Светлана Маркова
Организованная образовательная деятельность по программе «Верность родной земле» в подг. группе на тему: «Напутственное слово…»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная секция
1 номинация – «Лучшая методическая разработка итогового занятия 3-7 лет по парциальной программе «Верность родной земле» («Истоки») для дошкольного образования (И. А. Кузьмин, О. С. Абрамова, С. М. Зырянова)
Маркова С. Н. _ МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка» г. Алатырь Алатырского муниципального округа ЧР _ Радуга истоков
Тема итогового занятия: «Напутственное слово»
Подготовительная группа
Год создания методической разработки – 2025г
Год участия в фестивале – 2024г
Пояснительная записка.
Место занятий в системе работы: программа представляет собой целостную систему, где каждое занятие является продолжением работы детей, родителей и педагогов, начатой по программе «Истоки». Соблюдается преемственность в содержательном, технологическом и организационном плане.
Обоснование необходимости включения занятий в образовательный процесс: программа направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Занятия позволяют эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т. д.).
С учётом развивающего потенциала на занятиях используются активные формы образовательной деятельности, такие как ресурсный круг и работа в паре, которые способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков.
С учётом воспитательного потенциала занятия направлены на формирование духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения.
С учётом требований ФГОС программа «Социокультурные истоки» полностью соответствует требованиям ФГОС общего образования, Закону «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» (№304 от 31.07.2020).
С учётом методологии Истоковедения программа позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, развить духовно-нравственную стержневую основу во всех звеньях образования и обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней и профессиональной школы, а также выход на 5 аспектов качества образования.
Организованная образовательная деятельность по программе «Верность родной земле» в подготовительной группе на тему: «Напутственное слово».
Полное название (по Уставу) дошкольной образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Сказка» города Алатырь Алатырского муниципального округа Чувашской Республики
Фамилия, имя, отчество педагога (полностью, разработавшего конспект ООД: Маркова Светлана Николаевна
Возрастная дошкольная группа: подготовительная группа 6-8 лет
ООД № 2
Месяц проведения октябрь
Тема осваиваемой социокультурной категории «Традиции слова»
Тема итоговой ООД: «Напутственное слово»
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель:
- дальнейшее наполнение социокультурной категории «Традиции слова».
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- приобщение детей, родителей и педагогов к традиции напутственного слова;
- формирование духовно-нравственного стержня личности ребенка дошкольного возраста 6-8 лет
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие инициативной речи детей о значении напутственного слова;
- развитие способности детей получать родительское благословение, активно использовать напутственное слово в своей речи;
- обогащение словаря детей образными выражениями сказок;
- формирование умения детей составлять связные высказывания об изображенном на иллюстрациях книги
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание добрых чувств и отношений через общение с близкими людьми
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.
Формы организации: подгрупповая, 10-12 человек (совместная деятельность взрослого и детей) и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: Разговор в круге. Самостоятельная речевая деятельность Ситуативный разговор. Рассматривание иллюстрации. Создание игровой ситуации. Разговор в ресурсном круге. Художественно-творческая деятельность детей и родителей по оформлению страницы Альбома.
Материал к ООД:
• солнышко на магните;
• иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»;
• книга для развития детей 6 – 8 лет «Напутственное слово», часть вторая, под общей редакцией И. А. Кузьмина;
• книга для развития речи детей 6 – 8 лет «Напутственное слово», часть вторая, под общей редакцией И. А. Кузьмина
• посошок
Предварительная работа:
• чтение литературно-художественных текстов по теме «Напутственное слово» из одноимённой книги для развития;
• разучивание песни «Хорошо на свете, солнышко, свети»;
• подбор пословиц и поговорок по теме;
• изготовление солнечных лучиков;
• работа с родителями: выполнение очередной страницы Альбома «Напутственное слово», внесение в информационный экран «Социокультурные истоки» методических рекомендаций по заявленной теме;
• дидактическая игра «Скажи ласково», игровое упражнение «Добрые слова»
Место проведения: зал дошкольного учреждения
ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первая часть (вступительная). Присоединительный этап.
Организационный момент
Присоединение к теме
(Дети стоят полукругом)
Воспитатель:
Мы – дружные ребята
Ребята – дошколята
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберемся
Если хмурится с утра
Нам поможет доброта.
