Алесея Велибекова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со звуками [Л], [Л’]. Звуковой анализ слова «Лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Знакомство со звуком «л», «л’»; Звуковой анализ слова «Лиса».
Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова,
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Знакомство со звуками [Л], [Л’], Звуковой анализ слова „Лиса“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
учить различать твердые и мягкие согласные звуки, закрепить навык различения и чёткого произношения звуков [л], [л’]; ъ.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, о различии звуков по твердости и мягкости.
• учить детей проводить звуковой анализ слов, составлять схему к данному слову.
• формировать навык деления слов на слоги, определять количество слогов в слове.
• совершенствовать навык составления предложений по схеме.
• развивать речь детей.
• развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
• учить выделять звук «Л» в словах
• закрепить четкое произнесение звука «Л».
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность, самоконтроль, взаимопомощь.
• воспитывать любовь и уважение к персонажу.
• способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.
• воспитывать усидчивость детей.
• воспитывать уважительное отношение друг к другу. Внимательно выслушивать ответы ребят, не перебивать.
Предварительная работа:
заучивание «Приветствие», игра-приветствие «Наши умные головки».
Материалы и оборудование:мольберт, письмо с заданиями, картинки домов для игры «Домики», фишки для звукового анализа (красные, синие, зеленые, картинки со схемами для звукового,картинка лисы.
Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые фишки, домики со схемами, картинки животных.
Демонстрационный материал:
• полоска с четырьмя клеточками;
• красные, синие, зеленые фишки;
• указка, Картинка -лиса
Используемые методы:
-словесный (рассказ и ответы на вопросы воспитателя)
-наглядно-практический (дети выполняют работу по показу воспитателя)
Логика образовательной деятельности.
Этапы НОД Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
1. Орг. момент.
- Приветствие.
- Правила поведения во время НОД
Собрались все дети в круг,
я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся!
-Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости!
Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте! Сегодня нашим гостям покажем, чему мы научились. Какие вы у нас умники и умницы!
- Давайте вспомним наше правило, когда мы занимаемся.
1 2 3 4 5
Будем мы сейчас опять
Смотреть,слушать,
Размышлять
Но друг другу не мешать
Внятно четко говорить
Не вертеться не шалить.
- Присаживайтесь на стульчики. Дети проговаривают.
Все дети здороваются.
- Здравствуйте!
Дети слушают и проговаривают слова.
Дети садятся на стулья полукругом.
2. Основная часть
- Вопросы воспитателя.
Вопросы: Все, что мы с вами говорим, это наша речь. Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
– Ребята, скажите какие бывают звуки речи?
– Назовите гласные звуки?
–Почему они называются «гласные»? -А, О, У, Ы, И, Э.
-они произносятся
только с помощью голоса, их можно петь.
-Гласные тянутся в песенке плавной
Могут заплакать и закричать,
Но не желают свистеть и рычать.
-звуки – мы слышим и произносим,
а буквы – пишем и видим.
-звуки – мы слышим и произносим,
а буквы – пишем и видим.
- Тася, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение о гласных звуках
-Умница!
– Чем отличается «звук» от «буквы»?
-Какие согласные звуки вы знаете, назовите звуки.
–Почему они не поются? Что мешает?
Софи нам расскажет стихотворение о согласных звуках.
А согласные – согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не могут они петь. Молодец!
– А какие бывают согласные звуки? -Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З,С.
- Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
«я», «ё», «ю», «и», «е»
-Каким цветом обозначаем твердость звука?
-Каким цветом обозначается мягкость звука?
-Молодцы! Правильно!
Игра с карточками «Твёрдый – мягкий».
-Мы сейчас с вами поиграем в очень интересную игру.
– встаньте и подойдите к круглому столу.
– Я вам буду называть слоги, а вам нужно определить первый звук в слогах по твердости-мягкости.
Когда вы услышите мягкие звуки в слогах то поднимаете зелёный квадрат, твёрдый звук–вы поднимаете синий квадрат.
(Ло-ле,ли-ла,лу-лю,ля-лу, лу,ле)
-Молодцы! Все справились с этим заданием.
-Ребята, давайте присаживайтесь за столы. А у нас гость! Хотите узнать кто? Отгадайте загадку.
Мех пушистый, Хвост золотистый, По лесу гуляет, Зайчиков пугает. (Лиса) (показ картинки)
-Ребята, скажите с какого звука начинается слово лиса?
- Ребята, посмотрите на схему слова Лиса. - Сколько звуков в слове ЛИСА?
- Какой первый звук?
- Каким цветом мы его обозначим на нашей схеме?
- Назовите второй звук.
- Каким цветом обозначим?
- Третий звук?
- Четвертый звук?
- А сейчас, с помощью цветных фишек, которые находятся у вас на столе, самостоятельно составьте схему слова Лиса.
- Леня, выходи к доске и покажи, как ты составил схему?
- Все сделали так же? Все согласны с тем, как это сделал Леня?
Иду проверять задание.
-Молодцы. Все справились с заданием.
Ребята, сколько слогов в слове Лиса.
Давайте проверим.
Правила игры: У вас на столе лежат карточки с изображением животных.
- Нужно расселить их в домики. У нас есть три домика. Обратите внимание на схемы на крыше дома!
- В этом доме живут животные, в названии которых один слог.
- В этом доме живут животные, в названии которых два слога.
- В этом доме живут животные, в названии которых три слога.
- Будьте внимательны! Не спешите, сначала подумайте, в какой домик вы поселите животное, которое изображено на вашей картинке.
(проверить, как дети справились с заданием)
- Сейчас я посмотрю, всех ли животных вы расселили правильно?
- А вы мне поможете в этом.
- Как мы можем проверить количество слогов в слове?
- Правильно, с помощью хлопков в ладоши.
- А еще, какое мы знаем правило, как проверить, сколько слогов в слове?
- Верно, с помощью гласных, сколько гласных звуков, столько и слогов. Проверяем задание. Какого животного вы поселили в первый домик (второй доми,третий домик)
- И с этим заданием вы справились. Молодцы!
-твердые и мягкие.
-твердость звука обозначается синим цветом.
-мягкость звука обозначается зеленым цветом.
-Дети выполняют задание,поднимают карточки соответствующего цвета.
-Лиса.
-В слове лиса 4 звука.
Первый звук в слове
лиса «Л». ль, согласный
-Зеленым.
-Второй звук в слове
лиса «И»
-Красным цветом.
-Третий звук, согласный,
твердый в слове
Лиса «С».
-синим цветом.
-Четвертый звук в
слове Лиса «А».Гласный
-Красным цветом.
-дети выполняют работу-В слове лиса 2 слога.
-Дети проверяют,
хлопают в ладоши.
Дети самостоятельно выкладывают картинки.
- с помощью хлопков в ладоши.
- помощью гласных, сколько гласных звуков, столько и слогов.
-Еж. Потому что в слове еж один слог.
-Мишка,белка. Потому что в слове мишка и белка два слога.
3. Заключительная часть
- Подведение итогов.
- Оценка работы детей
Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями.
- Какие задания вам понравились больше всего?-Какие задания мы с вами выполняли?
-Молодцы!
Дети называют задания.