МААМ-картинки

Организованная образовательная деятельность по программе «Верность родной земле» в подг. группе на тему: «Напутственное слово…»

Светлана Маркова
Организованная образовательная деятельность по программе «Верность родной земле» в подг. группе на тему: «Напутственное слово…»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольная секция

1 номинация – «Лучшая методическая разработка итогового занятия 3-7 лет по парциальной программе «Верность родной земле» («Истоки») для дошкольного образования (И. А. Кузьмин, О. С. Абрамова, С. М. Зырянова)

Маркова С. Н. _ МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» г. Алатырь Алатырского муниципального округа ЧР _ Радуга истоков

Тема итогового занятия: «Напутственное слово»

Подготовительная группа

Год создания методической разработки – 2025г

Год участия в фестивале – 2024г

Пояснительная записка.

Место занятий в системе работы: программа представляет собой целостную систему, где каждое занятие является продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой по программе «Истоки». Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом и организационном плане.

Обоснование необходимости включения занятий в образовательный процесс: программа направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Занятия позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т. д.).

С учётом развивающего потенциала на занятиях используются активные формы образовательной деятельности, такие как ресурсный круг и работа в паре, которые способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.

С учётом воспитательного потенциала занятия направлены на формирование духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.

С учётом требований ФГОС программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС общего образования, Закону «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» (№304 от 31.07.2020).

С учётом методологии Истоковедения программа позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, развить духовно-нравственную стержневую основу во всех звеньях образования и обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней и профессиональной школы, а также выход на 5 аспектов качества образования.

Организованная образовательная деятельность по программе «Верность родной земле» в подготовительной группе на тему: «Напутственное слово».

Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Сказка» города Алатырь Алатырского муниципального округа Чувашской Республики

Фамилия, имя, отчество педагога (полностью, разработавшего конспект ООД: Маркова Светлана Николаевна

Возрастная дошкольная группа: подготовительная группа 6-8 лет

ООД № 2

Месяц проведения октябрь

Тема осваиваемой социокультурной категории «Традиции слова»

Тема итоговой ООД: «Напутственное слово»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель:

- дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова».

Задачи.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- приобщение детей, родителей и педагогов к традиции напутственного слова;

- формирование духовно-нравственного стержня личности ребенка дошкольного возраста 6-8 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;

- развитие инициативной речи детей о значении напутственного слова;

- развитие способности детей получать родительское благословение, активно использовать напутственное слово в своей речи;

- обогащение словаря детей образными выражениями сказок;

- формирование умения детей составлять связные высказывания об изображенном на иллюстрациях книги

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание добрых чувств и отношений через общение с близкими людьми

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).

Формы реализации детских видов деятельности: Разговор в круге. Самостоятельная речевая деятельность Ситуативный разговор. Рассматривание иллюстрации. Создание игровой ситуации. Разговор в ресурсном круге. Художественно-творческая деятельность детей и родителей по оформлению страницы Альбома.

Материал к ООД:

• солнышко на магните;

• иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»;

• книга для развития детей 6 – 8 лет «Напутственное слово», часть вторая, под общей редакцией И. А. Кузьмина;

• книга для развития речи детей 6 – 8 лет «Напутственное слово», часть вторая, под общей редакцией И. А. Кузьмина

• посошок

Предварительная работа:

• чтение литературно-художественных текстов по теме «Напутственное слово» из одноимённой книги для развития;

• разучивание песни «Хорошо на свете, солнышко, свети»;

• подбор пословиц и поговорок по теме;

• изготовление солнечных лучиков;

• работа с родителями: выполнение очередной страницы Альбома «Напутственное слово», внесение в информационный экран «Социокультурные истоки» методических рекомендаций по заявленной теме;

• дидактическая игра «Скажи ласково», игровое упражнение «Добрые слова»

Место проведения: зал дошкольного учреждения

ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.

Организационный момент

Присоединение к теме

(Дети стоят полукругом)

Воспитатель:

Мы – дружные ребята

Ребята – дошколята

Быстро за руки возьмёмся

И в кружочек соберемся

Если хмурится с утра

Нам поможет доброта.

Ребята, что такое доброта? Что значит быть добрым? (Доброта – это улыбка мамы, хорошее настроение, вежливые слова, любовь к родным, помощь окружающим, говорить приятные слова)

Доброта – это наше ласковое слово; улыбка, подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, родным, знакомым, помощь окружающим.