Ребята, что такое доброта? Что значит быть добрым? (Доброта – это улыбка мамы, хорошее настроение, вежливые слова, любовь к родным, помощь окружающим, говорить приятные слова)
Доброта – это наше ласковое слово; улыбка, подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, родным, знакомым, помощь окружающим.
Раньше в старину говорили: «Ласковое слово сказать – посошок в руку дать». Как вы это понимаете? (Как посох помогает при передвижении человека, так и ласковое слово помогает жить, делать дела, совершать добрые поступки). Значит, ласковое слово, оно какое? (Ласковое, радужное, теплое, солнечное, нежное, веселое, радостное, доброе, нежное, уютное, приятное).
Предлагаю вам взять солнышко в руки и, передавая его, сказать друг другу ласковое слово. (Милана, ты очень милая девочка, Настя, ты очень красивая)
Давайте солнышко прикрепим на доску, и оно нам будет светить.
Хорошо на свете, солнышко, свети.
Пожелай нам, ветер, доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути.
Самого - самого доброго пути.
- Когда мы говорим: «Доброго пути», «Самого доброго пути»? (Когда провожаем на работу взрослых или кто-то уезжает куда-то, на войну)
Слова «Доброго пути» — это слова – напутствия, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. Проходите на стульчики, мы сейчас побеседуем о напутственном слове.
Разговор в круге.
Во все времена людьми ценилось Доброе Слово. В русском языке очень много слов и выражений, где используется слова: "Добро". Назовите выражения, где используются слова "Добро" («Добро пожаловать», «Доброго пути», «Будьте добры», «Всего доброго», «Доброе утро», «Доброй ночи»)
Что вы чувствуете, когда вам говорят добрые слова? (Добрые слова помогают людям в жизни, поднимают настроение, придают уверенности в себе, помогают в дороге). От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растет тепло и благодарность, любовь и надежда.
Но есть еще слова, которые говорят перед дальней дорогой. Попробуйте и вы назвать слова, которые вы сказали бы родителям перед дорогой. (В добрый путь, Доброго пути, Хорошей дороги, Хороших попутчиков, Ангела Хранителя, с Богом, Счастливого пути, Ступай с Богом, Легкой дороги, Доброй поездки). Великая сила скрыта в напутственном Слове – слове, сказанном перед дальней дорогой. Оно дает силу, помогает пережить разлуку, согревает, спасает. Традиции напутственного слова проявляются и в родительском благословении. Оно требовалось на всякое дело – дальнюю дорогу, на учебу, на женитьбу или замужество, перед сном. Благословение означает пожелание добра, успехов, покоя, счастья, любви, успехов в жизни.
Ребята, мы с вами познакомились с рассказом, где говорилось, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом, как он назывался? (Ветер и солнце). Что затеяли солнце и ветер? (Они затеяли спор о том, кто из них сильнее и стали меряться силами над путешественником: кто сможет снять плащ. Ветер дул, злился, а путник сильнее закутывался, тогда солнце пригрело, приласкало и путник снял плащ). Правильно, ребята. Также и мы с вами – если человек проявляет доброту, нам хочется с ним общаться и тянемся к нему как к солнышку. А со злым человеком нам разговаривать не хочется.
Воспитатель обращает внимание на мольберт, где расположена иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» или на слайд из презентации
- К какой сказке относится эта иллюстрация? (Василиса Прекрасная).
- Что помогало Василисе в жизни? (Матушкино благословение).
- Какими словами благословила матушка Василису? (Я благословляю тебя и оставляю вот эту куклу. Береги её, держи всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она – и скажет тебе, чем помочь несчастью).
- Что случилось однажды вечером? (Мачеха раздала вечерние работы, а одна из дочерей погасила последнюю свечу. Мачехины дочери вытолкали Василису из дома и отправили её к Бабе-яге за огнем).
- Что сказала Баба-яга, когда пришла к ней Василиса Прекрасная?
- Как благословение матушки помогло Василисе Прекрасной вернуться домой?
Родительское благословение защищало от всяких невзгод и способствовало успеху в любом деле. Есть такая пословица: «Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит».
- А вы сможете узнать волшебные напутственные слова?
Воспитатель предлагает детям послушать отрывки из сказок из книги для развития детей «Напутственное слово».
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка,
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе»
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику, мне покою,
Избу просит сварливая баба.
