Чернякова Оксана Юрьевна
«Широкая Масленица». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к культуре и традициям русского народа.
Задачи:
- формировать у детей представления о традициях и обычаях празднования Масленицы;
- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;
- прививать желание участвовать в совместных играх.
Оборудование: картинки, как раньше встречали праздник, атласные ленты разного цвета
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте с вами вспомним зимние месяцы.
Дети: декабрь, январь, февраль
Воспитатель: Молодцы. Последнюю неделю февраля мы с вами встречаем необычный праздник. А вот какой праздник мы встречаем, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Этот праздник — объедение,
Мы блины печём с утра!
К ним мёд, сметана и варенье,
Что за праздник, детвора?
Дети: Масленица!
Воспитатель: Правильно. Масленицу мы встречаем, зиму провожаем! Весну закликаем! Масленица – это праздник перехода от зимы к лету, теплу, солнцу. Его празднуют весело, разгульно. В народе масленицу называли «веселой», «разгульной», «широкой», «обжорной».
Воспитатель: Во время Масленицы, люди закликали весну, закличками. Вот послушайте:
Веселись, народ:
В гости Маслёнка идёт
С пирогами и блинами,
Весну под руку ведёт!
Будем петь, гулять,
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
Блинками баловаться!
Воспитатель: В старину Масленица была самым веселым праздником на Руси. Это была неделя объедения и веселых игр – последняя неделя перед началом Великого поста. И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели - «Ленточная карусель».
Игра «Ленточная карусель»
На обруч, который держит взрослый, закрепляют длинные цветные ленты по количеству детей. Каждый ребёнок берётся за ленту и под музыку бежит по кругу. По команде участники карусели меняют темп, направление и выполняют разные задания — скачут на одной ноге, прыгают на месте, приседают и вращаются вокруг себя.
Воспитатель: Вам понравилась игра?
Дети: Да
Воспитатель: На Руси празднование Масленицы сопровождалось пышной трапезой, где главным блюдом были блины. Каждый день недели имел свое название.
Понедельник (встреча). Выпекался первый блин, его отдавали бедным.
Вторник (заигрыши). Устраивались смотрины.
Среда (лакомка). Тёща в этот день должна была испечь блины и угостить ими зятя.
Четверг (разгул). С шумом и песнями все катались на санках.
Пятница (тёщины вечерки). Зятья звали тёщ на угощенье.
Суббота (золовкины посиделки). Собирались гости, шло весёлое застолье.
Воскресенье (Прощёное воскресенье). Принято было просить у людей прощения, самому прощать все обиды и сжигать чучело Масленицы, а после — собрать пепел и развеять его над полями, чтобы потом был хороший урожай.
Воспитатель: К празднованию Масленицы готовились заранее. Люди начинали подготовку с субботы предшествующей недели и праздновали "малую Масленицу". В старину по традиции юноши собирались в небольшие группы, обходили деревни и собирали лапти, после чего встречали возвращающихся с покупками с базара или города вопросом: "Масленицу ли везешь?" За ответ: "Не везу", людям доставались приличные тумаки лаптями.
Также, перед Масленицей в воскресенье согласно традиции тех времен было необходимо в обязательном порядке посетить родственников, соседей и друзей, а также пригласить их в гости.
Воспитатель: В последний день Масленицы (воскресенье) на огромном костре сжигают соломенное чучело — главную героиню праздника Масленица, олицетворяющее уходящую зиму.
Чучело устанавливали в центре огромного костра и прощались с ним шутками, песнями, танцами. Ругали зиму за морозы и зимний голод и благодарили за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни. Затем молодежь прыгала через костер и этим состязанием в ловкости, и завершался праздник Масленицы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с обычаями и традициями, как на Руси праздновали Масленицу. Всем спасибо.