Рита Васильевна Алеханова
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Монолог понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и владение монологической речью – высшее достижение речевого воспитания наших дошкольников.
Владение данной речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической и фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи.
Мышлению человека свойственно воспринимать окружающее. Конечно же, язык реагирует на это и закрепляет виденное в определенные структуры.
Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов:
• Описание– это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета. При описании объект речи раскрывается, то есть уточняется состав, структура, свойства, назначение (объекта).
• Рассуждение – это установление причинно-следственных связей, модель монологического сообщения с обобщенным причинно- следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения вывода.
• Повествование– это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Основой повествования является сюжет, развёртывающийся во времени и на первый план выдвигается порядок протекания действий.
• Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
• Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Устная монологическая речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны, и оказывать определенное влияние на протекании всего высказывания. Оно обычно состоит из нескольких смысловых групп, связанных в целостную структуру.
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий
Функции монологической речи :
-информативная, сущность которой заключается в сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний;
- воздействующая предполагает убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;
- эмоционально-оценочная подразумевает оценку событий, предметов, явлений, поступков.
Связное высказывание отражает уровень развития ребенка : речевого, умственного и эмоционального, оно показывает, насколько ребенок владеет словом, богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи, умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно и грамотно отражало замысел говорящего.
Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладением рядом языковых умений:
• соблюдать структуру определенного типа текста, позволяющую достичь поставленной цели.
• строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью
• отбирать адекватные лексические и грамматические средства
• пользоваться различными функционально-смысловыми типами речи в зависимости от цели и условий коммуникации
• соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связи и разнообразных средств.
Монологическая речь является относительно развернутым видом речи и в большой степени она произвольна
Уже на втором году жизни в процессе непосредственного эмоционального, практического общения с взрослыми закладываются основы будущей связной речи. Медленно и постепенно речь приобретает развернутый, связный характер и уже к пяти годам устная речь ребёнка дошкольника, много общающегося с взрослыми, становится достаточно богатой и полной.
Однако проблема состоит в том, что ни один ребёнок, хорошо и бегло говорящий, не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. И говорящий ребёнок всегда имеет в виду лишь содержание своей речи, имеет дело с непосредственно воспринимаемыми образами, мыслями, предметами, которые ребенок хочет как-то выделить или обозначить в своей речи и лишь в очень редких случаях задумывается, как ему необходимо произнести то или иное слово.
Многие дошкольники допускают много ошибок в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения и пользуются однообразными способами связи предложении в тексте, нарушают последовательность изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание. В их рассказах часто присутствуют элементы повествования и описания.
Необходимо отметить, что в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается такое явление, как монологизирование. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь. Такую речь можно назвать эгоцентрической. И монологическую речь как речь эгоцентрическую противопоставляем речи социализированной.
Социализированная речь – это речь, выполняющая функцию сообщения. К социализированной речи можно отнести различные формы приноравливающейся информации, сообщения мыслей, критику, вопросы и ответы, просьбы.
Монологическая речь мало употребима, так как речь ситуативная, и одна реплика вызывает другую, идёт чередование высказываний.
Характерной особенностью ситуативной речи является то, что она больше выражает, чем высказывает. Сопутствующая речи мимика и пантомимика, интонации, жесты, усиливающие повторения и многие другие средства выразительности, которыми ребёнок пользуется совершенно непроизвольно.
Развитие связной монологической речи протекает по схеме :
Развитие связной монологической речи – лексико –грамматический строй речи – фразовая речь – рассказывание – пересказ – рассказывание по картине – рассказ =описание.
Педагогами-психологами определен принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах.
Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей и интерес к совместной деятельности.
Развитие речи-монолога очень важно ещё и потому, что самостоятельный рассказ стимулирует фантазию ребенка. И если младшие дошкольники могут составить лишь описательный рассказ, то старшие дошкольники учатся додумывать сюжет и привносить в него свои элементы.
Развитие монологической речи неотделимо от решения отдельных задач речевого развития :
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен ясно выражать свои мысли и правильно понимать других. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.