МААМ-картинки

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения (19 фото)

Елена Лякишева
Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения

Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это деятельное свойство, а значит, очень полезное.

В этом плане изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста. И не удивительно: она позволят ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к нему. В процессе рисования или лепки ребенок испытывает разные чувства, приобретает знания, у него формируются новые изобразительные навыки и умения, уточняются и углубляются его представления об окружающем, расширяются его творческие возможности и осознанное их использование. Все это весьма значимо для психического развития.

Публикация «Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения

Однако, дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии: ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение и наглядно-образное мышление); искажена система сенсорных эталонов, происходит изменение в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики.

По мнению Л. И. Плаксиной и Л. И. Солнцевой, для воображения (а это одна из составляющих развития творческих способностей) лиц с нарушениями зрения, особенно дошкольного возраста, характерна стереотипность, схематичность, подражательность, подмена образов воображения образами памяти; а так же неустойчивость первоначального замысла, трудности в доведении его до окончательного воплощения.

Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы является формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. И, можно утверждать, что изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности для этого (Л. А. Венгер, Н. П. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. Теплов, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Д. Б. Эльконин и др.).

Именно в продуктивной изобразительной деятельности развиваются способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, величины и пропорций; двигательные способности или, как называют некоторые авторы, умелость руки, включающая координацию движений руки под контролем зрения; образное мышление, способности воображения.

В связи с этим, передо мной стояла задача – найти пути оптимизации изобразительной деятельности с целью увеличения ее влияния на

всестороннее и, прежде всего, развитие творческих способностей дошкольников с нарушением зрения.

Я обратилась к нетрадиционным техникам, применение которых позволило осуществить интеграцию продуктивных видов деятельности. При этом я учитывала требования методики изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения, ее коррекционную направленность.

Для обучения детей нетрадиционным техникам я составила отдельное планирование, в котором предложила вполне доступные техники. Например, тема «Осенняя непогода». Дети наносят на белый лист восковыми мелками изображения туч, капель воды и луж. Затем тонируют лист толстой кистью, используя «холодные краски», делая цветные акценты на тучах и лужах. Тонкой кистью изображают деревья (еще по влажному листу). Особую выразительность работе придают яркие пятна-листики желтого, красного или оранжевого цвета.

Фото №1 Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения Детям нравится рисовать лепить петь мастерить строить играть одним словом творить

Тема «Краски осени». Предлагаю несколько вариантов: на обычной белой бумаге, на скомканной или на газетной (мелкая печать). В первом и втором случае бумага смачивается толстой кистью. Этой же кистью наносятся цветовые пятна теплой гаммы (от желтого до бордового). Оставшиеся белые пятна закрашиваются зеленой краской. Тонкой кистью прорисовываются деревья и кусты на каждом цветовом пятне после высыхания листа. Фактура газетной бумаги уже задает и настроение, и тематику работе. Дети с нарушенным зрением не замечают букв на газетных листах (мелкая печать). Смело рисуют знакомые образы. Работа получается очень выразительной.

Фото №2 По Далю Творить значит давать бытие сотворять созидать производить рождать

В планировании предложена работа кистью, карандашами, фломастерами, углем, воском, мелом, с использованием печатей, тычков, губок, трафаретов, способом «обрывания», монотипии, кляксографии и мн. др. техник.

Как показала практика, получившиеся работы намного выразительнее, занятия очень нравятся детям и способствуют дальнейшему росту их творческих задатков.

Применение нетрадиционных техник позволяет воплощать современные идеи развивающегося обучения об интеграции видов изобразительной деятельности (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцева, Н. Н. Подъяков).

Каждый вид изобразительной деятельности развивает определенные навыки.

Аппликация

учит техническим навыкам с ножницами, клеем, скотчем, цветной пленкой (оракалом). Известны такие формы художественной аппликации, как вырезание, обрывание, наложение, витраж, коллаж, мозаика и др., что способствует развитию мелкой моторики рук. Аппликация создает своеобразный декоративный эффект, а это развивает восприятие у детей с нарушением зрения, прививает навыки аккуратности, от которой зависит качество работы.

