Любовь Абашева
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР «Дифференциация звуков [л]-[л`]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Учить дифференцировать звуки [л] - [л`] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; совершенствовать слуховую память; развивать фонематическое восприятие, связную речь; учить детей работать в команде.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего возраста с ФФНР „Дифференциация звуков [л]-[л`]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Оборудование: флажки, картинки с изображением фруктов, овощей, ягод (1 эк. : баклажан, лук, картофель, клубника, свекла, малина, яблоко; 2 эк. : земляника, яблоко, малина, свекла, апельсин, лимон, клюква, 2 обруча (синий и зеленый, пары картинок для составления предложений (дупло-белка, стол-пенал, коляска-малыш, лес-земляника).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Задание «Выделить первый звук в слове».
- Сядет тот, кто назовет первый звук в слове.
Слова: ландыши лето лопата
лес лев ложка
ласточка луна лестница
лодка лисица лужа
- Какие звуки выделили? (Звуки [л] - [л`])
2. Введение в тему
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [л] - [л`]. Проведем соревнование экипажей.
- Что такое экипаж? (выслушать предположения детей)
- ЭКИПАЖ – это личный состав корабля, космического корабля, самолета, танка.
В нашем соревновании примут участие экипажи 2 самолетов. В состав экипажа самолета входят: командир, пилоты, стюардессы.
По считалке выбираем командиров, пилотов, стюардесс.
Члены экипажей рассаживаются на свои места. Стулья расставляются следующим образом (в зависимости от количества детей)
1 экипаж:
- За лучшее выполнение задания экипаж получает флажок. Тот экипаж, который наберет большее количество флажков, будет считаться победителем.
- Итак, экипажи готовы? Прошу занять свои места! Пристегнули ремни, отправляемся в полет (руки в стороны, длительное произнесение звука Л).
3. Основная часть.
1) Сравнение звуков [л] - [л`].
- Дайте характеристику звукам : 1 эк. - [л], 2 эк. - [л`].
([л] – согласный, звонкий, твердый; [л`] – согласный, звонкий, мягкий)
2) Дифференциация звуков [л] - [л`] на слух.
- Члены экипажа самолета должны иметь хороший слух. Проверим, как вы различаете на слух звуки [л] - [л`]. Я буду произносить слова: если в слове звук [л] – встают мальчики-пилоты, если в слове звук [л`] – встают девочки-стюардессы.
СЛОВА: слон, лев, стол, лыжи, клей, луга, самолет, колесо, пенал, пальто, лес, одеяло.
3) Дифференциация звуков [л] - [л`] в произношении.
- Полет проходит на большой высоте. Экипажи выходят на связь. Диспетчер с земли посылает сигнал на борт самолета. Повторите его.
Экипажам поочередно предлагаются задания для воспроизведения:
Ла-ла-ля-ля сла-сля-сла-сля
Лю-лю-лу-лу плё-пло-плё-пло
Пилот-полет цель-цел
Плот-взлет дал-даль
4) Выделение звуков [л] - [л`] из состава слова.
- Экипажи получают задание перевезти овощи, фрукты и ягоды, в названии которых есть звуки [л] - [л`]. 1 экипаж перевезет овощи, фрукты и ягоды со звуком [л], 2 экипаж – со звуком [л`]. ( каждый экипаж получает набор картинок и обруч соответствующего цвета: синий или зеленый, нужные картинки складываются в обруч, ненужные – за обруч)
5) Физкультминутка «Будь внимательным».
- Экипажи включают автопилоты. Теперь они могут отдохнуть. Запомните три слова и движения к ним: ЛУНА – руки, поднятые над головой, соприкасаясь пальцами, образуют круг; САМОЛЕТ – руки разведены в стороны; ПРОПЕЛЛЕР – руки, согнутые в локтях перед грудью, выполняют совместные быстрые круговые движения.
- Я произношу слова, а вы выполняете соответствующие движения. (Порядок слов можно менять).
6) Составление предложений.
- В полете необходимо быть внимательным и сообразительным. Вам необходимо «превратить» пары слов в предложения.
На доску выставляются картинки: дупло-белка, стол-пенал (для 1 эк., коляска-малыш, лес-земляника (для 2 эк.).
7) Произношение звуков [л] - [л`] в скороговорках. Работа над дикцией речи.
- На борт самолетов поступила шифровка. (Экипажи получают листы со скороговоркой) Прочитайте ее, произнесите хором 3 раза, четко произнося звуки [л] - [л`].
1 эк. Коля колья колет, 2 эк. Клава клала лук на полку,
Поля поле полет. Позвала к себе Николку.
8) Восстановление деформированных предложений.
- Что это с самолетом? Его неожиданно стало наклонять то влево, то вправо. Надо срочно исправить ошибки в предложениях, тогда самолет перестанет качать.
На луне небо.
Мама сделала свеклу из салата.
Холодильник в колбасе.
На платке голова.
Калач съел Таню.
Лимон выжал сок из Милы.
Волны плывут по лодке.
Желтое платье купило Лену.
4. Итог занятия.
- Полет подошел к концу. Самолеты приземлились.
- Какие звуки вы научились сегодня различать?
Подводятся итоги соревнования: подсчитывается количество флажков у каждого экипажа. Экипажи награждаются медалями.