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе, с богом,
Так и быть, изба вам уж будет.»
- Найдите напутственные слова в этих отрывках.
- Кто автор этих произведений? (А,С,Пушкин)
- Для чего нам нужны напутственные слова? (Чтобы путь был легким, добрым, никаких препятствий в дороге не было).
III. Физкультурная минутка
Игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать». Выбирается ведущий: хорошо на свете солнышко свети, пожелай нам ветер доброго пути…
Вы много назвали добрых напутственных слов, а теперь предлагаю объединиться в пары и сесть за столы.
Воспитатель предлагает детям открыть книгу «Напутственное слово».
IV. Активное занятие № 2 Работа в паре «Напутственное слово»
Этапы работы:
1. Подготовительный этап :
Исполнение песни
Поле большое, зеленый лесок,
Сколько на свете путей и дорог?
Хорошо на свете, солнышко свети,
Пожелай нам, ветер, доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути,
Самого, самого доброго пути!
Слова «Доброго пути!» как уже говорили — это слова напутствия, пожелание людям, чтобы их путь был легким, счастливым. А какие еще напутственные слова вы знаете?
«Доброе слово сказать – посошок в руку дать»
«Доброе слово лечит, а плохое калечит»
Великая сила скрыта в напутственном слове – слове, сказанном перед дальней дорогой.
2. Индивидуальный этап:
Воспитатель объясняет детям задание и предлагает самостоятельно его выполнить.
- Внимательно прочитайте и подчеркните те слова – напутствия, с которыми провожают в путь – дорогу (при условии, если в группе читающие дети. Если дети не читающие, то воспитатель читает слова – напутствия, а дети выполняют задание)
1. Хорошей дороги, хороших попутчиков!
2. В добрый путь!
3. Ангела Хранителя!
4. С Богом!
5. Счастливого пути!
Время работы – 5 минут.
По завершении времени индивидуального этапа воспитатель просит всех детей одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
3. Работа в паре:
- Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. В нижней части страницы подчеркните те слова – напутствия, которые выбрали вместе.
Схема общения:
*первый ребенок сообщает партнеру свой выбор;
*второй внимательно слушает и выражает партнеру свое согласие или несогласие, знакомит со своим решением. Далее дети пытаются прийти к единому решению.
Воспитатель внимательно наблюдает за действиями детей, слушает рассуждения, отмечает положительные и отрицательные моменты в общении.
Время работы - 5 минут, за 30 секунд до окончания данного времени, педагог предупреждает детей о необходимости завершения диалога.
4. Обсуждение в группе. Экспертная оценка:
Одна из пар представляет результаты совместной работы. Педагог выявляет тех, кто имеет такой же и иные варианты решения. Педагог показывает свою карточку, обращает внимание детей на правильный выбор и аргументирует его.
1. Хорошей дороги, Хороших попутчиков!
2. В добрый путь!
3. Ангела Хранителя!
4. С Богом!
5. Счастливого пути!
Воспитатель обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались с соседом, вовремя справились с заданием. В заключении воспитатель предлагает детям поблагодарить друг друга за общение.
5. Заключительный этап. (Рефлексия).
- Какие напутственные слова вам больше всего понравились и запомнились?
- У нас есть солнышко. Оно светит, но не греет. Предлагаю вам взять по одному лучику и прикрепляя к солнышку, называть напутственное слово.
V. Воспитатель предлагает в книге для развития «Напутственное слово» нарисовать иллюстрацию к сказке «Василиса Прекрасная».
- Я предлагаю вам дома вместе с родителями нарисовать иллюстрацию к этой сказке, а потом в детском саду рассказать, что нарисовали и показать всем этот рисунок.
По окончании занятия педагог благодарит всех детей: «Благодарю за плодотворную работу и хочу пожелать вам: «Пусть ангел всегда прибудет с вами»
Список литературы.
1. «Верность родной земле» т. 18
2. «Напутственное слово» Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (6-8 лет) под общей редакцией И. А. Кузьмина
3. «Напутственное слово» Книга 2 для развития речи детей дошкольного возраста (6-8 лет) под общей редакцией И. А. Кузьмина
4. «Истоковедение» т. 5, с. 132, с. 191
5. «Истоковедение» т. 17, с. 160-166
6. Интернет - ресурсы
https://kladraz.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-komarova/pres-marafon-darite-lyudjam-dobrotu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html