Елена Лякишева
Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения
Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это деятельное свойство, а значит, очень полезное.
В этом плане изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И не удивительно: она позволят ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. В процессе рисования или лепки ребенок испытывает разные чувства, приобретает знания, у него формируются новые изобразительные навыки и умения, уточняются и углубляются его представления об окружающем, расширяются его творческие возможности и осознанное их использование. Все это весьма значимо для психического развития.
Публикация «Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Однако, дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии: ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение и наглядно-образное мышление); искажена система сенсорных эталонов, происходит изменение в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики.
По мнению Л. И. Плаксиной и Л. И. Солнцевой, для воображения (а это одна из составляющих развития творческих способностей) лиц с нарушениями зрения, особенно дошкольного возраста, характерна стереотипность, схематичность, подражательность, подмена образов воображения образами памяти; а так же неустойчивость первоначального замысла, трудности в доведении его до окончательного воплощения.
Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы является формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. И, можно утверждать, что изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности для этого (Л. А. Венгер, Н. П. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. Теплов, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Д. Б. Эльконин и др.).
Именно в продуктивной изобразительной деятельности развиваются способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, величины и пропорций; двигательные способности или, как называют некоторые авторы, умелость руки, включающая координацию движений руки под контролем зрения; образное мышление, способности воображения.
В связи с этим, передо мной стояла задача – найти пути оптимизации изобразительной деятельности с целью увеличения ее влияния на
всестороннее и, прежде всего, развитие творческих способностей дошкольников с нарушением зрения.
Я обратилась к нетрадиционным техникам, применение которых позволило осуществить интеграцию продуктивных видов деятельности. При этом я учитывала требования методики изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения, ее коррекционную направленность.
Для обучения детей нетрадиционным техникам я составила отдельное планирование, в котором предложила вполне доступные техники. Например, тема «Осенняя непогода». Дети наносят на белый лист восковыми мелками изображения туч, капель воды и луж. Затем тонируют лист толстой кистью, используя «холодные краски», делая цветные акценты на тучах и лужах. Тонкой кистью изображают деревья (еще по влажному листу). Особую выразительность работе придают яркие пятна-листики желтого, красного или оранжевого цвета.
Тема «Краски осени». Предлагаю несколько вариантов: на обычной белой бумаге, на скомканной или на газетной (мелкая печать). В первом и втором случае бумага смачивается толстой кистью. Этой же кистью наносятся цветовые пятна теплой гаммы (от желтого до бордового). Оставшиеся белые пятна закрашиваются зеленой краской. Тонкой кистью прорисовываются деревья и кусты на каждом цветовом пятне после высыхания листа. Фактура газетной бумаги уже задает и настроение, и тематику работе. Дети с нарушенным зрением не замечают букв на газетных листах (мелкая печать). Смело рисуют знакомые образы. Работа получается очень выразительной.
В планировании предложена работа кистью, карандашами, фломастерами, углем, воском, мелом, с использованием печатей, тычков, губок, трафаретов, способом «обрывания», монотипии, кляксографии и мн. др. техник.
Как показала практика, получившиеся работы намного выразительнее, занятия очень нравятся детям и способствуют дальнейшему росту их творческих задатков.
Применение нетрадиционных техник позволяет воплощать современные идеи развивающегося обучения об интеграции видов изобразительной деятельности (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцева, Н. Н. Подъяков).
Каждый вид изобразительной деятельности развивает определенные навыки.
Аппликация
учит техническим навыкам с ножницами, клеем, скотчем, цветной пленкой (оракалом). Известны такие формы художественной аппликации, как вырезание, обрывание, наложение, витраж, коллаж, мозаика и др., что способствует развитию мелкой моторики рук. Аппликация создает своеобразный декоративный эффект, а это развивает восприятие у детей с нарушением зрения, прививает навыки аккуратности, от которой зависит качество работы.
Лепка
в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, учит процессу обследования предмета. Во время лепки дети изображают все его стороны, а не одну, как в рисовании или аппликации. Происходит знакомство с объемной формой, строением и пропорцией предметов; развитие точности движений рук и глазомера; формирование конструктивных способностей.
Рисование
, помимо знакомства с формой, строением предмета,
пропорциональными соотношениями его частей (предметное рисование) показывает расположение предметов в пространстве и их изменение в связи с движением (сюжетное рисование). В рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача.
Свобода в использовании цвета, богатство колорита приходит с опытом, в процессе обучения и самостоятельного экспериментирования.
Особое место занимает
искусство оригами
. В нем есть все, что тянуло бы ребенка на самый верх лестницы творчества. Оригами развивает способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы; формирует навыки исполнительского мастера и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Это один из самых сложных видов деятельности для детей с нарушением зрения.
Бумажная пластика
также учит трансформации, но, в отличие от оригами, она подразумевает и придание объема любому исходному материалу (бумага, картон любой формы, а не только квадратной, как в оригами). Этот вид деятельности позволяет достигать согласованности в работе глаз и рук, совершенствует координацию движений, развивает навыки самоконтроля, внимание.
Сделаем вывод, что каждый из видов деятельности формирует свои, иногда специфические умения и навыки, но все они необходимы для творческой деятельности и в ней же совершенствуются.
Возможны, пожалуй, любые сочетания видов изобразительной
деятельности, а иногда и всех. Одновременно осуществляется основная задача – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов доступными для детей с нарушением зрения изобразительными средствами.
В заключение, еще раз хотелось бы сказать о важности развития
творческих способностей, о роли нетрадиционных техник.
В процессе продуктивной деятельности с разными материалами дети знакомятся с разнообразием их фактуры, получают широкие представления о возможностях их использования, определяют характерные качества и свойства.
Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник способствует осознанию ребенком своих собственных сил и возможностей. Такие занятия дарят радость познания, творчества.
Нетрадиционные техники изображения помогают часто закомплексованным детям с нарушением зрения почувствовать себя свободными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список используемой литературы:
1. Васильева М. «О развитии творческого потенциала дошкольников» //Дефектология, 2006, №2.
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1990.
3. Казакова Т. «Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов» // Дефектология, 2006, №2.
4. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. – СПБ., Детство-Пресс, 2002.
5. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения – М., 1998.
6. Ткачев С. «Трудные темы дошкольной педагогики» // Дефектология, 1997, №1,3.