Елена Шейгусова
Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования самостоятельного творчества детей.
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный - с октября 2018г. по май 2019г.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Участники проекта: дети старшей логопедической группы №7 «Росинка», воспитатель Шейгусова Е. А., родители воспитанников.
Актуальность проекта.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в изодеятельности. Определённые разновидности изобразительного искусства не требуют особых навыков и способностей. Любой ребёнок сможет создать оригинальную картину при помощи необычной техники. Это придаёт детям уверенность и желание стремиться к дальнейшему развитию, не тревожась о неудачах и ошибках.
По сравнению с традиционными техниками изодеятельности, необычные техники позволяют затрачивать значительно меньше времени на создание картин. Это очень важно для детей дошкольного возраста, ведь у многих из них не хватает усидчивости и терпения для продолжительной работы. Нетрадиционные техники рисования
Изобразительная деятельность играет очень важную роль в коррекционной работе с детьми-логопатами. Благодаря использованию всевозможных материалов, различных по форме, размеру и фактуре, у детей развивается мелкая моторика. Это в свою очередь положительно сказывается на мышлении и дикции, поскольку способствует развитию определённых участков мозга и напрямую влияет на развитие речи детей.
Поэтому в работу с детьми-логопатами включаю различные техники изобразительной деятельности, которые позволяют раскрыть потенциал и приблизиться к созидательному процессу, создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, доставляют ему только удовольствие.
Опыт работы показывает, что рисование, аппликация, лепка с использованием необычных материалов и работа в нетрадиционной технике позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А эмоции, как известно, - это и процесс, и результат художественного творчества!
Цель проекта.
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи проекта.
Образовательные:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, аппликации, лепки. Прививать интерес к изобразительной деятельности нетрадиционными способами.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
- Формировать познавательный интерес дошкольников. Создавать развивающую среду
Воспитательные:
- Воспитывать у детей умение работать как индивидуально, так и создавать коллективные композиции.
- Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей умение работать в команде, договариваться.
- Создать в детском коллективе атмосферу совместного творчества. - Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками изодеятельности; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
- Развивать мотивацию к использованию нетрадиционных техник.
- Развивать эмоционально - положительные эмоции на предложение творить.
- Развивать самостоятельность, любознательность, фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук.
- Побуждать детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
Используемые в проекте виды деятельности: продуктивная, игровая, трудовая,
коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Нетрадиционные техники, которые мы используем в работе с детьми старшей группы.
Рисование. Монотипия. Рисование зубной щеткой. Набрызг. Кляксография с трубочкой. Рисование тычками. Рисование солью. Рисование жесткой кистью. Рисование по мокрому листу.
Аппликация. Аппликация с использованием различных материалов: манной крупы, мелконарезанных цветных ниток, березовых сережек, ватных дисков, ткани.
Обрывная аппликация (разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение: дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок).
Силуэтная аппликация (этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами: они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру).
Яичная мозаика (с использованием яичной скорлупы).
Торцевание (с использованием салфеток, бумаги разного цвета и фактуры).
Граттаж (с использованием гуаши с моющим средством, зубочисток, восковых карандашей, клея).
Квиллинг (бумагокручение — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги).
Аппликация из ткани (сюжетная; одноцветная, выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков).
Коллаж (используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения).
Лепка. Пластилинография. Лепка пластилином с использованием зубной пасты и гуаши. Лепка по частям с наложением цвета.
Формы работы с родителями.
Консультация «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творчества детей».
Анкетирование родителей на тему: «Что умеет рисовать ваш ребенок?»
Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы). Наглядная информация: буклеты, памятки.
Участие в конкурсах, выставках.
Материально-техническое обеспечение проекта. Листы А4, А3, гуашь, краски акварельные, восковые мелки, штампы, печатки, кисти разной жёсткости и размера, губки, ватные диски, цветная бумага, цветной картон, салфетки, трубочки для коктейля, ватные палочки, нитки цветные, манная крупа, соль, сухие сережки березы, листья деревьев, анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Повышение творческой активности каждого ребенка в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности, развитие сенсорных умений.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах изодеятельности;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, лепки, аппликации.
Выступление среди педагогов ДОУ для внедрения и использования в работе проекта по формированию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники изодеятельности.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Создание детского альбома рисунков, аппликаций.
Этапы работы над проектом:
1 этап:
Организационный - Определение темы проекта.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка плана занятий, разработка конспектов занятий.
- Создание предметно-развивающей среды, материальной базы.
- Создание выставочной зоны в группе для готовых работ – детских рисунков, поделок.
- Подготовка необходимого материала для нетрадиционной изодеятельности: различную бумагу, краски, восковые карандаши, свечи, трубочки, нитки, зубные щетки, ватные палочки, соль, манная крупа, ватные диски, и др.
- Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр, научно-познавательных фильмов и роликов, интернет ресурсов.
- Анкетирование родителей «Что умеет рисовать ваш ребенок?»
2 этап:
Практический Сбор и систематизация материала:
- Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник изодеятельности и различных нетрадиционных материалов.
- Использование разнообразных методов и приемов (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)
- Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.
- На занятиях по художественно-эстетическому развитию познакомить с такими техниками: монотипия, набрызг, обрывная аппликация, силуэтная аппликация, яичная мозаика, торцевание, граттаж, квиллинг, аппликация из ткани, аппликация из ниток, коллаж, пластилинография, лепка пластилином с использованием зубной пасты и гуаши, лепка по частям с наложением цвета, рисование тычками, рисование жесткой кистью, по мокрой бумаге, раздувание краски, рисование ватными палочками, рисование манкой, солью.
- Музыкально-познавательный праздник «В гостях у королевы Кисточки»
- Коллективная работа «Берегите лес от пожара» в нетрадиционной технике (аппликация из шерстяных ниток).
- Изготовление макета «Путешествие на луну» (в технике граттаж).
- Аппликация «Смешной символ года».
3 этап:
Заключительный В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты.
- Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками.
- Оформление выставки детских работ.
- Оформление детского альбома.
- Выставка совместных творческих работ детей, родителей, выполненных нетрадиционными методиками.
- Оформление группы детскими работами к новогоднему празднику, Дню защитника Отечества, 8 марта.
- Праздник рисования.
Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
План реализация проекта:
Перспективный план (старшая группа)
октябрь Рисование тычком «Осенний лес»
Лепка (пластилинография) «Созрели яблоки в саду»
Коллективная аппликация нитками «Берегите лес от пожара»
ноябрь Рисование ватными палочками «Варежки для мамы»
Лепка (пластилинография) «Красивые птички»
Аппликация (скручивание полоски бумаги по спирали) «Красивая шляпк»а
декабрь Рисование зубной щеткой «Зима»
Аппликация из ватных дисков «Дедушка Мороз»
Аппликация «Символ года – смешные поросята»
январь Рисование «Превращение веселой капельки»
Коллективная аппликация – коллаж «Чудо цыпленок» (яичная мозаика, березовые серёжки, мелконарезанные шерстяные нитки.
февраль Обрывная аппликация, рисование по мокрому «Парусник»
Лепка «Подарок для мамы» (пластилин, зубная паста, гуашь)
Силуэтная аппликация из ватных дисков и бумаги «Цветы в корзине»
март Аппликация «Цветы в зонтике» (силуэтная аппликация, скручивание полоски бумаги по спирали, ватные диски)
Рисование «Птички на ветке»
Лепка из соленого теста «Продукты для кафе»
апрель Граттаж (коллективное рисование) «Путешествие по луне»
Макет (коллективная работа - коллаж. в технике граттаж, лепка, конструирование)
Аппликация из ткани и ниток «Путешествие в Африку» (коллективная работа)
май Рисование монотипия «Бабочка»
Аппликация торцевание «Поздравительная открытка 9 Мая» (коллективная работа)
Список используемой литературы
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб. ; КАРО, 2007г.
О. Гайда «Детское творчество». ОАО ОЛМА Меди Групп2014г.
Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. ; Мозаика-Синтез, 2008г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб. ; КАРО, 2008г.
Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М. ; АРКТН, 2008г.
Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М. ; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. ; ТЦ Сфера, 2008г.