Верхорубова Олеся Евгеньевна
Конспект занятия по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Народная сказка «Гуси-лебеди»
Цель: развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция областей : «познавательное развитие».
Вид занятия : групповое.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: продолжать учить выборочному пересказу фрагментов текста.
Коррекционно-развивающие : развивать умение пользоваться связной фразовой речью.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Воспитательные: воспитывать интерес к сказке, доброжелательность, отзывчивость.
Методы и приемы руководства: словесный (беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций (Девочка и гуси-лебеди. Дети прячутся от гусей- лебедей. Гуси-лебеди ищут детей, практический (оказание индивидуальной помощи).
Словарь: наливное румяное яблочко.
Материал и оборудование: цветные иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди» (Девочка и гуси- лебеди. Дети прячутся от гусей- лебедей. Гуси- лебеди ищут детей. Мальчик на гусе. Девочка и печь. Дети прячутся от гусей в печь,
Ход
1. Организационно-мотивационная часть.
Дети входят в группу, встают полукругом.
Педагог: Давайте поприветствуем друг друга, но сделаем это не просто и не скучно, а также, как весеннее солнышко, которое смотрит на нас по утрам через окошко, – с доброй и тёплой улыбкой!
Дети: Широко улыбаются и здороваются.
Педагог: Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные …
Дети: Сказки!
Педагог: Ребята, а вы любите сказки? Хорошо их знаете?
Дети: Да!
2. Деятельностная часть.
Педагог: Про сказки я спросила не просто так, из любопытства! Дело в том, что сегодня к нам пришла в гости сказка. Очень хочется ей увидеть и услышать, что вы про неё знаете. И сейчас вам предстоит отгадать её персонажей. Будьте внимательны! Загадку дослушать надо до конца! Готовы?
Дети: Да
Дети отгадывают загадки и вывешивают картинки с героями сказки «Гуси-лебеди»
Бабушка седа-бела
Зимой каждому мила.
Из трубы летят колечки.
Это дым из нашей … (печки).
Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Живёт в дремучем лесу, в избушке, очень вредная старушка. (Баба-Яга)
Стоит королева, плоды румяные надела.
Угощает весь народ, кто заходит в огород. (Яблоня)
Длинные шеи, красные лапки,
Щиплют за пятки – беги без оглядки! (Гуси)
Педагог: Молодцы, всех героев узнали! А теперь назовите саму сказку, как же она называется?
Дети: Сказка «Гуси-лебеди».
Педагог: Верно! Это русская народная сказка «Гуси-лебеди». Ребята, почему про неё так говорят – русская народная?
Дети: Потому, что её сочинил (придумал) наш народ.
Дети: И это верно!
Педагог: Ребята, сегодня мы будем пересказывать фрагменты сказки «Гуси-лебеди», а иллюстрации нам в этом помогут.
Педагог: Разложите, пожалуйста, иллюстрации на своих столах.
Я уже говорила, что в сказках всё непросто! Вам, дети, предстоит преодолеть несколько препятствий. Сейчас буду вас запутывать. А вы должны слушать внимательно отрывочки из нашей сказки и исправлять, если что-то будет неправильно.
Педагог: Итак, готовы? Сказка начинается …
1) «Жили-были Баба-Яга – костяная нога, гуси-лебеди, и был у них Петушок-золотой гребешок».
Дети: Нет! Жили-были муж с женою. Была у них дочка и сыночек маленький.
Педагог: Ну что ж, начало правильное! Посмотрите внимательно на иллюстрации выберите ту, которая подходит к началу сказки.
Педагог: Хорошо. Слушаем дальше…
2) «Собрались родители в гости, а девочке наказывают: «Сходи-ка и ты, доченька, погуляй, а братец и сам поиграет».
Дети: Нет! Собрались родители на базар, а девочке наказывают быть умницей, беречь братца, со двора не уходить.
Педагог: А что же девочка?
Дети: Девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась с подружками.
Педагог: Найдите, картинку, которая нам подходит. Следующая фраза:
3) «В это время неподалёку прогуливались гуси-лебеди. Решили они с девочкой в прятки поиграть».
Дети: Нет! В это время откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили они мальчика и унесли.
Педагог: Ищем нужную иллюстрацию. Слушаем:
4) «Прибежала девочка, а братца нет. Только гуси-лебеди мелькнули вдали. – Наверное, гуси унесли братца, – подумала девочка и побежала их догонять».
Дети: Да! Правильно!
Педагог: Вклеиваем картинку.
5) «Бежала, бежала девочка и видит: стоит печка в поле вся чёрная от сажи и горько плачет».
Дети: Нет! Бежала, бежала девочка, видит: стоит печка. – Печка, куда гуси-лебеди полетели? А печка в ответ: – Съешь моего ржаного пирожка, скажу. Девочка подумала и говорит: – У моего батюшки и пшеничные не едятся. Печка ничего не сказала.
Педагог: Ищем нужную картинку.
6) «Дальше девочка встретила зайчика под яблонькой и спросила у него, куда гуси-лебеди полетели. А зайчик предложил ей скушать сочную грушу».
Дети: Нет! Девочка побежала дальше и увидела яблоньку. – Яблонька, куда гуси-лебеди полетели? Яблонька в ответ: – Съешь моего лесного яблочка, скажу. Девочка подумала и говорит: – У моего батюшки и садовые не едятся. Ничего не ответила яблонька.
Педагог: Находим картинку.
7) «Побежала девочка дальше и видит: течёт молочная река, кисельные берега. – Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели? А речка ей в ответ: – Попей моего простого киселька с молочком, скажу! Девочка говорит: – У моего батюшки и сливочки не едятся. Промолчала речка».
Дети: Да! Правильно!
Педагог: Ищем ещё одну картинку. Слушаем!
8) «Долго ходила девочка, устала. Увидела она чью-то избушку, зашла в неё, а там только мышка хозяйничает. Прилегла девочка на кровать, да и уснула».
Дети: Нет! Долго девочка бегала по лесу и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидит Баба-Яга – костяная нога, а братец на лавочке с золотыми яблочками играет. Девочка схватила братца и побежала.
Педагог: Ну что ж, вклеиваем ещё одну, последнюю картинку. Вот, ребята, и получилась у нас с вами план-схема к сказке «Гуси-лебеди». Да план не простой: по нему мы сможем рассказать, как девочка с братцем добрались до своего дома.
Педагог: Давайте теперь проверим, так ли всё вы сделали, правильно получилось?
Педагог выставляет демонстрационный образец с правильной очередностью иллюстраций для сравнения.
Педагог: А теперь мы отдохнём. Предлагаю выйти из-за столов, встать в круг и взяться за руки.
Физминутка. «Яблоня».
– Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Заморозил их мороз?
(Дети имитируют мороз, потирая плечи кистями рук, затем растирают сами кисти, щёки; дышат теплым воздухом – «греют руки»)
Или ветер их унёс?
(Дети изображают ветер, покачивая вытянутыми вверх руками влево-вправо по 2 раза, и произнося на выдохе Ш-Ш-Ш-Ш)
Или молния спалила?
(Дети подпрыгивают вверх и присаживаются, опускаясь прямо или змейкой, 2 раза)
Или градом их побило?
(Дети топают ногами)
Или птицы поклевали?
(Дети кистями рук имитируют клюв птицы и движения клювом, можно одновременно и головой в разные стороны)
Куда они пропали?
(Дети делают задумавшееся лицо, разводя плечами и руками)
Не морозил их мороз,
И не ветер их унёс.
Не спалило их огнём,
Града не было с дождём.
Птицы их не поклевали ….
(Дети загибают пальцы по одному на руках, начиная с больших)
Дети оборвали!
(Дети подпрыгиваю вверх с поднятыми руками – движение восхищения,
Радости)
Педагог: Молодцы! Присаживаемся на свои места.
Ребята, как вы думаете, почему часто в сказках про яблоко говорят так: наливное румяное яблочко. Как вы понимаете это выражение?
Дети: Потому что яблоко созрело, налилось соком и стало вкусным.
Педагог: Верно. Молодцы! А теперь нам осталось пересказать вторую часть сказки, в которой девочка с братцем возвращаются домой.
Дети: Пересказывают сказку.
Педагог слушает пересказ, следит за правильностью произношения,
ролевых интонаций и использованием детьми в речи сложных предлогов оказывая помощь.
3. Рефлексивно-оценочная часть.
Педагог: Ну что ж, ребята! Вы отлично справились с непростыми заданиями. Что помогло нам быстро, правильно и интересно пересказать сказку «Гуси-лебеди»?
Дети: Картинки.
Педагог: Ребята, занятие наше подходит к концу,
педагог заканчивает занятие чтением стихотворения
В мире много сказок Пусть герои сказок
Грустных и смешных. Дарят нам тепло,
И прожить на свете Пусть добро навеки
Нам нельзя без них! Побеждает зло!