Ольга Мамонова
«Идет весна — отворяй ворота». Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы.
Задачи:
• дать знания об изменениях в жизни животных и птиц;
• развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков;
• закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта день равен ночи);
• воспитывать интерес к народному календарю, учит детей объяснять смысл примет и пословиц о (марте) весне по моделям.
Материалы и оборудование:
Шамаева С. Е. "Родная природа", В. В. Бианки "Четыре времени года", распечатки с заданием "Приметы весны" (на каждого ребенка, простые и цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
Тает снежок,
Зеленеет лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной.)
2. Основная часть
Педагог: Действительно, все это бывает весной. И сегодня я хочу поздравить вас с наступлением долгожданной весны. Посмотрите, как все повеселело вокруг, какие ясные денечки стоят. Вы рады приходу весны? Я тоже этому рада. Посмотрите, а вот и первый месяц весны сам пришел к нам!
Педагог читает фенологические заметки В. Бианки "Март".
Педагог: Почему март зовут капельником? Что происходит в марте со снегом? А со льдом на реках? (Ответы детей.)
Физкультминутка

Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу (Руки вверху, качаются из стороны в сторону.)
Ветки согнули, снег отряхнули -
Деревья встречают весну. (Руки согнуты в локтях, встряхивают ими.)
Плавно руками помашем -
Это к нам птицы летят. (Машут "крыльями".)
Как они сядут - покажем:
Руки сложили назад. (Присели, руки за спиной в "замке".)
Игра "Что зимой, а что весной?"
Педагог: Весной все в природе не такое, как зимой. Давайте поиграем в игру "Что зимой, а что весной?". Я буду начинать предложение, а вы его закончите.
• Зимой погода холодная, а весной… (теплая).
• Зимой идет снег, а весной… (дождь).
• Зимой мы одеты тепло, а весной… (легко).
Педагог: Ребята! В марте есть еще один особенный день. Посмотрите, как он выглядит.

Педагог показывает детям круг, разделенный на две равные половинки - черную и белую.
Чем похожи половинки круга? (Размером, они одинаковые.) Чем они отличаются? (Цветом, одна - черная, другая - белая.) Черной половинкой я обозначила ночь. Что обозначает белая половинка? (День). На самом деле эти две половинки одинаковые. Значит, в тот день, о котором я говорю, день и ночь одинаковы по своей продолжительности. Это случается 21 марта, это день весеннего равноденствия.
С этого числа день будет прибывать, а ночь убывать, становится короче.
Педагог: День весеннего равноденствия бывает только в марте, и это еще одна из примет и особенностей марта.
Затем педагог предлагает детям послушать рассказ В. Бианки «Три весны».
Педагог: Ребята, на какие три периода автор делит весну (Весна полевая, весна речная и весна лесная. ) Кратко расскажите о каждом из них. (Ответы детей. )
Практическое задание "Приметы ранней весны"
Дети заполняют мнемотаблицу, внося в нее характерные приметы весны (капель, прилет птиц, появление насекомых, первоцветы и др.).
3. Рефлексия
Педагог: Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной все вокруг оживает. Скажем ей: "Здравствуй, Весна!".
А какие месяцы весна с собой привела? Назовите их по порядку. Назовите первые признаки наступившей весны. (Ответы детей.)