Анна Погодина
Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Актуальность проблемы заключается в том, чтобы создать полноценную основу для речевого и личностного развития ребенка еще в дошкольный период
Публикация «Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР:
слабая речевая активность
недостаточная сформированность грамматического строя речи
недостаточно сформированы навыки построения монологического высказывания.
связные высказывания короткие;
рассказы отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
рассказы состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
соскальзывание на второстепенные детали
Диагностика развития связной речи на начало года:
В начале года на низком уровне развития связной речи находилось 5 человек (38%) – дети практически не владеют связной речью, отвечают односложно или не отвечают, серию картин не выкладывают
На уровне ниже среднего находилось 8 человек (62%)- дети составляли пересказ по наводящим вопросам, отмечались пропуски частей текста, смысловые ошибки, последовательность изложения
Цель нашей работы: формировать основы монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием мнемотехники.
Задачи по развитию связной речи:
1период (сентябрь - ноябрь):
Подготовка к овладению диалогической формой речи.
Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, навыками демонстрации действия по картинке и наглядно-графической модели
Усвоение навыков составления короткого рассказа.
2 период (декабрь - февраль):
Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.
Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначально усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов описаний, пересказов.
3 период (март – май):
Закрепление навыка составления рассказов по картине, из серии картин с элементми усложнения.
Составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Применение мнемотехники в работе с детьми с ЗПР актуально, так как:
- у детей с ЗПР выражено отставание и своеобразие в познавательной деятельности, наблюдается снижение познавательной активности;
- нарушения речи имеют системный характер и входят в структуру дефекта;
- наблюдается низкий уровень развития восприятия;
- нарушено логическое мышление;
- наблюдается неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, возникают трудности с его переключением;
- наблюдаются отклонения в развитии памяти, преобладает наглядно-образная память;
- заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания носит в основном непроизвольный характер;
- характерна низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Задачи мнемотехники:
1. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знаком.
2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды)
3. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки
4. Содействовать решению дошкольниками изобретательных задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Применение мнемотехники – использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек для детей с ЗПР и во всех возрастных группах ДОУ
Этапы работы со схемой-моделью:
• учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
• самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
• закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.
В процессе обучения монологической речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
-пересказ;
-составление рассказов по картине и серии картин;
-описательный рассказ;
-творческий рассказ.
Взаимодействие со специалистами и воспитателями для более продуктивной работы:
Учитель-дефектолог:
-единое тематическое планирование
-одной из задач дефектолога является развитие знаковой символической функции мышления, развитие операций кодирования и декодирования.
Воспитатели:
-Использование мнемотаблиц в непосредственно-образовательной деятельности
-Использование дидактических игр со схемами-моделями на развитие логического мышления, памяти, внимания, связной речи, пополнение словарного запаса («Скажи ласково», «Четвертый лишний», «Что сначала – что потом», «Придумай сказку»)
- Закрепление изученного материала по заданию учителя-логопеда
Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создавать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми необходимо придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщенный образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Работа с родителями:
В тетрадях взаимодействия закрепляются навыки простейших мнемотаблиц для сотавления рассказов-описаний, примет времени года, составления описательных загадок по пройденным лексическим темам.
Родители получают консультации по использованию и работе с опорными карточками и мнемотаблицами в составлении описательных рассказов и разучивании стихотворений.
Выступление на родительском собрании «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»
Показ открытого занятия для родителей по лексической теме «Игрушки»
Выкладывание консультаций на стенд для родителей по формированию связной речи.
Представленные приемы работы позволят повысить эффективность речи дошкольников, могут быть использованы в работе с детьми как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи дошкольников с ЗПР. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов у детей первого года обучения:
-составляются небольшие рассказы по опорным карточкам;
- пробуют составлять рассказы по мнемотаблицам;
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.