Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи «Звук [М’]. Мягкие и твёрдые согласные» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение звука [М’].
Задачи:
1. Формировать навыки звукового анализа;
2. Формировать понятия «звук», «согласный звук», «буква», «слог», «мягкий согласный», «твёрдый согласный»;
3. Учить произносить звук [М’] тихо, громко, длительно, коротко и с различной интонацией;
4. Учить составлять слог;
5. Развивать умение называть слова с заданного звука;
6. Развивать пространственно-зрительное восприятие буквы;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звук [М’], Мягкие и твёрдые согласные“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
7. Развивать внимание, память, общую и артикуляционную моторику.
Материал: рисунок №1-Мудрая Сова, Зайчонок, Ёжик и телёнок возле дома, на крыше которого висит мячик и маска, фонарь с буквой М, рисунок №2-медведь, мышь, хомяк, сом, муравей, помидор, мандарин, медаль, мельница, камыш, корова и телёнок, рисунок №3-буква М для раскрашивания, разделённая по середине, синий и зелёный карандаши.
Ход НОД.
1. Подготовительный этап.
-Ребята, какой согласный звук вы узнали на прошлом занятии?
-Скажите, с какими звуками дружат согласные звуки?
-Что получается, когда подружатся согласный и гласный звуки?
-Вспомните, как игрушки помогли корове?
2. Постановка учебной задачи.
Наши друзья-игрушки надоили целое ведро молока. Они попрощались с коровой и понесли молоко во двор соседнего дома. Их уже там поджидал телёнок. Он, увидев молоко, радостно замычал: «Мь-мь-мь-мь». И жадно принялся пить его. Когда телёнок выпил всё молоко, игрушки спросили его о том, почему он не живёт вместе с коровой. «Потому что мы мычим по-разному, -ответил телёнок. – Корова мычит [М], а я ещё маленький и мычу [М’]. А это уже другой звук». «Значит, твой хозяин звук [М’]», - догадался Зайчонок. «Да, звук [М’], -утвердил телёнок. – И у него в хозяйстве есть только то, в названии чего есть звук [М’]: метёлки, миски, микстура, мячи, помидоры и много чего ещё». «А кто тебе приносит молоко?» - спросил Ёжик. «Мне приносит его девочка Маша, - сказал телёнок. - Но она такая рассеянная, что забыла сегодня прийти».
У телёнка игрушки узнали, в каком доме живёт Маша, и к ней отправились, чтобы напомнить ей о том, что телят надо поить молоком каждый день.
-Ребята, у какого звука живёт телёнок?
-Мы сегодня поговорим о звуке [М’]
3. А.)Работа с рисунком №1.
-Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и покажите хозяина телёнка.
-Картинка, где нарисовано, как телёнок мычит, обозначает звук [М’].
-С помощью звуковых изображений выложите слоги: МЯ-АМЬ, МИ-ИМЬ, МЮ-УМЬ, МЕ-ЭМЬ, МЁ-ОМЬ.
Б.)Словарная работа.
-Ребята, сейчас вам необходимо внимательно послушать мои вопросы, чтобы правильно на них ответить. Ваши ответы должны начинаться со звука [М’]:
-Кто живёт в берлоге? (Медведь.)
-Чем пишут на доске? (Мелом.)
-Какой транспорт перевозит людей под землёй? (Метро.)
-Как называется самый маленький палец на руке? (Мизинец.)
-Чем любит лакомится Винни-Пух? (Мёдом.)
В.)Игра «Скажи на оборот».
Педагог называет слова, а дети к ним подбирают антоним: больше – (меньше, быстро – (медленно, твёрдый – (мягкий, глубоко – (мелко).
-Ребята, все эти слова начинаются с какого звука?
Г.)Физкультминутка «Мячики».
Мальчики и девочки,
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают.
Ножками топают,
То по кругу побегут,
То присядут, отдохнут,
И давай опять скакать.
Ну, никак их не унять!
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Д.) Закрепление материала.
-Ребята, вспомните, в домиках каких звуков живут корова и телёнок?
-Почему они живут в разных домиках?
-Сейчас предлагаю вам сравнить звуки [М] и [М’]. Произнесите их перед зеркалом по очереди. Они произносятся одинаково? (Нет.) Почему? (При звуке [М’] губы улыбаются немного.)
-Какой из этих звуков произносится мягко, а какой – твёрдо?
-Если звук [М’] произносится мягко, значит, он какой? (Мягкий.)
-А если звук [М] произносится твёрдо, он какой? (Твёрдый.)
-Что теперь вы можете рассказать о звуках [М’] и [М]? (Звук [М’] – согласный, мягкий, а звук [М] – согласный, твёрдый.)
-Ребята, а сейчас вам необходимо выложить с помощью звуковых обозначений слоги МИ и МЫ.
-Какие слова начинаются со слога МИ? (Мир, Миша, минус, миска, мимоза, мимо, миллиметр, микрофон и т. д.)
-Какие слова начинаются со слога МЫ? (Мышка, мыло, мысли, мышь.)
Е.)Работа с рисунком №2
-Ребята, сравните лёд и травку. Что из них твёрдое, а что мягкое?
-Лёд синий, а травка зелёная. Твёрдые согласные звуки, как и лёд, будем обозначать синим цветом, а мягкие согласные, как и травку, зелёным.
-Вспомните, ребята, а какого цвета были башмачки у всех гласных звуков? (Красного.)
-Почему они красные? (Потому что гласные звуки обозначаются красным цветом.)
-Какого цвета должен быть звук [М’]? (Зелёным цветом, потому что этим цветом обозначаются мягкие согласные.)
-Какого цвета должен быть звук [М] и почему? (Синим цветом, потому что этим цветом обозначаются твёрдые согласные.)
-Посмотрите внимательно на картинки и определите, какие слова промычал телёнок, а какие-корова. если в слове слышим звук [М’], обведите его зелёным карандашом, а если звук [М]-синим карандашом.
Ж.)Работа с рисунком №3.
-Это буква "ЭМ". Она обозначает сразу два звука [М’] и [М].
-Каким цветом эти звуки обозначаются?
-Заштрихуйте одну половину буквы зелёным карандашом, а другую-синим. Если буква будет зелёного цвета, то она будет читаться мягко [М’]. А если синего цвета, то она будет чититься твёрдо [М].
4. Итог занятия.
-Ребята, мы сегодня о каком звуке говорили?
-Чем отличаются звуки [М’] и [М]?
-Каким цветом они обозначаются?
-Какую новую букву узнали вы сегодня на занятии?