ИРИНА ФЕХРЕТДИНОВА
Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Подготовила учитель – дефектолог Фехретдинова И. А.
МАДОУ «Детский сад»№ 5
Златоуст 2021г.
Коммуникация или общение – это сложный процесс установления контактов между отдельными людьми и целыми группами. Одной из функций общения является речь человека, с помощью которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. С помощью речи (внутренней и внешней) осуществляется также человеческое мышление.
Публикация «Коммуникативная речь у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому, младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении.
Основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры головного мозга, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Из-за поражения головного мозга развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон: фонетической (звуковой, лексической (словарь ограничен, грамматической (правильное взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический (смысловой) и языковой дефект. Все эти недостатки обусловливают недоразвитие коммуникативной функции речи, т. к. оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Дети затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ (недоразвитие информационной стороны); испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету (недоразвитие выразительной стороны); не могут с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению (недоразвитие регулятивной стороны). Вследствие чего снижена потребность в общении.
Основные принципы построения системы коррекционной работы
Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени выраженности речевого дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.
Задачи:
Выявить причину речевого недоразвития, корригировать процессы, вызывающие речевой дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия на ребенка с речевой патологией.
Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
в)формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
г) развитие графических навыков.
Общение ребенка с нарушением интеллекта посредством речи оказывается по существу невозможным из-за отсутствия эмоционально-побудительных компонентов. Эти дети не вступают в речевые контакты не всегда по «речевым» причинам. В основном это следствие дефицита потребностей в контактах со сверстниками и взрослыми. Поэтому задача развития различных форм общения, как речевого, так и доречевого, является одной из основополагающих в работе по развитию речи с дети с нарушением интеллекта. Вместе с тем далеко не всегда эта работа строится с учетом потребностей общения. Большие усилия тратятся дефектологами на расширение словарного запаса детей, на обучение составлению фраз по картинке, умению отвечать на простые вопросы, на заучивание несложных стихотворений. Развития речи у детей в ходе овладения различными видами практической деятельности. Существенное обогащение речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью происходит во время сюжетно-ролевой игры, рисования, конструирования, элементарного труда. Безусловно, игра как ведущая деятельность обладает наибольшим эффектом в плане активизации эмоционального и речевого общения. Предлагаю Вашему вниманию методы, приемы, средства, демонстрационно наглядный материал, который я использую в своей работе по развитию коммуникативных навыков и развития речи.
Инсценировка сказки «Маша и медведь»
Театры настольные, теневые, пальчиковые
Тренажер «Разноцветные окошки»
Цель: Закреплять с детьми цвета, форму, цифры, фрукты, транспорт и т. д. Развивать речь.
Игра «Разноцветные окошки»
Цель: Закреплять умение детей находить и подбирать фишки к окошкам по цветам.
Игра «Разноцветные прятки» - Закреплять умение детей прятать предметы в окошках, закрывая их фишками по цвету
Игра «Найди и спрячь» - развивать внимание при выполнении задания. Найти все фигурки (фрукты, транспорт, кружочки) синего цвета или только желтого цвета и т. д.
Игра «Зажги окошечки» - закреплять пространственное представление. Зажечь окошко красного цвета справа, затем два синих окошка внизу, еще одно зеленое окошко слева от предыдущих и т. д.
В работе по обучению речи использую стол для песка. С детьми инсценируем сказки, развиваем воображение.
Использую в своей работе по обучению грамоте пособия и демонстрационно наглядный материал. Некоторые из них представляю Вашему вниманию.
Обучение детей пересказу по опорным картинкам.
Сюжетные картинки «Что сначала, что потом»
Дидактический куб
Закрепление общей моторики, счет, цвет, формы, ориентировка,
пальчиковый театр, развитие речи.
Умение общаться и играть в коллективе.
Для развития речи мною был изготовлен ЛЭПБУК