Это деятельное свойство а значит очень полезное Изобразительная деятельность в детском саду изобразительная деятельность едва ли не самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста И не удивительно она позволят ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем выразить свое отношение к нему Все это весьма значимо для психического развития

Лепка

в большей мере, чем рисование или аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, учит процессу обследования предмета. Во время лепки дети изображают все его стороны, а не одну, как в рисовании или аппликации. Происходит знакомство с объемной формой, строением и пропорцией предметов; развитие точности движений рук и глазомера; формирование конструктивных способностей.

Фото №3 Публикация Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения размещена в разделах ИЗО Фото №4 Изобразительная деятельность в детском саду Нарушение зрения Фото №5 Обучение детей с нарушением зрения Развитие ребенка

Рисование

, помимо знакомства с формой, строением предмета,

пропорциональными соотношениями его частей (предметное рисование) показывает расположение предметов в пространстве и их изменение в связи с движением (сюжетное рисование). В рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача.

Свобода в использовании цвета, богатство колорита приходит с опытом, в процессе обучения и самостоятельного экспериментирования.

Фото №6 Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка май Фото №7 Нарушение зрения

Особое место занимает

искусство оригами

. В нем есть все, что тянуло бы ребенка на самый верх лестницы творчества. Оригами развивает способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы; формирует навыки исполнительского мастера и вырабатывает сложную координацию движений кисти. Это один из самых сложных видов деятельности для детей с нарушением зрения.

Развитие ребенка Материалы для педагогов развитии быстроты и координации движений их точности темпа мелкой моторики Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно педагогической работы является формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения И можно утверждать что изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности для этого Л Я обратилась к нетрадиционным техникам применение которых позволило осуществить интеграцию продуктивных видов деятельности

Бумажная пластика

также учит трансформации, но, в отличие от оригами, она подразумевает и придание объема любому исходному материалу (бумага, картон любой формы, а не только квадратной, как в оригами). Этот вид деятельности позволяет достигать согласованности в работе глаз и рук, совершенствует координацию движений, развивает навыки самоконтроля, внимание.

Фото №8 При этом я учитывала требования методики изобразительной деятельности для детей с нарушением зрения ее коррекционную направленность Фото №9 Для обучения детей нетрадиционным техникам я составила отдельное планирование в котором предложила вполне доступные техники

Сделаем вывод, что каждый из видов деятельности формирует свои, иногда специфические умения и навыки, но все они необходимы для творческой деятельности и в ней же совершенствуются.

Возможны, пожалуй, любые сочетания видов изобразительной

деятельности, а иногда и всех. Одновременно осуществляется основная задача – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов доступными для детей с нарушением зрения изобразительными средствами.

В заключение, еще раз хотелось бы сказать о важности развития

творческих способностей, о роли нетрадиционных техник.

В процессе продуктивной деятельности с разными материалами дети знакомятся с разнообразием их фактуры, получают широкие представления о возможностях их использования, определяют характерные качества и свойства.

Продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник способствует осознанию ребенком своих собственных сил и возможностей. Такие занятия дарят радость познания, творчества.

Нетрадиционные техники изображения помогают часто закомплексованным детям с нарушением зрения почувствовать себя свободными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.

Список используемой литературы:

1. Васильева М. «О развитии творческого потенциала дошкольников» //Дефектология, 2006, №2.

2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М., 1990.

3. Казакова Т. «Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов» // Дефектология, 2006, №2.

4. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение. – СПБ., Детство-Пресс, 2002.

5. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения – М., 1998.

6. Ткачев С. «Трудные темы дошкольной педагогики» // Дефектология, 1997, №1,3.

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Конспект игровой деятельности в средней группе для детей с нарушением зрения «Прогулка по зимнему лесу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 141 «Лукоморье».

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница»Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница» Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет «Музыкальная Гусеница» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения
Опубликовано: 18 мая 2022 в 10:32
+296Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лякишева (УИ 2655309) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД