Тимонова Ирина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Т]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т]; - развитие фонематического восприятия; - развитие навыков звукового анализа и синтеза ; -обогащение словаря детей; -закрепление знаний языковых норм; -способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков); -способствовать формированию устанавливать причинно-следственные связи;
Оборудование:
зеркала;
буквы «д» и «т» на каждого ребенка;
колокольчики из самоклейки;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Дифференциация звуков [Д] — [Т]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
полоски для выкладывания букв;
полоски для выкладывания схемы предложения;
демонстрационный материал «СМАРТ»
Ход занятия:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Игра «Лопни шарик».
Дети дотрагиваются до шарика, шарик лопается, называют появившуюся букву и садятся на место.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
На интерактивной доске появляются картинки (дом, Том)
- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (дом, Том).
-Назовите звуки по порядку.
- Сколько звуков в этих словах? (3 звука).
- Это очень похожие слова «дом Том».
- А в чем их различие?
- В слове «дом» первый звук - [д].
- В слове «Том» первый звук - [т].
- Посмотрите, поменяли один звук, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы [д] и [т] для того, чтобы их не путать.
-Давайте вспомним правило.
Правило: звуки слышим и произносим, а букву видим и пишем.
4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ
- Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам.
- Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные.
- Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д]? (Дрожит).
- С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом).
- А теперь произнесите звук [т] и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит). Значит, звук произносится без голоса.
- Какой вывод мы можем сделать?
Звук [д] произносится с голосом, он звонкий и определяется буквой «д» на письме и при чтении. А звук [т] произносится без голоса, он глухой и определяется буквой «т» на письме и при чтении.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.
-Перед вами лежат буквы и колокольчики, приклейте каждой букве нужный колокольчик.
(Дети под буквой из самоклейки приклеивают колокольчик)
ФИЗМИНУТКА
Руки кверху поднимаем
А потом их опускаем
А потом к себе прижмем
А потом их разведем
А потом быстрей быстрей
Хлопай топай веселей.
5. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ
-Вспомните, из каких элементов состоят буквы «т» и «д».
-На что похожа буква «т», «д» (показ букв)
-Выложите из синих полосок буквы Т, Д.
- А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе, то что они образуют? (Слог).
6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
(на доске появляются слоги)
- Давайте прочтем слоги.
АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ
АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ
-а если мы добавим одну букву получится у нас слово?
(дети добавляют буквы и читают получившиеся слова)
- А что образуется из слогов? (Слова).
7. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
Игра «Разложи картинки» на доске находятся картинки в названиях которых есть звуки «т», «д». Дети поделившись на команды раскладывают по ящикам картинки с заданным звуком и определяют позицию звука в слове.
- Молодцы справились с этим заданием хорошо.
- Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения).
8. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Игра «Собери предложение». Дети переставляют слова и называют получившиеся предложение. На каждое предложение появляется картинка. Дети считают количество слов в предложении и выкладывают схему предложения.
У, дом, в деревне, дедушки.
Пруд, деревни, около.
Летом, Тёма, был, у, дедушки.
- Подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.
- Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ).
- Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.
- У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.
- Как можно озаглавить наш текст?
9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Какие звуки мы научились различать? ([т], [д]).
- Дайте краткую характеристику этих звуков.
[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.
[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.
- Для чего мы учились различать эти звуки?
(Чтобы писать без ошибок).