Лариса Мурзина
«Учимся правильно задавать вопросы». Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучение детей умению задавать вопросы.
Задачи:
-учить составлять схему с помощью модели;
-закреплять знания о строении человека;
-развивать у детей логическое мышление через игру «Да-Нет-ка»;
-развивать воображение у детей с помощью типового «воображаемого» вопроса;
-воспитывать социально-коммуникативные навыки при совместной работе со взрослыми, работы в паре, умение договариваться и приходить к единому решению.
Материалы и оборудование: модель человека, накрытая тканью, мольберт и магниты, вопросные карточки, значки вопросов («восполняющий», «описательный» и «почемучкин», нарисованные детьми, а также значок «воображаемого» вопроса и значки признаков, а также картинки (объекты).
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас на занятии гости, давайте поздороваемся с ними. Они пришли для того, чтобы вы научили их задавать вопросы. Для начала сделаем разминку, встанем в круг:
«Маланья»
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом над головой, показывая «избушку»)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев)
Все без ресниц, без бровей,
(Очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, подставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду)
Вот с такими волосами
(взъерошить прическу)
Вот с такими руками,
Вот с такими ногами!
Вот с таким животом!
(выставить руки перед животом и обхватить ладони)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)
На Маланью все глядели
(Держа ладони у глаз как бинокль)
И все делали вот так (изображают, кто что придумает)
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.
Воспитатель: Ребята, нужно угадать, что спрятано на мольберте. Вы будете задавать вопросы, но задать вопросы нужно так, чтобы их было как можно меньше, а я могу отвечать только одним словом. Первый вопрос, ребята, всегда какой при отгадывании объекта?
Дети: Это живое или неживое?
Воспитатель: Я не могу ответить на этот вопрос. Задайте вопрос правильно.
Если ребята затрудняются, отправить к гостям на помощь.
Дети: Это живая природа?
Воспитатель: Да
Дети: Это растение? Дерево?
Воспитатель: Нет
Дети: Это животное?
Воспитатель: Да. Теперь задавайте вопросы по признакам (показывает значок цвета).
Дети: Какой объект по цвету?
Воспитатель: Объект телесного цвета (затем показывает значок действие).
Дети: Что умеет делать объект?
Воспитатель: Он умеет говорить.
Дети: Это человек?
В-ль: Да
Следует обратить внимание, что вопросы примерные, задача воспитателя, натолкнуть детей на мысль, направить на правильное решение поставленной задачи.
Открывается объект и перед детьми модель человека, где видны скелет и внутренние органы. Ребята называют внутренние органы человека. Затем воспитатель дает задание детям самостоятельно выбрать объект (печень, сердце, легкие, желудок, мозг головной, кишечник и скелет, вопрос и признак.
Далее воспитатель предлагает детям выбрать себе пару среди гостей и сесть каждому со своей парой за столы.
Воспитатель: Послушайте задание. Составьте вопрос и задайте его друг другу в паре, значки можно менять местами, чтобы вопрос звучал наиболее правильно. Отвечать на вопрос не надо.
Ребята работают с карточками.
В-ль: Готовы? Первая пара – Юлианна и Ирина Евгеньевна – выйдите и прочитайте по модели свой вопрос.
Дети выходят в паре со взрослыми по очереди, выкладывают карточки с вопросом на мольберте, прикрепляя магнитиками, договариваются, кто будет говорить, читают его по схеме.
Затем воспитатель предлагает всем сесть на стулья.
В-ль (показывает значок «воображаемого» вопроса): Это,ребята, «воображаемый» вопрос. Он задает вопрос «Что было бы, если?». Давайте с вами «включим» воображение. Представьте себе, что бы было, если бы у человека не стало глаз?
Дети: Человек бы перестал видеть, ему бы трудно стало передвигаться, он оказался бы в темноте.
Воспитатель: А представь себе, Тимурка, что было бы, если бы ты покрылся шерстью? На кого бы ты стал похож?
Тимурка: На обезьянку.
Воспитатель: Ребята, представьте, вы все тоже покрылись шерстью, и превратились в забавных обезьянок.
Ребята изображают, веселятся. Воспитатель хвалит детей, вместе они благодарят гостей, что пришли, приглашают приходить еще и обещают научить чему-нибудь еще.