Милена Землякова
«Избавим планету от мусора». Интегрированное занятие в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: «Избавим планету от мусора»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: организация образовательной ситуации для расширения познаний детей о вреде мусора для природы и здоровья человека, о его сортировке через дидактическую игру, виртуальную экскурсию и продуктивную деятельность (рисование) для реализации практико-ориентированного проекта «Избавим планету от мусора»
Задачи занятия:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Образовательная: познакомить детей с понятием «мусор», его видами и переработкой. Дать представления о том, что происходит с мусором после его сбора и как его можно использовать повторно
Развивающая: развивать диалогическую речь, умение слушать, думать, размышлять, отвечать на вопросы и делать выводы, расширять словарного запаса, формировать понятия «сортировка», «вторичная переработка», «полигон», «свалка»;
Воспитательная: воспитывать у детей чувство ответственности за чистоту окружающей среды и свою роль в ее сохранении, воспитывать уважение к природе и понимание ее ценности
Игровая: обобщение и систематизация полученных знаний по теме занятия, развитие коммуникативных способностей через дидактическую игру;
Дополнительные задачи:
Техническая: продолжать закреплять навыки аккуратного закрашивания, навыки пользования карандашами
Изобразительная: учить создавать композицию в соответствии с замыслом
Словарная работа: вторичная переработка, сортировка, полигон, свалка
Планируемый результат занятия: дети побывают на виртуальной экскурсии и познакомятся с вредом мусора для планеты и человека, его сортировкой и переработкой, закрепят знания через дидактическую игру
Подготовительная работа: беседа на утреннем круге, занятиях в свободное время, работа с иллюстрациями, фотографиями, подготовка раздаточного материала
Материалы и оборудование: проектор, доска, ноутбук, раздаточный материал (разрезные элементы игры, бумага А4, карандаши
Организационно-мотивационный этап
Организовать и заинтересовать детей
предстоящей деятельностью, создать мотивацию и хорошее настроение
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе привет
Улыбнись в ответ скорей.
На утреннем круге мы с вами говорили о проекте, над которым будем работать ближайшее время. Вспомните его название.
Словесный (худ. Слово, наглядный (показ движений); Фронтальная форма организации деятельности
Слушают воспитателя, выполняют движения, приветствуют друг друга
Организация детей, создание благоприятной атмосферы
Этап постановки проблемы
Создать проблему, вызвать у детей интерес решить её
Ребята, к нам в группу пришло письмо. Давайте узнаем, от кого оно? («Здравствуйте, ребята!
Мои друзья, Винтик и Шпунтик, очень любят веселиться. Но после их веселья всегда остается мусор. Они говорят, что мусор не опасен и не причиняет никакого вреда, поэтому они не хотят его убирать. Мне говорил как-то Знайка, что мусор бывает очень опасен и для людей, и даже для всей нашей планеты. Помогите мне в этом разобраться, и тогда я постараюсь убедить Винтика и Шпунтика соблюдать чистоту.
Подпись: Незнайка)
Фронтальная форма
-Ребята, а кто из вас может прямо сейчас убедить Винтика и Шпунтика, что мусор опасен для человека и для планеты?
Проблема
(никто)
Вот мы сегодня с вами и поговорим о мусоре и его вреде для планеты
Предлагаю нам самим многое узнать и помочь Незнайке в поисках ответа на его вопрос.
Словесный (вопрос, рассказ воспитателя, игровой прием (сказочный персонаж, письмо от Незнайки)
Слушают воспитателя, соглашаются помочь, интересуются проблемой
Постановка проблемы, заинтересованность детей в ней
Этап ознакомления с материалом
Провести виртуальную экскурсию по теме занятия (проекта)
- Что называют мусором?
- Какой мусор бывает? (Бумажный, стекло, пластик, металл).
За год один человек производит примерно 300 кг мусора, а в масштабах планеты - миллионы тонн мусора. Его выбрасывают не только на свалке, но и в леса и водоемы, тем самым, загрязняя природу и убивая все живое.
Если мусор остается в земле, то он может там паходиться веками. К примеру, пищево Стаоды перегнивают очень быстро - за несколько месяцев. Целофановый пакет - за 20 лет.
Пластиковая бутылка - не меньше 200 лет. А стекло лежит в земле 1000 лет.
Несколько слайдов из презентации в утреннем круге
- Помните, мы говорили о мусорных свалках, куда отвозят собранный мусор и сортируют его?
Там нельзя жить, потому что вокруг все отравлено ядовитыми испарениями.
Чем опасны свалки? (часто горят, загрязняют воздух, дожди смывают ядовитые и вредные вещества в почву, это попадает в подземные воды, которыми питаются животные)
Оказывается, из мусора могут быть целые плавающие острова. Представляете?
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию на такой остров. Присаживайтесь удобнее, спинки держим ровно и смотрим на экран.
Видео
Речь:
В океане есть пятно мусора размером с государство. Оно образовалось из-за подводных
"течений. Большую часть мусора составляет пластик. По оценкам ученых, он покрывает более полутора миллиона квадратных километров. Это в два раза превышает площадь некоторых стран. Пятно находится между Гавайскими островами и побережьем
Калифорнии. Первым его обнаружил океанолог
Чарльз Мур более 20 лет назад. Мусор, попадающий в эту зону, больше не покидает ее.
Пластик не разлагается, а под действием лучей солнца и воздействием волн распадается на мелкие кусочки. Но эти кусочки никогда не исчезают. Отходы не пропускают свет в толщу воды. От этого погибают водоросли и планктон, которыми питаются рыбы. Птицы принимают мусор за икру, проглатывают его и умирают. В организм человека микропластик попадает с водой, морепродуктами и рыбой. Обычными сетями эти отходы уже не собрать. Экологи разработали систему очистки вод от мусора.
Они собирают весь пластик огромными сетями на кораблях в определенной зоне, затем они разделяют его и отправляют перерабатываться.
Зрительная гимнастика
Беседа
- Где находится пятно мусора?
- Какого размера пятно мусора в океане?
- Что составляет большую часть мусора в океане?
- Кто его первым обнаружил?
- Что происходит с пластиком в воде?
- Что происходит с живыми существами?
- Как в организм человека попадет микропластик?
- Как сейчас собирают этот пластик?
- Что с ним потом делают?
- Как вы думаете, почему люди разработали систему очистки воды от мусора?
- Представьте, что случится, если каждый человек бросит по 1 пластиковой бутылке возле своих домов? (появятся свалки на улицах)
А если каждый после ремонта выбросит строительный мусор в лесу? (захламят лес)
Представьте, что случится, если мусор годами вывозить в водоемы? (умрут обитатели и не будет водоема)
- Как же спасти все живое от мусора?, не бросать в лесу, в реки, озера и обязательно сортировать и потом перерабатывать)
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо; влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Словесный (беседа, вопросы, наглядный (демонстрация картинок, показ движений)
Формы - фронтальная, индивидуальная
Знакомятся видеоматериалом, слушают воспитателя, думают и отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
Побывают на экскурсии, ответят на вопросы, помогут Незнайке
Этап практического решения проблемы
Решить проблему посредством создания рисунка, закрепить знания по теме с помощью дидактической игры
1. Дидактическая игра
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру
«Соберем мусор - сохраним планету».
Смотрите, люди приехали в лес и оставили после себя много мусора. Вам нужно собрать мусор и рассортировать его по контейнерам. Берите по одной картинке с изображением мусора, называйте его и объясняйте, в какой контейнер вы его положите и почему.
Вывод: Молодцы, ребята, вы собрали весь мусор и рассортировали его по контейнерам. Теперь эта полянка чистая и красивая и животные, и растения этого леса нам с вами очень благодарны. А собранный мусор можно очистить и переработать, чтобы потом использовать в виде новых вещей.
Мини физкультминутка
Вы я вижу устали, предлагаю вам потянуться, встряхнуть свои ручки, чтобы они отдохнули.
Давайте пару раз нагнемся вперед и назад.
Молодцы.
Мы с вами собрали и рассортировали весь мусор и мусоровозы отвезут его на переработку.
- Ребята, как напомнить людям, что нельзя мусорить в лесу? (дети: а давайте нарисуем запрещающие знаки и развесим их)
2. Рисование запрещающих значков. Я подготовила для вас все необходимое.
(Техника безопасности)
(Объяснение, как делать)
Для работы разомнем наши пальчики (пальчиковая гимнастика)
Теперь можете перейти к выполнению. Я буду помогать вам, если будут трудности.
(Самостоятельная деятельность детей) Следим за спиной!
Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые запрещающие знаки. Теперь мы с вами сможем пойти на прогулке в парк и повесить их, чтобы люди их видели, не нарушали правила и не загрязняли нашу природу. А один знак отправим друзьям Незнайки.
Практический (рисование, словесный (объяснение, вопросы, наглядный (показ движений) Фронтальная, групповая, индивидуальная
Рисуют рисунки, играют в дидактическую игру
Ребята нарисуют рисунки, поиграют в дидактическую игру, закрепят знания
Заключительный этап
Подвести итоги занятия, рефлексия деятельности
Давайте вспомним, что мы с вами делали на занятии.
- Ребята, можем мы теперь объяснить Незнайке, чем мусор опасен для человека и для планеты?
Что нужно делать с мусором? Какой мусор очень вреден и почему? (пластик, не разлагается)
Вот об этом мы и напишем Незнайке, чтобы он убедил Винтика и Шпунтика соблюдать чистоту на улице, в лесу, в городе. Помогли мы Незнайке?
- Что вам понравилось? Что было трудным?
Словесный (беседа, вопросы)
Вспоминают о сделанном, отвечают на вопросы и делают выводы
Проведение рефлексии деятельности