наполнили наш сосуд (красный- радость, оранжевый – веселье, желтый –светлое приятное состояние, зеленый- спокойствие, синий- грусть, фиолетовый – тревожность, страх, черный – упадок сил, белый –равнодушие, трудно сказать.)
Техника, с которой начинается песочная терапия называется мотивационная техника. С нее человек заходит в песок и выходит из него. Мотивационная техника решает 2 задачи:
- вызывают интерес к песку,
- вызывают доверие к песку.
Если эти два фактора есть, то работа будет успешной. Мы сегодня будем исследовать песок, говорить о своих чувствах, обогащать словарь эмоций, развивать тактильное восприятие, активизировать умственную деятельность, мелкую моторику рук, учиться ориентироваться в пространстве. Начнем играть с песком с самых простых упражнений.
1. Сделайте максимально высокую горку. Есть три вида песочного дождя : низкий, средний, высокий. Оцените, какой дождь вам интересней. Песочный дождь создаем и обращаем внимание на то, какой дождь соотносится вашему состоянию. Мы знакомимся и исследуем песок в данный момент, его возможности.
2. Из вашего дождя создайте блинчик размером с мизинчик. Ровный, круглый. Сейчас вы можете пользоваться только двумя мизинчиками. Распишите свою «тарелку». Желательно двумя пальцами одновременно рисовать красивый узор. Чувствуете, как меняется ваше отношение к песку, вы уже не взрослые и уже не дети, формируется мотивация к песку и доверие.
Из своей тарелки сделайте квадрат. Кто из вас в реальной жизни из тарелки может сделать квадрат? Никто, а в песочной терапии можно. Из своей тарелки сделайте ровный квадрат шириной с мизинчик. И в своем квадратике, используя тонкие отпечатки пальцев, создайте образ животного, который вас восхищает. Желательно, чтобы это было узнаваемо и правдоподобно. Спросите у соседа. Угадал он?
Все, что мы сейчас делали, называется мотивационными приемами рисования в песке.
3. Сейчас вы будете работать в парах. В чем смысл – ваша задача посоревноваться с партнером. Вам нужно придумать 5 оригинальных способов перемещения песочных масс (например я буду так перемещать, а я так) Кто не может придумать 5 способов – 5 приседаний. Чувствуете, как появляется чувство партнерства, конкуренции? Тут же включается креативное мышление. Вытаскиваем из себя то, что сидит глубоко, о чем стесняемся говорить или не можем подобрать нужные слова. Это шикарная работа в детско-родительских парах, семейных, 2-конкуретов.
4. «Пальчиковые походы».
Что такое пальчиковые походы. Я делаю на песке круг,выбираю 2-3 игрушки, показываю их своему партнеру. Партнер закрывает глаза, а я размещаю-прячу эти игрушки в периметре этого круга. Партнер отправляется в настоящий взрослый пальчиковый поход. У партнера есть правило- двигаться микрошагами. Задача - исследовать вселенную поля и найти игрушку. Бывает, что человек ходит вокруг игрушки и не чувствует ее. Так и в жизни бывает, ходим вокруг чего-то важного и не можем найти.
(Размещая игрушки, берете руку партнера – 2 пальчика и отправляете их в путь… Партнер отправляется впервые в свой пальчиковый поход - серьезное дело. Активизируется исследовательский интерес. От 1 минуты до большего времени человек может находить игрушки. Когда человек не может найти, что он чувствует в тот момент? (-где эта гадкая машинка? и т. д.) Можно поговорить об испытываемых чувствах – т. о. развивается эмоциональный интеллект.
Простая игра помогает активизировать исследовательский интерес, помогает сбросить балласт, развить тактильные ощущения, пространственные ориентиры, скорость движения, стратегии работы.
Что нужно для счастья взрослому человеку – найти 2 -3 игрушки. Такие вещи помогают включиться, вернуться к тому, что не важно, что ты делаешь, а важно в каком состоянии ты это делаешь. В «Пальчиковых походах» можно использовать разные сачки и ситечка. Ребенок нагружает песок и просеивает (нашел- не нашел, уловил- не уловил). Потом ощупывает и угадывает, что это. Чем больше мотивации, тем интереснее будет занятие.
5. Следующая игра – «Полушарное рисование». Сейчас очень много говорят о балансе правого и левого полушария. Смысл упражнений: набираете двумя руками песок и рисуете одновременно двумя руками два одинаковых круга. У кого получается, вы спер здоровый человек Главное не хитрить и давать рукам зависать. Собрали свои круги в кучку и рисуем 2 одинаковых глаза, 2 глаза своего соседа. Теперь рисуем 2 одинаковых цветка. Роза, ромашка, тульпан – вы абсолютно стандартно мыслите. Те кто нарисовал что-то другое, имеют шанс на креативность. Безымянными пальцами одновременно нарисуйте контуры своих цветков. Теперь нарисуйте 2 абсолютно разных цветка. Представьте. Что происходит в вашей голове – правое и левое полушария работают одновременно, создавая разные рисунки. Сейчас понимаете, сколько всего вы можете, ваша самооценка растет вверх.
Работа с песком - уникальна. Всегда работает плюсом в самооценке человека. Вы не умеете рисовать, а получается очень красиво.
6. В этом вы сейчас с удовольствием убедитесь. Наше завершающее задание «Рисование под музыку». В итоге этого упражнения мы получим настоящие шедевры.
После таких упражнений человек получает положительные эмоции, радость, расслабление, интерес и удовольствие. Сюда в песок не страшно выносить то, что вас тревожит, беспокоит. С помощью работы с песком происходит экологичный - безопасный выход ваших эмоций (внутренняя саморегуляция). Песок перезагружает эмоциональное состояние человека, снимает лишний балласт, оставляя все только нужное.
Рефлексия: сейчас я предлагаю вернуться к нашему сосуду, который мы наполняли в начале занятия, и снова оценить свое эмоциональное состояние. Посмотрим, изменилась ли наша цветовая палитра.
Человек - это как бы сосуд, который одновременно заполняется с двух сторон - добра и зла - мыслями, ощущениями, воспоминаниями, чувствами, желаниями, побуждениями. И это нормально, что в нас кипит столько разных эмоций! Важно научиться понимать себя и других, свои чувства и желания, а также чувства и желания других, говорить и управлять своими эмоциями. Развитие эмоционального интеллекта детей - одна из основных моих педагогических задач.
От всей души я хотела бы подарить вам небольшой подарок: сердца, которые помогут нам помнить о наших эмоциях, о важности каждой из них в нашей жизни, о важности умения говорить о них и,главное, выражать их экологично (к примеру с помощью песочной терапии). И учить этому своих воспитанников.