Наталья Бондаренко
Практико-ориентированный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект реализуется в рамках комплексного планирования, разработанного в соответствии с парциальной образовательной программой дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет.
Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых экономических знаний и представлений о взаимосвязи между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена - и этическими: честность, щедрость, экономность, бережливость в соответствие с их возрастными особенностями.

Проект предусматривает создание таких условий, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, театрализованную деятельности, сюжетно-ролевые и дидактические игры. Он основан на тесном контакте всех участников образовательного процесса: педагоги-родители-дети и предусматривает партнерство с учреждениями финансового рынка (банк, супермаркет и др.)

1 этап Подготовительный (информационно-накопительный)
1. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;
2. Изучение методической литературы, материалов сети интернет;
3. Подбор методического материала по данной теме;
4. Информирование педагогов и родителей о содержании и значении проекта;
5. Анкетирование родителей по оценке уровня готовности к участию в проекте;
6. Диагностика уровня финансовых знаний и умений детей;
7. Создание развивающей среды для работы.

2 этап –
Работа с детьми:
1. – Образовательная деятельность с детьми в различных формах (беседы, викторины, занятия-путешествия, квест-игры) на усвоение основных экономических понятий (труд, цена, реклама, банк, семейный бюджет и расходы семьи, ресурсы, бартер, реклама) и этических (бережливость, щедрость, честность, доброта. и др.);

2. - Решение проблемных ситуаций, арифметических задач, кроссвордов;
-Чтение художественной литературы экономического содержания;
-Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тётушки совы», «Смешарики. Финансовая грамотность», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино».
3. –Творческо-трудовая деятельность: изготовление товаров для ярмарки: рисуем, вырезаем, клеим, лепим.

- Праздник «Русская ярмарка»;


- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Магазин»,

«Парикмахерская»,

«Дорога», «Банк»,

«Кафе».
- Организация развивающих игр «Семейный бюджет», «Кому, что нужно для работы», «Копилка», «Пятый лишний».
-Театрализованная деятельность:
- Мини-спектакль «Перчатки» на развитие у детей ответственности и бережного отношения к своим вещам.
-Интерактивный спектакль с участием педагогов и детей: «В волшебном лесу»

Работа с социальными партнерами:
«Встреча с интересным человеком. В кресле гостя - работник Сбербанка»
-Экскурсия в Супермаркет.
3 этап – Заключительный: подведение итогов, оценка результатов.
- диагностика уровня финансовой грамотности детей;
- изучение мнения родителей о результативности проекта;Результативность проекта
В процессе реализации проекта дети приобрели новые знания социально-экономического характера: активно используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах. А главное, дети узнали, что для того, чтобы иметь в жизни все необходимое, что хочется, необходимо хорошо потрудиться и заработать своими силами и умом на это деньги, усвоили понятие, что не все продается и покупается, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Пополнилась предметно-развивающая среда группы по формированию финансовой грамотности детей.
У педагогов повысилась квалификация в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
У родителей повысилась педагогическая культура в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Расширились партнерские отношения дошкольного учреждения со Сбербанком России.
Заключение.
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к «сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Данный образовательный проект успешно реализован и продолжает функционировать. Главное в нем, что он объединил в себе усилия родителей и педагогов по формированию финансовой грамотности старших дошкольников. Ведь чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть у них сформированы полезные финансовые привычки.

