Приложение МААМ

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (12 фото)

ИРИНА ФЕХРЕТДИНОВА
Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Подготовила учитель – дефектолог Фехретдинова И. А.

МАДОУ «Детский сад»№ 5

Златоуст 2021г.

Коммуникация или общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Одной из функций общения является речь человека, с помощью которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. С помощью речи (внутренней и внешней) осуществляется также человеческое мышление.

Публикация «Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому, младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении.

Основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры головного мозга, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.

Из-за поражения головного мозга развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон: фонетической (звуковой, лексической (словарь ограничен, грамматической (правильное взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический (смысловой) и языковой дефект. Все эти недостатки обусловливают недоразвитие коммуникативной функции речи, т. к. оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Дети затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ (недоразвитие информационной стороны); испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету (недоразвитие выразительной стороны); не могут с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению (недоразвитие регулятивной стороны). Вследствие чего снижена потребность в общении.

Основные принципы построения системы коррекционной работы

Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.

Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.

Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.

Задачи:

Выявить причину речевого недоразвития, корригировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.

Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

в)формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

г) развитие графических навыков.

Общение ребенка с нарушением интеллекта посредством речи оказывается по существу невозможным из-за отсутствия эмоционально-побудительных компонентов. Эти дети не вступают в речевые контакты не всегда по «речевым» причинам. В основном это следствие дефицита потребностей в контактах со сверстниками и взрослыми. Поэтому задача развития различных форм общения, как речевого, так и доречевого, является одной из основополагающих в работе по развитию речи с дети с нарушением интеллекта. Вместе с тем далеко не всегда эта работа строится с учетом потребностей общения. Большие усилия тратятся дефектологами на расширение словарного запаса детей, на обучение составлению фраз по картинке, умению отвечать на простые вопросы, на заучивание несложных стихотворений. Развития речи у детей в ходе овладения различными видами практической деятельности. Существенное обогащение речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью происходит во время сюжетно-ролевой игры, рисования, конструирования, элементарного труда. Безусловно, игра как ведущая деятельность обладает наибольшим эффектом в плане активизации эмоционального и речевого общения. Предлагаю Вашему вниманию методы, приемы, средства, демонстрационно наглядный материал, который я использую в своей работе по развитию коммуникативных навыков и развития речи.

Инсценировка сказки «Маша и медведь»

Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Театры настольные, теневые, пальчиковые

Тренажер «Разноцветные окошки»

Фото №1 Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Подготовила учитель дефектолог Фехретдинова И Фото №2 МАДОУ Детский сад Златоуст г

Цель: Закреплять с детьми цвета, форму, цифры, фрукты, транспорт и т. д. Развивать речь.

Игра «Разноцветные окошки»

Цель: Закреплять умение детей находить и подбирать фишки к окошкам по цветам.

Игра «Разноцветные прятки» - Закреплять умение детей прятать предметы в окошках, закрывая их фишками по цвету

Игра «Найди и спрячь» - развивать внимание при выполнении задания. Найти все фигурки (фрукты, транспорт, кружочки) синего цвета или только желтого цвета и т. д.

Игра «Зажги окошечки» - закреплять пространственное представление. Зажечь окошко красного цвета справа, затем два синих окошка внизу, еще одно зеленое окошко слева от предыдущих и т. д.

В работе по обучению речи использую стол для песка. С детьми инсценируем сказки, развиваем воображение.

Фото №3 Коммуникация или общение это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами

Использую в своей работе по обучению грамоте пособия и демонстрационно наглядный материал. Некоторые из них представляю Вашему вниманию.

Обучение детей пересказу по опорным картинкам.

Сюжетные картинки «Что сначала, что потом»

Фото №4 Одной из функций общения является речь человека с помощью которой люди общаются друг с другом при посредстве языка Фото №5 С помощью речи внутренней и внешней осуществляется также человеческое мышление

Дидактический куб

Закрепление общей моторики, счет, цвет, формы, ориентировка,

пальчиковый театр, развитие речи.

Умение общаться и играть в коллективе.

Фото №6 Публикация Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта размещена в разделах ЗПР Фото №7 Задержка психического развития Социализация

Для развития речи мною был изготовлен ЛЭПБУК

Социально личностное и коммуникативное развитие Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка май Психическое развитие ребенка начинается с общения Это первый вид Социально личностное и коммуникативное развитие социальной активности который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию Дети с нарушениями интеллекта в большей мере чем их сверстники с нормальным интеллектом испытывают трудности в общении
Публикации по теме:

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

Коммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возрастаКоммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возраста Коммуникативная полька «Кошки-мышки» для старшего дошкольного возраста (музыкальное сопровождение - И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Опубликовано: 14 мая 2022 в 13:49
+240Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ФЕХРЕТДИНОВА (УИ 559674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД