МААМ-картинки

«Дикие животные потеряли ушки. А нар хулахтарын чидiр салтыр». Конспект ООД для детей подготовительного дошкольного возраста

Екатерина Николаевна Тодозакова
«Дикие животные потеряли ушки. А нар хулахтарын чидiр салтыр». Конспект ООД для детей подготовительного дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «А нар хулахтарын чидiр салтыр» (Дикие животные потеряли уши)

Цель: Расширить представления детей о диких животных (а нар).

Задачи:

· Создать условия для закрепления детьми лексики по теме «А нар (Дикие животные)».

Темочки:

· Способствовать развитию умения активно включать освоенные слова в устную речь, составлять простые предложения и использовать прилагательные.

· Продолжать развивать интонационный слух, внимание, воображение, мелкую моторику рук.

· Воспитывать в детях любовь и заботу об окружающем мире и животных.

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, изучение темы «А нар», подвижные игры на хакасском языке, просмотр видеоматериалов о животных.

Организация детских видов деятельности:

•совместная деятельность ребенка со взрослым;

•совместная деятельность ребенка со сверстниками;

•игровая деятельность.

Тип – интегрированный

Метод – словесный, практический, игровой, наглядный.

Форма – подгрупповая.

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.

Активизация словаря: медведь, лиса, волк, косуля, белка, заяц, большой, маленький, коричневый, серый, белый, желтый, и т. д.

Материалы и оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, мячик, картинки с животными, фигурки диких животных, игрушка-сорока.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

В группе звучит музыка.

Воспитатель: Изеннер, палалар! (Дети заходят в группу и здороваются).

Воспитатель: Хайди а нар изенесчелер? Удур-т дiр хайди чарир изенезерге? Я, орта. Пiс, iд к, п н чазырхап изенезербiс. (Как вы думаете здороваются животные? Как можно поздороваться друг с другом? Да, правильно. Мы тоже сегодня будем ласково здороваться друг с другом).

Ойын «Чазырхап чоохтан» (Игра «Скажи ласково» Дети передают друг другу мяч, проговаривая «изен Маша ах, изен Миша ах (Привет Машечка, привет Мишечка»).

Воспитатель: Амды тiллерiбiс паза ахсыларыбыс хакас тiлiнее тимнирбiс. Ойын «Я ы» ойнирбыс. (Настроим наши языки и ротики на хакасский язык. Поиграем в игру «Эхо»).

Воспитатель: Пил к нi (спина прямая). Тынчабыс (дышим).

– т лг, п р

– т рт, рке

I – пiр, iкi

– аным охтар, i е

– ма ат, па а

– а, та ах

В группу залетает сорока со свитком.

Сорока: Изеннер! Чоба, улу чоба! Хайхасты ары да хайда -да чил а нарны хулахтарын ал ч рiбiскен! Пiреезi полыс пирi ер! Йо, хайда чоба! Полыс пирi ер! (Здравствуйте! Беда, большая беда! В волшебном лесу какой-то странный ветер унес уши животных! Помогите! Ой, какая беда! Кто-нибудь помогите)

Воспитатель: Палалар, пiс полыс пирербiс? (Дети, мы поможем) (Ответы детей)

Воспитатель: Саасхан, хайди сiрерге полыс пирерге? (Сорока, чем же мы можем помочь)

Сорока: Ал ыс, сiрерге! А нар а полызар а итсе ер, чалахай ары зар парар а паза пу чазында ы чил суры ларын а нандырар а кирек. Че мин, чалахай ары зар парып, ол парасхан а нарны чиип килербiн. (Спасибо, вам! Для того, чтобы помочь животным нужно отправиться в волшебный лес и ответить на вопросы из этого свитка. А я пока соберу бедных животных).

Воспитатель: Палалар, чалахай ары зар а нар а полызар а парарбыс па? (Дети, отправимся в волшебный лес помогать животным) (ответы детей).

Воспитатель: Хайхасты ары зар парар ч н, харахтарыбысты чаап, саасхан чоохтаан хайхасты с стернi, минi хада чоохтанчабыс (Закрываем глаза и повторяем за мной волшебные слова, которые мне шепнула на ухо сорока, чтобы попасть в волшебный лес) :

Пеет, пеет, педе ки,

Педе киде сода ки,

Сода киде саасханах,

Саасханах сайрап одыр! (хакасская скороговорка)

Воспитатель: Пiс ары да. К рi ер, хайда сiлiг! (Мы в волшебном лесу. Смотрите, как красиво)

Воспитатель: Хы ырарлар пу чазынны? (Вы хотите узнать, что тут написано) (ответы детей)

Здравствуйте! Я – волшебный ветер из холодных земель. Пролетал мимо этого леса. Никогда не видел так много странных и диковинных животных. Хочу узнать о таких животных побольше. Если ответите на мои вопросы, то верну уши этих животных.

Воспитатель: Хайди а нар пол парды? Хайди поларбыс? Полызарбыс па? (Что произошло у животных? Что будем делать? Мы поможем животным? (ответы детей).

Воспитатель: Мында суры лар! (Здесь есть вопросы)

Воспитатель: Йо, к рi ер, палалар, нимедiр пу? (ответы детей) Орта. Пу аба. Хайран хулах чох аба. Пастаа ызын абаа пiс полыс пирербыс. Хайди пiс полыс поларбыс? (ответы детей) (Ой, смотрите, дети, кто это? (ответы детей) Правильно. Это медведь. Бедный медведь без ушей. Сначала мы поможем медведю. Чем мы можем помочь медведю)

На стене появляется слайд с изображением грустного медведя без ушей.