Раньше в старину говорили: «Ласковое слово сказать – посошок в руку дать». Как вы это понимаете? (Как посох помогает при передвижении человека, так и ласковое слово помогает жить, делать дела, совершать добрые поступки). Значит, ласковое слово, оно какое? (Ласковое, радужное, теплое, солнечное, нежное, веселое, радостное, доброе, нежное, уютное, приятное).

Предлагаю вам взять солнышко в руки и, передавая его, сказать друг другу ласковое слово. (Милана, ты очень милая девочка, Настя, ты очень красивая)

Давайте солнышко прикрепим на доску, и оно нам будет светить.

Хорошо на свете, солнышко, свети.

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути.

Самого - самого доброго пути.

- Когда мы говорим: «Доброго пути», «Самого доброго пути»? (Когда провожаем на работу взрослых или кто-то уезжает куда-то, на войну)

Слова «Доброго пути» — это слова – напутствия, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. Проходите на стульчики, мы сейчас побеседуем о напутственном слове.

Разговор в круге.

Во все времена людьми ценилось Доброе Слово. В русском языке очень много слов и выражений, где используется слова: "Добро". Назовите выражения, где используются слова "Добро" («Добро пожаловать», «Доброго пути», «Будьте добры», «Всего доброго», «Доброе утро», «Доброй ночи»)

Что вы чувствуете, когда вам говорят добрые слова? (Добрые слова помогают людям в жизни, поднимают настроение, придают уверенности в себе, помогают в дороге). От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда.

Но есть еще слова, которые говорят перед дальней дорогой. Попробуйте и вы назвать слова, которые вы сказали бы родителям перед дорогой. (В добрый путь, Доброго пути, Хорошей дороги, Хороших попутчиков, Ангела Хранителя, с Богом, Счастливого пути, Ступай с Богом, Легкой дороги, Доброй поездки). Великая сила скрыта в напутственном Слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Традиции напутственного слова проявляются и в родительском благословении. Оно требовалось на всякое дело – дальнюю дорогу, на учебу, на женитьбу или замужество, перед сном. Благословение означает пожелание добра, успехов, покоя, счастья, любви, успехов в жизни.

Ребята, мы с вами познакомились с рассказом, где говорилось, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом, как он назывался? (Ветер и солнце). Что затеяли солнце и ветер? (Они затеяли спор о том, кто из них сильнее и стали меряться силами над путешественником: кто сможет снять плащ. Ветер дул, злился, а путник сильнее закутывался, тогда солнце пригрело, приласкало и путник снял плащ). Правильно, ребята. Также и мы с вами – если человек проявляет доброту, нам хочется с ним общаться и тянемся к нему как к солнышку. А со злым человеком нам разговаривать не хочется.

Воспитатель обращает внимание на мольберт, где расположена иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» или на слайд из презентации

- К какой сказке относится эта иллюстрация? (Василиса Прекрасная).

- Что помогало Василисе в жизни? (Матушкино благословение).

- Какими словами благословила матушка Василису? (Я благословляю тебя и оставляю вот эту куклу. Береги её, держи всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью).

- Что случилось однажды вечером? (Мачеха раздала вечерние работы, а одна из дочерей погасила последнюю свечу. Мачехины дочери вытолкали Василису из дома и отправили её к Бабе-яге за огнем).

- Что сказала Баба-яга, когда пришла к ней Василиса Прекрасная?

- Как благословение матушки помогло Василисе Прекрасной вернуться домой?

Родительское благословение защищало от всяких невзгод и способствовало успеху в любом деле. Есть такая пословица: «Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит».

- А вы сможете узнать волшебные напутственные слова?

Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из сказок из книги для развития детей «Напутственное слово».

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка,

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе»

Еще пуще старуха бранится,

Не дает старику, мне покою,

Избу просит сварливая баба.

Отвечает золотая рыбка:

«Не печалься, ступай себе, с богом,

Так и быть, изба вам уж будет.»

- Найдите напутственные слова в этих отрывках.

- Кто автор этих произведений? (А,С,Пушкин)

- Для чего нам нужны напутственные слова? (Чтобы путь был легким, добрым, никаких препятствий в дороге не было).

III. Физкультурная минутка

Игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать». Выбирается ведущий: хорошо на свете солнышко свети, пожелай нам ветер доброго пути…

Вы много назвали добрых напутственных слов, а теперь предлагаю объединиться в пары и сесть за столы.

Воспитатель предлагает детям открыть книгу «Напутственное слово».

IV. Активное занятие № 2 Работа в паре «Напутственное слово»

Этапы работы:

1. Подготовительный этап :

Исполнение песни

Поле большое, зеленый лесок,

Сколько на свете путей и дорог?

Хорошо на свете, солнышко свети,

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути,

Самого, самого доброго пути!

Слова «Доброго пути!» как уже говорили — это слова напутствия, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. А какие еще напутственные слова вы знаете?

«Доброе слово сказать – посошок в руку дать»

«Доброе слово лечит, а плохое калечит»

Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой.

2. Индивидуальный этап:

Воспитатель объясняет детям задание и предлагает самостоятельно его выполнить.

- Внимательно прочитайте и подчеркните те слова – напутствия, с которыми провожают в путь – дорогу (при условии, если в группе читающие дети. Если дети не читающие, то воспитатель читает слова – напутствия, а дети выполняют задание)

1. Хорошей дороги, хороших попутчиков!

2. В добрый путь!

3. Ангела Хранителя!

4. С Богом!

5. Счастливого пути!

Время работы – 5 минут.

По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех детей одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

3. Работа в паре:

- Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. В нижней части страницы подчеркните те слова – напутствия, которые выбрали вместе.

Схема общения:

*первый ребенок сообщает партнеру свой выбор;

*второй внимательно слушает и выражает партнеру свое согласие или несогласие, знакомит со своим решением. Далее дети пытаются прийти к единому решению.

Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, слушает рассуждения, отмечает положительные и отрицательные моменты в общении.

Время работы - 5 минут, за 30 секунд до окончания данного времени, педагог предупреждает детей о необходимости завершения диалога.

4. Обсуждение в группе. Экспертная оценка:

Одна из пар представляет результаты совместной работы. Педагог выявляет тех, кто имеет такой же и иные варианты решения. Педагог показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор и аргументирует его.

1. Хорошей дороги, Хороших попутчиков!

2. В добрый путь!

3. Ангела Хранителя!

4. С Богом!

5. Счастливого пути!

Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались с соседом, вовремя справились с заданием. В заключении воспитатель предлагает детям поблагодарить друг друга за общение.

5. Заключительный этап. (Рефлексия).

- Какие напутственные слова вам больше всего понравились и запомнились?

- У нас есть солнышко. Оно светит, но не греет. Предлагаю вам взять по одному лучику и прикрепляя к солнышку, называть напутственное слово.

V. Воспитатель предлагает в книге для развития «Напутственное слово» нарисовать иллюстрацию к сказке «Василиса Прекрасная».

- Я предлагаю вам дома вместе с родителями нарисовать иллюстрацию к этой сказке, а потом в детском саду рассказать, что нарисовали и показать всем этот рисунок.

По окончании занятия педагог благодарит всех детей: «Благодарю за плодотворную работу и хочу пожелать вам: «Пусть ангел всегда прибудет с вами»

Список литературы.

1. «Верность родной земле» т. 18

2. «Напутственное слово» Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-8 лет) под общей редакцией И. А. Кузьмина

3. «Напутственное слово» Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (6-8 лет) под общей редакцией И. А. Кузьмина

4. «Истоковедение» т. 5, с. 132, с. 191

5. «Истоковедение» т. 17, с. 160-166

6. Интернет - ресурсы

https://kladraz.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-komarova/pres-marafon-darite-lyudjam-dobrotu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Организованная образовательная деятельность в читальном зале»Фотоотчёт «Организованная образовательная деятельность в читальном зале» Почти год прошёл с нашего первого посещения городской библиотеки. За это время мы с детьми побывали там не раз, и всегда нас ждало что-то.

Интегрированная организованная образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Зимующие птицы». Доминирующая.

Консультация на тему: «Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе» (Из опыта работы)Консультация на тему: «Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе» (Из опыта работы) Консультация на тему: "Организованная образовательная деятельность на прогулке в старшей группе" (Из опыта работы)Природа - источник знаний.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность по программе «Верность родной земле» в подг. группе на тему: «Напутственное слово…»
Опубликовано: 11 марта 2025 в 02:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организованная образовательная деятельность по программе «Верность родной земле» в подг. группе на тему: «Напутственное слово…»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маркова (УИ 33498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД