Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста»

Рита Васильевна Алеханова
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Публикация «Консультация для воспитателей „Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и владение монологической речью – высшее достижение речевого воспитания наших дошкольников.

Владение данной речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической и фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.

Мышлению человека свойственно воспринимать окружающее. Конечно же, язык реагирует на это и закрепляет виденное в определенные структуры.

Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов:

• Описание– это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи раскрывается, то есть уточняется состав, структура, свойства, назначение (объекта).

• Рассуждение – это установление причинно-следственных связей, модель монологического сообщения с обобщенным причинно- следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода.

• Повествование– это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развёртывающийся во времени и на первый план выдвигается порядок протекания действий.

• Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

• Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны, и оказывать определенное влияние на протекании всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру.

Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий

Функции монологической речи :

-информативная, сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;

- воздействующая предполагает убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;

- эмоционально-оценочная подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков.

Связное высказывание отражает уровень развития ребенка : речевого, умственного и эмоционального, оно показывает, насколько ребенок владеет словом, богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи, умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно и грамотно отражало замысел говорящего.

Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладением рядом языковых умений:

• соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели.

• строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью

• отбирать адекватные лексические и грамматические средства

• пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации

• соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств.

Монологическая речь является относительно развернутым видом речи и в большой степени она произвольна

Уже на втором году жизни в процессе непосредственного эмоционального, практического общения с взрослыми закладываются основы будущей связной речи. Медленно и постепенно речь приобретает развернутый, связный характер и уже к пяти годам устная речь ребёнка дошкольника, много общающегося с взрослыми, становится достаточно богатой и полной.

Однако проблема состоит в том, что ни один ребёнок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. И говорящий ребёнок всегда имеет в виду лишь содержание своей речи, имеет дело с непосредственно воспринимаемыми образами, мыслями, предметами, которые ребенок хочет как-то выделить или обозначить в своей речи и лишь в очень редких случаях задумывается, как ему необходимо произнести то или иное слово.

Многие дошкольники допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения и пользуются однообразными способами связи предложении в тексте, нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. В их рассказах часто присутствуют элементы повествования и описания.

Необходимо отметить, что в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается такое явление, как монологизирование. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Такую речь можно назвать эгоцентрической. И монологическую речь как речь эгоцентрическую противопоставляем речи социализированной.

Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения. К социализированной речи можно отнести различные формы приноравливающейся информации, сообщения мыслей, критику, вопросы и ответы, просьбы.

Монологическая речь мало употребима, так как речь ситуативная, и одна реплика вызывает другую, идёт чередование высказываний.

Характерной особенностью ситуативной речи является то, что она больше выражает, чем высказывает. Сопутствующая речи мимика и пантомимика, интонации, жесты, усиливающие повторения и многие другие средства выразительности, которыми ребёнок пользуется совершенно непроизвольно.

Развитие связной монологической речи протекает по схеме :

Развитие связной монологической речи – лексико –грамматический строй речи – фразовая речь – рассказывание – пересказ – рассказывание по картине – рассказ =описание.

Педагогами-психологами определен принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах.

Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей и интерес к совместной деятельности.

Развитие речи-монолога очень важно ещё и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И если младшие дошкольники могут составить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет и привносить в него свои элементы.

Развитие монологической речи неотделимо от решения отдельных задач речевого развития :

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Если ребенок молчит, покажите.

Консультация для родителей «Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» «]Русская народная сказка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Русская народная сказка, являясь доступной пониманию.

Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР» ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР. Своевременное овладение правильной речью имеет важное.

Консультация для воспитателей. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста» Формирование связной речи детей дошкольного возраста. Роль пересказа: 1. Совершенствуется структура речи, ее выразительные качества, произношение.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.

Консультация для воспитателей «Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Особенности поддержания дисциплины детей дошкольного возраста"Воспитатель Горина М. В. В период дошкольного.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре» Игра – ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры ребёнок усваивает этические и моральные нормы общества,.

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития детей в современных условиях. Задачи: Познакомить родителей с особенностями.

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Речь — это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей.

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста Лингвистические основы связной речи Монологическая речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 мая 2018 в 19:51
+134Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Рита Васильевна Алеханова (УИ 406012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 61.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД