Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в подготовительной группе «Различаем твердые и мягкие согласные. Что любит Нуна, а что любит Нюня»
Задачи:
• уточнение понятий «твёрдый» и «мягкий» согласные звуки;
• закрепление навыка выделения начального согласного звука в словах и определения его твёрдости/мягкости;
• тренировка фонематического восприятия;
• расширение словарного запаса.
Ход НОД
Воспитатель начинает занятие с того, что спрашивает, какой праздник скоро будет. Какое угощение дети будут ждать на Новый год?
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Различаем твердые и мягкие согласные, Что любит Нуна, а что любит Нюня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Воспитатель говорит о том, что собака Нюня и слониха Нуна тоже готовятся встречать Новый год. Воспитатель просит ребят помочь героям подготовить угощение на Новый год. Воспитатель рассказывает правила игры.
Воспитатель просит детей вспомнить, что такое согласные звуки.
Согласные звуки — это звуки, которые состоят из шума и при произнесении которых воздушная струя встречает на своём пути преграду (губы, зубы или язык).
Затем необходимо вспомнить, какие согласные называют твёрдыми, какие — мягкими и как они обозначаются.
Твёрдые согласные — согласные звуки, которые произносятся твёрдо, строго и обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные — согласные звуки, которые произносятся мягко и обозначаются зелёным цветом.
Далее можно предложить детям артикуляционную гимнастику. Затем привести примеры твёрдых и мягких согласных.
Артикуляционная гимнастика «Зима»
Утром заинька проснулся,
Потянулся, (Язык тянуть вверх.)
улыбнулся, («Улыбка» — удерживать губы в улыбке, зубы при этом не видны.)
Про зарядку не забыл, («Качели» — улыбнуться, открыть рот — кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.)
Окна широко открыл. (Открыть рот.)
Посмотрел он за окно —
На земле белым-бело,
Вьюга воет и метёт, (Языком по губам водить.)
Ёлкам песенки поёт. (На выдохе У-У-У.)
Зайка чашечку достал — («Чашечка» — улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки», т. е. слегка приподнять кончик языка.)
Чай с вареньем выпивал. («Вкусное варенье» — улыбнуться, открыть рот широким языком в форме «чашечки», облизать верхнюю губу.)
И во двор собрался быстро,
Всё лопаткой чистил чисто. («Лопаточка» — улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10.)
А потом он шёл гулять,
Всех животных навещать.
Там в берлоге много храпу,
Мишка спит, сосёт он лапу. (Втягивать и отпускать щёки.)
Дятел по стволу стучит, («Дятел» — улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ.».)
А в дупле бельчонок спит. («Лопаточка» — улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5–10.)
Навестил своих друзей
И домой бежит скорей.
Далее для автоматизации звуков можно предложить детям дидактическую игру «Наоборот». Воспитатель называет слово с твёрдым звуком на конце, дети отвечают словом с мягким звуком на конце. Для игры можно использовать мяч.
КОН — КОНЬ
УГОЛ — УГОЛЬ
ТРОН — ТРОНЬ
ХОР — ХОРЬ
МЕЛ — МЕЛЬ
УДАР — УДАРЬ
МОЛ — МОЛЬ
БЫЛ — БЫЛЬ
ПАР — ПАРЬ
ЦЕЛ — ЦЕЛЬ
Для закрепления навыка различения твёрдых и мягких согласных детям предлагается игра «Что любит Нуна, а что любит Нюня». Воспитатель просит послушать и выполнить задание: называть продукты питания, выделять первый согласный звук в словах, определять его твёрдость или мягкость и перекладывать картинку с начальным твёрдым согласным к слонихе Нуне, с начальным мягким согласным — к собаке Нюне, набирая при этом игровые очки. В конце игры количество баллов подсчитывается и определяется победитель.
В ходе игры воспитатель просит детей уточнить, какой звук спрятался в названии того или иного угощения.
Для закрепления знаний по теме занятия и выполнения физкультминутки можно предложить детям игру «Звуковой светофор».
Физкультминутка «Звуковой светофор»
Каждому ребёнку достаётся твёрдый или мягкий согласный звук. Дети — «звуковые машинки». Перед началом игры дети встают в шеренгу или в обручи (гараж). Воспитатель берёт кружки светофора синего или зелёного цвета. Когда воспитатель поднимает синий кружок, бегают в рассыпную дети — «твёрдые согласные звуки», при этом имитируют вождение и произносят свой звук. Когда воспитатель поднимает зелёный кружок, то же делают дети — «мягкие согласные звуки».
Молодцы ребята! Я уверена, что вы хорошо закрепили свои знания о твердых и мягких согласных звуках. Давайте подведём итог нашего занятия.
– Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
– Что происходит с язычком при произнесении мягких согласных звуков? (При произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, подтягивается к нёбу).
– Может ли одна согласная буква обозначать два звука? (да)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем твердый согласный звук? (синим)
– Каким цветом в схемах мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)
В завершении занятия можно предложить детям рисование на тему «Новогодний стол».