Наталья Худякова
Сценарий совместного шашечного турнира родителей и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Очень шашки любим мы!
(совместный шашечный турнир родителей и детей
Лучший сценарий мероприятия
Город Абаза 2025
Введение
В настоящее время сложилась такая ситуация, когда информационно-коммуникационные технологии полностью охватили все сферы жизни человека. Настольные игры ушли в прошлое и дети увлеченно играют за компьютером как в развивающие, так и в другие виды игр. Но каким бы интересным и захватывающим не был компьютер, телефон, планшет и т. д., ничто не заменит настоящего человеческого общения.
Ребенка можно увлечь даже самой простой игрой, если правильно его заинтересовать. Уже, начиная с первой младшей группы, малыши с удовольствием играют в разные настольные игры. А в старшем дошкольном возрасте дети проявляют уже к этому особый интерес.
Актуальность. Одной из самых простых, но в тоже время увлекающих игр, являются шашки. Казалось бы, что такого сложного – просто переставляй шашки по клеточкам. Но на самом деле все намного сложнее. Такая игра создает условия для развития у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Дети готовы играть – им это интересно. В настоящее время вся сложность организации данной игры заключается в отсутствии времени у взрослых, которым все чаще становится проще включить компьютер или телевизор ребенку, дать свой телефон, чтобы поиграл и не отвлекал от более важных дел.
Таким образом, учитывая детские пожелания, у нас родилась идея помимо общего образования разработать план по дополнительному образованию и создать клуб для родителей и детей, где взрослые будут учить детей играть в шашки. Эта работа рассчитана на два года.
Интеллектуальное развитие детей – важное направление в нашем детском саду. Среди разнообразия традиций и инновационных методов и средств умственного развития детей незаслуженно забыты шашки. А ведь правила и условия игры таковы, что могут быть освоены даже детьми.
Данное мероприятие было запланировано и проведено в рамках кружковой деятельности.
Основная цель - создание условий для взаимодействия родителей и детей посредством проведения шашечного турнира.
Задачи:
• способствовать закреплению умения играть в шашки, «уголки»;
• обеспечить условия для воспитания морально-волевых качеств: выдержки и честности;
• создать условия для воспитания нравственно-волевых качеств, настойчивости, усидчивости, целенаправленности действий, желания думать, искать пути решения и приходить к положительному результату;
• способствовать закреплению доброжелательных взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Предварительная работа.
• реализация проектов «История шашек», «Шашечные игры»;
• подготовительные игры в «Чапаев», «Поддавки», «Уголки»;
• знакомство с шашечным полем и правилами игры;
• совместная деятельность с детьми 1 раз в неделю и в течение дня по желанию детей;
• самостоятельная игровая деятельность детей по желанию;
• проведение игр-турниров.
Планируемые результаты.
• Сформировать интерес к игре в шашки.
• Знать разные виды игр в шашки и их правила.
• Активно использовать приобретённые умения в самостоятельной деятельности.
Очень шашки любим мы![
Шашечная игра- мать шахматной,
и достойная мать!
В начале турнира воспитатель рассказывает участникам и гостям турнира о истории игры- шашки.
-Игра сопутствует человеку в течение всей жизни- с рождения до глубокой старости. «Человек играет только тогда, когда он в полном значении человек, и бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Шиллер).
-Игра- одно из древнейших культурных проявлений разума.
Наиболее полезными и интересными являются игры развивающие, которые по праву можно назвать интеллектуальными. Они помогают думать, активизируют процесс мышления, способствуют развитию творческого начала. К интеллектуальным играм следует отнести шашки и шахматы.
-Сегодня мы с вами вспомним игру, любимую взрослыми и детьми. Почти в каждом доме есть коробочка с черными и белыми фишками и доска. Кто из вас помнит, как эта игра называется? (шашки) Правильно, это шашки. Игра очень древняя. Шашки в два раза старше шахмат: пять тысяч лет назад люди уже знали эту игру и любили ее. Сражение на шашечной доске похоже на сражение двух армий. Неслучайно в Древнем Риме игра в шашки называлась игрой в солдаты.
-В старину шашки называли тавлеями (от лат. tablo – доска). Очень широкое распространение получили тавлеи при Петре I, который приказал на ассамблеях отводить специальную комнату для «забав шашечных». Очень любили эту игру Суворов, Державин, Пушкин, Лев Толстой и т. д.
-Умная и интересная игра быстро распространилась по разным странам. В каждой стране для нее придумывали новые правила.
-А сейчас мы с вами проведем викторину. Знаете ли вы шашечные термины.
Проводится викторина «Знатоки игры-шашки».(Приложение 3)
Воспитатель: В нашем детском саду мы с детьми играем в русские шашки
(классические).
-А сейчас уважаемые родители назовите еще шашечные игры?
Родители перечисляют:
1. Поддавки.
2. Турецкие.
3. Бразильские.
4. Итальянские.
5. Испанские.
6. Международные.
7. Диагональные. И т. д.
Воспитатель обращается к детям: Сколько игроков играют в шашки?
Ответ: Два.
Воспитатель : Сколько шашек у каждого на поле?
Ответ: По 12.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель обращается к родителям: Сколько клеток на шахматной доске? Ответ: 64.
-По каким клеткам передвигаются шашки?
(по черным).
Воспитатель обращается к детям: Как передвигаются шашки?
Ребенок: Шашки не ходят по прямой –
Они из дома и домой
Шагают лишь наискосок:
Из уголка - на уголок!
Как же двигаются шашки?
Ответ: Только вперед и по диагонали.
Воспитатель обращается к родителям и детям: В каком случае шашка может двигаться назад?
Ответ: Если она дамка или при «съедании» шашки противника.
-Что такое дамка?
Ответ: Это шашка, которая побывала в последнем ряду клеток противника.
-Как передвигается дамка?
Ответ: По всем черным диагоналям на всю их длину, если они свободны от шашек.
-Что такое запирание?
Ответ: Положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в игре- турнире. Мне нужны две команды: дети и родители. Играть будем в русские шашки.
С помощью жеребьёвки выбираются участники команд.
В игре участвуют десять человек: пять детей- «Белые котята», а пятеро взрослых - «Черные котята».
Воспитатель: А сейчас прикрепите эмблемы котят и приготовьтесь к игре!
Перед турниром проводится разминка.
Воспитатель: Для начала запомните:
Будь вежлив, корректен,
Играй, но без спора,
Учись побеждать,
Уважая партнера.
-Девизом нашего турнира будут такие слова:
Кто более иль менее
С терпением знаком,
Считает он терпение
Совсем не пустяком.
Не случай, не везение
терпение, терпение-
Твой самый лучший друг.
К воспитателю подходят капитаны команд,с помощью считалки воспитатель выбирает ведущего- кто первый начнёт игру.
Считалка:
Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в шашки поиграет.
-Итак, первыми начинают игру «Белые котята». Перед вами шахматная доска. Каждый участник из команды будет подходить к шахматной доске и ходить шашкой своего цвета.
Проводится игра-турнир между командами.
Воспитатель:Вами я, друзья, доволен!
Смельчаки и храбрецы!
Удаль, ловкость показали,
Все сегодня молодцы!
Скоро вы пойдете в школу,
Но один совет вам дам:
Навсегда с игрою в шашки
Подружиться надо вам!
Воспитатель: А сейчас пожмите друг другу руки и приглашаю всех в группу отведать сладости.
Под звуки торжественного марша команды выходят из зала.
После турнира в группе проходит чаепитие.
Заключение.
Шашки - это одновременно и досуг, и спорт, и искусство. Они, как известно, объединяют все возрасты и «весовые» категории. Не первые ли шаги маленьких шашистов к творчеству кроются в шашечном сражении?
Наш опыт работы с детьми свидетельствует, что шашки благотворно влияют на их успехи, расширяют интересы детей, помогают создать условия для укрепления и развития лучших качеств характера.
В дальнейшем мы увидели, что у детей сформирован интерес к игре в шашки, они знают разные виды шашек и их правила, активно используют приобретённые умения в самостоятельной деятельности.
Этот турнир помог раскрыть интеллектуальный и волевой потенциал личности воспитанников, помог детям осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать, нравиться нам это или нет. Любое наше действие может иметь определенные последствия. Помог ребенку ощутить атмосферу риска, научил его видеть допущенные ошибки. Прогнозировать результаты своих действий и чувствовать себя в безопасности, выступая на равных со взрослыми соперниками – родителями и гостями турнира.
На достигнутом мы решили не останавливаться. На следующий год будем продолжать работать в том же направлении, искать новые пути и методы в работе, обучать детей новым играм: «Уголки», «Поддавки» и др. А еще мы мечтаем найти единомышленников и устроить шашечный турнир между детьми других групп или даже детских садов.
Используемая литература:
1. Василевский Р. Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоровья, 1985. – 88с.
2. Герцензон Б. М., Напреенков А. А. Шашки – это интересно. – М. : Детская литература, 1989. – 175 с.
3. Городецкий В. Б. Книга о шашках. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
4. Кулинчихин А. И. История развития русских шашек. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 47 с. : ил.
5. Лебедева, Л. А. Поиграем в шашки/Л. А. Лебедева//Здоровье дошкольника. -2009.№2(3).-с. 19-24.
6. Сметанина Г. Б. Программа «Шашечный дебют» по игре в шашки для детей старшего дошкольного возраста. – URL: http://festival.1september.ru/articles/616955/. – Дата обращения: 26.10.2012.
7. Шашки для детей. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 137с.