Воспитатель: Паста ы суры : «Но а хайзы а -маллар кiзiде, хайзы ары -тай ада чуртапча?» (Первый вопрос «Почему некоторые животные живут при людях, а другие в лесу и тайге?»)

Игра «Кто где живет?» (ойын «Кем хайда чуртапча) Нужно вспомнить названия этих животных по-хакасски и определить, где они живут: дома, в лесу, в тайге.

Слайд – улыбающийся медведь с ушами.

Воспитатель: К рi ер, аба хулахтары айланды! Аба рiнче! Сiрер тимде? Анна -андар то ынчабыс? (Смотрите, у медведя появились уши. Медведь счастлив. Вы готовы продолжить помогать животным) (ответы детей)

Воспитатель: Нимедiр пу? Орта. Пу хозан. Хозанны хулахтарын чил ал ч рiбiстiр к. А аа полызарбыс? (Кто это? Правильно. Это заяц. Ветер и заячьи уши унёс. Поможем ему) (ответы детей).

Слайд заяц без ушей

Суры 2 «Какие у диких животных бывают хвосты и ноги?»

Игра «Чьи хвосты и ноги?»

Слайд веселый заяц с ушами.

Воспитатель: Хый а ахтар! (Умницы).

Воспитатель: Хайда а а пiстi полызы кирек? Нимедер пу? Йо, хайда хулах чох сiлiг киик! Парасханах! (Какому животному ещё понадобилась наша помощь? Кто это? Ой, какая красивая косуля и без ушей! Бедняжка)

Слайд – косуля без ушей.

Суры 3. «Какие бывают дикие животные (Хайда а нар полчалар)

Игра подбор слов-признаков диких животных «Кто какой?»

Воспитатель говорит фразу на русском языке, дети должны перевести на хакасский (большой черный медведь – улу хара аба, умная красивая лиса – хый а сiлiг т лг и т. д.).

Слайд – косуля с ушами.

Воспитатель: Хый а ахтар! Орта!

Воспитатель: Палалар, майыхты ар ба? Зарядка идербiс. (Дети, вы устали? Сделаем зарядку).

Иртен-ирт к палалар рано утром дети

Зарядка идi п ай асчалар: делают зарядку

Холларын сабынчалар, руками машут

Одырчалар, турчалар, встают, приседают

Андар-мындар айланчалар. Туда-сюда поворачиваются

Воспитатель: Нимедiр пу? Орта. Пу т лг. Т лге полызар ч н ниме идерге кирек? (Кто это? Правильно. Это лиса. Чтобы помочь бедной лисе, что нужно сделать) (ответы детей)

Слайд – спящая лиса без ушей

Суры 4 «Расскажите об этих диких животных, чьи уши я забрал?»

Рассказ детей о диких животных (аба, хозан, киик, т лг) при помощи мнемотаблицы (Пу аба. Аба ары да чуртапча. Аба ит чiпче. Абаны хулах, пас, азах, кiчiг хузурух пар. Аба к ре (Это медведь. Медведь живет в лесу. Медведь ест мясо. У медведя уши, голова, ноги, маленький хвост есть. Медведь коричневый.)

Слайд – весёлая лиса с ушами.

Воспитатель: Хый а ахтар! Улу ал ыс! А нар рiнче! Пiс п н прайзы ма ат то ын абыс. Мына а нар сiрернi ал ыстапчалар паза сiреге сыйых тимнеп сал аннар. (Умнички! Большое спасибо! Дикие животные счастливы! Мы сегодня хорошо потрудились. Вот животные вас благодарят. И приготовили для вас сюрприз)

Слайд – все спасенные дикие животные, говорящие спасибо

Следующий слайд с падающими под музыку шарами.

Воспитатель: Аным охтазалар! Пiске ол ан садсар айланар а кирек. Хайхасты с стерiбiстi чоохтанаалар (Попрощаемся! Мы должны возвращаться в детский сад. Проговорим наши волшебные слова) :

Пеет, пеет, педе ки,

Педе киде сода ки,

Сода киде саасханах,

Саасханах сайрап одыр! (хакасская скороговорка)

Воспитатель: Палалар, хайда пiс пол абыс? Ниме пiс иткебiс? Ниме сiрернi к нiнге кiр пар ан? (Дети, где мы сегодня побывали? Что мы сделали? Что вам больше всего понравилось) (ответы детей)

Воспитатель: Пiс п н ма ат то ын абыс. (отметить заслуги на этом занятии каждого ребенка). Амды ойын ойнабызалар? Мин т лг поларбын, сiрер хозаннар. (Мы сегодня хорошо поработали. Поиграем в нашу любимую игру? Я буду лисой, а вы зайчиками).

Воспитатель: Аным охтар!

Автор публикации:
«Дикие животные потеряли ушки. А нар хулахтарын чидiр салтыр». Конспект ООД для детей подготовительного дошкольного возраста
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 00:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дикие животные потеряли ушки. А нар хулахтарын чидiр салтыр». Конспект ООД для детей подготовительного дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Николаевна Тодозакова (УИ 1249133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД