МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Верхорубова Олеся Евгеньевна
Конспект занятия по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Народная сказка «Гуси-лебеди»

Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция областей : «познавательное развитие».

Вид занятия : групповое.

Задачи:

Коррекционно-обучающие: продолжать учить выборочному пересказу фрагментов текста.

Коррекционно-развивающие : развивать умение пользоваться связной фразовой речью.

Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать интерес к сказке, доброжелательность, отзывчивость.

Методы и приемы руководства: словесный (беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций (Девочка и гуси-лебеди. Дети прячутся от гусей- лебедей. Гуси-лебеди ищут детей, практический (оказание индивидуальной помощи).

Словарь: наливное румяное яблочко.

Материал и оборудование: цветные иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» (Девочка и гуси- лебеди. Дети прячутся от гусей- лебедей. Гуси- лебеди ищут детей. Мальчик на гусе. Девочка и печь. Дети прячутся от гусей в печь,

Ход

1. Организационно-мотивационная часть.

Дети входят в группу, встают полукругом.

Педагог: Давайте поприветствуем друг друга, но сделаем это не просто и не скучно, а также, как весеннее солнышко, которое смотрит на нас по утрам через окошко, – с доброй и тёплой улыбкой!

Дети: Широко улыбаются и здороваются.

Педагог: Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные …

Дети: Сказки!

Педагог: Ребята, а вы любите сказки? Хорошо их знаете?

Дети: Да!

2. Деятельностная часть.

Педагог: Про сказки я спросила не просто так, из любопытства! Дело в том, что сегодня к нам пришла в гости сказка. Очень хочется ей увидеть и услышать, что вы про неё знаете. И сейчас вам предстоит отгадать её персонажей. Будьте внимательны! Загадку дослушать надо до конца! Готовы?

Дети: Да

Дети отгадывают загадки и вывешивают картинки с героями сказки «Гуси-лебеди»

Бабушка седа-бела

Зимой каждому мила.

Из трубы летят колечки.

Это дым из нашей … (печки).

Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Живёт в дремучем лесу, в избушке, очень вредная старушка. (Баба-Яга)

Стоит королева, плоды румяные надела.

Угощает весь народ, кто заходит в огород. (Яблоня)

Длинные шеи, красные лапки,

Щиплют за пятки – беги без оглядки! (Гуси)

Педагог: Молодцы, всех героев узнали! А теперь назовите саму сказку, как же она называется?

Дети: Сказка «Гуси-лебеди».

Педагог: Верно! Это русская народная сказка «Гуси-лебеди». Ребята, почему про неё так говорят – русская народная?

Дети: Потому, что её сочинил (придумал) наш народ.

Дети: И это верно!

Педагог: Ребята, сегодня мы будем пересказывать фрагменты сказки «Гуси-лебеди», а иллюстрации нам в этом помогут.

Педагог: Разложите, пожалуйста, иллюстрации на своих столах.

Я уже говорила, что в сказках всё непросто! Вам, дети, предстоит преодолеть несколько препятствий. Сейчас буду вас запутывать. А вы должны слушать внимательно отрывочки из нашей сказки и исправлять, если что-то будет неправильно.

Педагог: Итак, готовы? Сказка начинается …

1) «Жили-были Баба-Яга – костяная нога, гуси-лебеди, и был у них Петушок-золотой гребешок».

Дети: Нет! Жили-были муж с женою. Была у них дочка и сыночек маленький.

Педагог: Ну что ж, начало правильное! Посмотрите внимательно на иллюстрации выберите ту, которая подходит к началу сказки.

Педагог: Хорошо. Слушаем дальше…

2) «Собрались родители в гости, а девочке наказывают: «Сходи-ка и ты, доченька, погуляй, а братец и сам поиграет».

Дети: Нет! Собрались родители на базар, а девочке наказывают быть умницей, беречь братца, со двора не уходить.

Педагог: А что же девочка?

Дети: Девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась с подружками.

Педагог: Найдите, картинку, которая нам подходит. Следующая фраза:

3) «В это время неподалёку прогуливались гуси-лебеди. Решили они с девочкой в прятки поиграть».

Дети: Нет! В это время откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили они мальчика и унесли.

Педагог: Ищем нужную иллюстрацию. Слушаем:

4) «Прибежала девочка, а братца нет. Только гуси-лебеди мелькнули вдали. – Наверное, гуси унесли братца, – подумала девочка и побежала их догонять».

Дети: Да! Правильно!

Педагог: Вклеиваем картинку.

5) «Бежала, бежала девочка и видит: стоит печка в поле вся чёрная от сажи и горько плачет».

Дети: Нет! Бежала, бежала девочка, видит: стоит печка. – Печка, куда гуси-лебеди полетели? А печка в ответ: – Съешь моего ржаного пирожка, скажу. Девочка подумала и говорит: – У моего батюшки и пшеничные не едятся. Печка ничего не сказала.

Педагог: Ищем нужную картинку.

6) «Дальше девочка встретила зайчика под яблонькой и спросила у него, куда гуси-лебеди полетели. А зайчик предложил ей скушать сочную грушу».

Дети: Нет! Девочка побежала дальше и увидела яблоньку. – Яблонька, куда гуси-лебеди полетели? Яблонька в ответ: – Съешь моего лесного яблочка, скажу. Девочка подумала и говорит: – У моего батюшки и садовые не едятся. Ничего не ответила яблонька.

Педагог: Находим картинку.

7) «Побежала девочка дальше и видит: течёт молочная река, кисельные берега. – Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели? А речка ей в ответ: – Попей моего простого киселька с молочком, скажу! Девочка говорит: – У моего батюшки и сливочки не едятся. Промолчала речка».

Дети: Да! Правильно!

Педагог: Ищем ещё одну картинку. Слушаем!

8) «Долго ходила девочка, устала. Увидела она чью-то избушку, зашла в неё, а там только мышка хозяйничает. Прилегла девочка на кровать, да и уснула».

Дети: Нет! Долго девочка бегала по лесу и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидит Баба-Яга – костяная нога, а братец на лавочке с золотыми яблочками играет. Девочка схватила братца и побежала.

Педагог: Ну что ж, вклеиваем ещё одну, последнюю картинку. Вот, ребята, и получилась у нас с вами план-схема к сказке «Гуси-лебеди». Да план не простой: по нему мы сможем рассказать, как девочка с братцем добрались до своего дома.

Педагог: Давайте теперь проверим, так ли всё вы сделали, правильно получилось?

Педагог выставляет демонстрационный образец с правильной очередностью иллюстраций для сравнения.

Педагог: А теперь мы отдохнём. Предлагаю выйти из-за столов, встать в круг и взяться за руки.

Физминутка. «Яблоня».

– Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Заморозил их мороз?

(Дети имитируют мороз, потирая плечи кистями рук, затем растирают сами кисти, щёки; дышат теплым воздухом – «греют руки»)

Или ветер их унёс?

(Дети изображают ветер, покачивая вытянутыми вверх руками влево-вправо по 2 раза, и произнося на выдохе Ш-Ш-Ш-Ш)

Или молния спалила?

(Дети подпрыгивают вверх и присаживаются, опускаясь прямо или змейкой, 2 раза)

Или градом их побило?

(Дети топают ногами)

Или птицы поклевали?

(Дети кистями рук имитируют клюв птицы и движения клювом, можно одновременно и головой в разные стороны)

Куда они пропали?

(Дети делают задумавшееся лицо, разводя плечами и руками)

Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс.

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём.

Птицы их не поклевали ….

(Дети загибают пальцы по одному на руках, начиная с больших)

Дети оборвали!

(Дети подпрыгиваю вверх с поднятыми руками – движение восхищения,

Радости)

Педагог: Молодцы! Присаживаемся на свои места.

Ребята, как вы думаете, почему часто в сказках про яблоко говорят так: наливное румяное яблочко. Как вы понимаете это выражение?

Дети: Потому что яблоко созрело, налилось соком и стало вкусным.

Педагог: Верно. Молодцы! А теперь нам осталось пересказать вторую часть сказки, в которой девочка с братцем возвращаются домой.

Дети: Пересказывают сказку.

Педагог слушает пересказ, следит за правильностью произношения,

ролевых интонаций и использованием детьми в речи сложных предлогов оказывая помощь.

3. Рефлексивно-оценочная часть.

Педагог: Ну что ж, ребята! Вы отлично справились с непростыми заданиями. Что помогло нам быстро, правильно и интересно пересказать сказку «Гуси-лебеди»?

Дети: Картинки.

Педагог: Ребята, занятие наше подходит к концу,

педагог заканчивает занятие чтением стихотворения

В мире много сказок Пусть герои сказок

Грустных и смешных. Дарят нам тепло,

И прожить на свете Пусть добро навеки

Нам нельзя без них! Побеждает зло!

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках»Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Театр на липучках» «Театр на липучках» Сказки Владимира Сутеева Дидактическое пособие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие «Времена года» по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги и гости моей.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Опубликовано: 3 июля 2024 в 14:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Верхорубова Олеся Евгеньевна (УИ 2035086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД