Шахова Элина
Конспект урока для учащихся с ЗПР во 2 классе «Твёрдые и мягкие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
15.12.2021
Русский язык
Тема: Твёрдые и мягкие согласные.
Тип урока : комбинированный.
Цель: учить различать и обозначать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки.
Задачи:
Образовательная:
- формировать умение обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв и, ё, е, я, ю, ь;
- формировать умение обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у, э, ы, ъ;
- развивать орфографическую зоркость, умение производить звуковой анализ слов.
Коррекционно-развивающая:
Темочки:
- Гласные и согласные
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- развивать логическое мышление;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- развитие фонематического восприятия;
- обогащать словарный запас;
- развитие слухового внимания.
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие;
- воспитывать интерес к урокам русского языка.
Оборудование: Икт, тетрадь, карточки буквы, изображение Тима и Тома, звуковые фишки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
- Все встали. Начинаем урок русского языка.
Вы урок начать готовы? (готовы)
Речевая разминка
Та - та - та - длинный хвост у кота.
Ту - ту - ту - я расту, расту, расту.
Ти - ти - ти - веником могу мести.
Том - том - том – поиграю я с котом.
2. Проверка домашнего задания.
- Что было задано на домашнее задание? (списать предложение, подчеркнуть подлежащее и сказуемое)
Перелётные птицы улетели в тёплые края.
- Кто выйдет к доске? (1 ученик)
- Все правильно сделали домашнее задание?
3. Актуализация знаний.
Закончите предложения:
Звуки на письме обозначаются.
Звуки мы ___ и.
Буквы мы ___ и.
Все звуки делятся на ___ и.
- Как отличить гласный звук от согласного звука.
4. Сообщение темы и целей урока.
- Я хочу познакомить вас с гостями, которые приехали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадаете, внимательно послушав меня сами.
Могут сделать что угодно
Замок выстроят за ночь
Злые силы победят
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол-ше___
- Этих волшебников зовут Тим и Том. (появляются изображения Тима и Тома)
-Вслушайтесь внимательно, какой первый звук вы слышите в имени Тим?
-Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий)
- И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит он все, что начинается на мягкий согласный звук.
- Какой первый звук вы слышите в имени Том? (Твердый)
-Знаете, он даже согласные любит только… (твердые)
-А Тим какие согласные любит? (Только мягкие)
-Так, чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные)
- Правильно, тема нашего урока, Твердые и мягкие согласные.
Дети пытаются сформулировать тему и цель урока
5. Работа по теме урока.
- Наши волшебники живут в домиках. Как вы думайте, какого цвета домик у Тима? (зеленого)
- Это домик мягких согласных.
- Какого цвета домик у Тома? (синего)
- Это домик твердых согласных.
- Мы с вами в 1 классе уже изучали, как определить твердые и мягкие согласные звуки. Давайте это вспомним.
На доску вывешиваю домик зеленого цвета и рядом с ним изображение волшебника Тима и домик синего цвета, рядом с которым, изображение волшебника Тома.
- Тим и Том решили пригласить в гости буквы. Некоторые буквы пригласил Том, некоторые Тим.
- Нам нужно будет определить, какие буквы будут в гостях у Тома, какие у Тима.
На доске гласные буквы. Дети выходят и определяют буквы рядом с домиками.
- Какие буквы в гостях у Тима? (я, е, ё, и, ю)
- Какие буквы в гостях у Тома? (а, о, у, э, ы)
- Еще две буквы хотят попасть в гости. А какие мы узнаем если ответим на вопрос. Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)
- Как вы думайте, в какой домик попадет ь? (зеленый) 1 ученик у доски.
- Почему?
- Как вы думайте, в какой домик попадет ъ? (синий) 1 ученик у доски.
- Почему?
- Все ли гости пришли? Есть ли еще буквы, которые могут прийти в зеленый и синий дом, к нашим волшебникам? (если ученики затрудняются с ответом, на доске вывешиваются буквы й, щ, ч, ш, ж, ц)
- Распределите эти буквы в домики. (2 ученика)
- Давайте еще раз скажем, почему мы так распределили буквы.
- Буквы а, о, у, э, ы, ь обозначают мягкость согласных.
- Буквы е, ё, и, ю, я, ъ обозначают твёрдость согласных.
- Буквы й, щ, ч обозначают всегда мягкие согласные звуки.
- Буквы ж, ш, ц обозначают всегда мягкие согласные звуки.
- Записываем число, классная работа.
- На минутку чистописания буква Ж, ж.
- Делим наш лист на два столбика. Первый столбик Тим Второй Том.
Упражнения «Определи звук».
- Перед вами карточки со словами. Нам нужно определить каждый слог в свой столбик.
6. Физминутка. «Как живешь» (1 ученик)
7. Продолжение работы по теме урока.
Работа со словами яблоко, лиса, письмо, мяч, жираф, синица.
Поставить ударение в словах, сделать звуковые схемы, определить буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.
8. Закрепление темы урока.
Работа с презентацией.
- Какой фрукт любит Том. В названии этого фрукта первый звук твёрдый?
- Какой овощ любит Тим? В названии этого овоща первый звук мягкий
- Какой любимый цветок Тома? В названии этого цветка первый звук твёрдый.
- На каком инструменте играет Тим? В названии этого инструмента первый звук мягкий.
- Какой вид транспорта предпочитает Тим? В названии этого транспорта первый звук мягкий.
9. Подведение итогов.
- Над какой темой мы сегодня работали?
-Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)
- Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)
- Назовите всегда мягкие согласные, всегда твёрдые.
10. Домашнее задание.
Стр. 121 упр. 194.
11. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке.