Наталья Семёнова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие по теме :
Дифференциация звуков [Л-Р].
Цель: Дифференцировать звуки [Л-Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звуков [л-р].
2. Упражнять в правильном произнесении звуков [л-р] в слогах и словах.
3. Закрепить навык выделения звуков [л-р] из ряда слов.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Л]-[Р]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
4. Упражнять в образовании антонимов, в составлении предложений с предлогом «за».
5. Активизировать словарный запас, развивать логическое мышление.
7. Развивать речевое дыхание.
8. Развивать артикуляционный аппарат.
9. Развивать фонематическое восприятие.
10. Развивать грамматический строй и связную речь.
11. Формировать и развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику и память.
Оборудование: герои настольного театра «Репка», тарелка с горохом, пустая тарелка, зеркало.
Ход занятия.
(Стоит домик, фигурки спрятаны за домиком).
1. Организационный момент.
- Отгадайте, с героями какой сказки мы сегодня встретимся на занятии?
Чтобы урожай собрать,
Дедушке пришлось позвать:
Бабку, внучку,
Жучку, кошку
Да ещё мышонка-крошку.
Так в земле сидела крепко
Жёлтая большая. (репка).
2. Артикуляционная гимнастика
Проснулся дед (ребёнок ставит фигурку деда, открыл окно (упражнение «Окошко») и начал делать зарядку (упражнение «Качели») Выпил чашечку чая (упражнение «Чашечка») с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Вышел дед в огород (упражнение «Забор») и решил посадить репку, начал ямку копать (упражнение «Лопата»). Начала репка расти (упражнение «Парус»). Бежала мимо лошадка (упражнение «Лошадка», увидела репку, остановилась (упражнение «Останови лошадку») и от радости застучала копытами (упражнение «Барабанщики).
Ребенок выполняет упражнения перед зеркалом.
2. Усвоение материала.
Дед поливал репку утром и вечером:
- Л-Л-Л (Обращаем внимание ребенка на положение языка во время произнесения звука [л]).
- Землю рыхлил:
-РРРРРРРРРР (Обращаем внимание ребёнка на движение языка во время произнесения звука [р]).
- Вокруг репки траву полол:
ЛА-РА-РА
РА-ЛА-ЛА
АР-АЛ-АЛ
АЛ-АР-АР
- А когда репка выросла, стал дед её тянуть:
ПРА-ПРА-ПЛА
ПЛА-ПРА-ПРА
СЛА-СЛА-СРА
СРА-СРА-СЛА
Но вытянуть не может.
(Ребенок повторяет за логопедом слоговые цепочки)
Позвал дед. бабку. Бежит бабка, из кармана горошинки рассыпает, а из слов звуки [л-р] теряет. Подбери горошинку и скажи слово правильно:
САМОВА … (Р)
ПЕНА … (Л)
КОМАНДИ … (Р)
ЗАГА … (Р)
ФУТБО … (Л)
ТОПО. (Р)
Ребенок перекладывает горох со стола в тарелочку и произносит слова. Тянут они репку, а вытянуть не могут.
Ребенок ставит фигурку бабки за дедом.
Позвали. внучку.
А внучка перед зеркалом сидит, прихорашивается да у зеркала спрашивает: «Я милая?» А зеркало ей отвечает: «Милая».
-«Я красивая? Я радостная? Я послушная? Я мудрая? Я ласковая? Я молодая?».
- Что внучке ответило зеркало? Ребенок отвечает с утвердительной интонацией (Ты красивая. …).
Побежала внучка в огород, но по дороге на нее комары налетели. Хлопает она руками, ловит комаров, а когда услышит в слове-комарике звук [л], радостно кричит: «Поймала!» Помоги внучке, слушай внимательно слова: лодка—ложка—рыбка, палка—ранка—балка, булка—рубка—бурка, круг—плуг—труд.
Ребёнок ставит фигурку внучки.
Прибежала внучка в огород.
Тянут репку, а вытянуть не могут.
Устали они, решили отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковое упражнение «Дед».
- показать руками сверху вниз воображаемую бороду.
Пальчиковое упражнение «Бабка».
- показать, как подвязывают под подбородком уголки платка.
Пальчиковое упражнение «Репка».
- двумя руками сверху вниз нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком внизу - по форме репы.
Пальчиковое упражнение «Бантик».
- сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.
Пальчиковое упражнение «Собака».
- средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки - это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх - это «уши».
Пальчиковое упражнение «Кошка».
- средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко - это «мордочка» кошки. Указательный палец и мизинец приподнимите - так торчат кошачьи ушки.
Пальчиковое упражнение «Мышка».
- кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.
Позвали они. Жучку. А Жучка и Кошка в это время спорят: Жучка говорит слово, а Кошка спорит с ней, помоги Кошке.
Игра «Скажи наоборот».
Труд - лень. Легко - трудно. Друзья - враги. Легко - тяжело. Трудолюбивый - ленивый. Старый - молодой. Сытый - голодный. Лёгкий - тяжёлый. Длинный - короткий. Добрый - злой. Смелый — трусливый.
Прибежали Жучка и кошка, но репку вытянуть не получается.
Ребёнок ставит фигурки Жучки и Кошки за бабкой.
Позвали они тогда. мышку.
Услышала мышка, что её зовут.
Логопед показывает на фигурке мышку.
Игра «Предлог ЗА».
- Давай вспомним, кто за кем стоял в сказке, называя всех по именам и кличкам.
- У деда имя со звуком «Р»на конце.
Ребё нок говорит: «Дед Егор стоял за репкой».
- У бабки имя со звуком «Р» в середине.
Ребё нок говорит: «Бабка Тамара стояла за дедкой Егором».
- У внучки имя на «Р».
Ребё нок: «Внучка Рая стояла за бабкой Тамарой».
- Как звали собаку? (Жучка.)
- У кошки кличка со звуком «Р» в середине.
Ребё нок: Кошка Мурка стояла за внучкой Раей.
- А мышка на звук «Л»?
Ребё нок: А мышка Луиза встала за кошкой Муркой.
Потянули все вместе и вытянули репку! Логопед вытаскивает макет репки.
9. Итог занятия.
Логопед : Вот и закончилась сказка.
- Как ты думаешь, почему репку вытянули?
Ребенок объясняет. (Потому что тянули все вместе, помогали друг другу.)
Логопед. Звуки [л] и [p] тебе сказку рассказывать помогали?
Ребенок: Помогали.