Безносенко Татьяна
«Звуки. Звуковой анализ». Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
: обобщить у детей знания полученные ранее.
Задачи:
- образовательные:
обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
-
Публикация «„Звуки, Звуковой анализ“, Конспект итогового занятия по грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
развивающие:
развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей; закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании слов по предложенной звуковой модели. Закрепить умение работать в тетради и у доски.
-
воспитательные:
создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Демонстрационный материал
: шапочки Сороки и Ежа, камера, микрофон, мантия и головной убор для принцессы Грамоты, письмо, картинка – лес, мяч, схема и фишки для звукового анализа, знак ударения, дерево со слогами.
Раздаточный материал:
звуковые часы, фишки, картинки со схемами для звукового анализа, тетради, маркеры, схемы, простые карандаши, карточки для игры «Буква потерялась».
Ход занятия
:
Дети заходят в группу, становятся в круг на ковре.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Речевая разминка:
Чики-чики-чики-чок! Не стесняйся, язычок! Не пугайся, не ленись, повторяй, не ошибись!
Где-то собаки рычали – р-р-р. В стойле коровы мычали – м-м-м.
В комнате мухи жужжали – ж-ж-ж. Мимо машины бежали – др-р-р.
Листья под ветром шумели – ш-ш-ш. А комары все пели – з-з-з…
- Начинаем
звуковую перекличку!
(Дети на первый звук своего имени садятся на места).
Стук в дверь
. Залетает Сорока с микрофоном, за ней Еж с камерой.
Сорока
: - Здравствуйте! Это детский сад «Радуга»? Значит, это вам письмо от Феи Грамоты.
(
Обращается в камеру оператора
): - Внимание! Внимание! Начинаем прямой репортаж из подготовительной группы № 24. Здесь дети разбираются в звуках и учатся читать!
В-ль: - Постойте, Сорока, давайте посмотрим, что написала нам Фея Грамота в письме:
«Дорогие дети! Лесные жители очень хотят научиться у вас быть грамотными. Поэтому я высылаю вам задания, с которыми вы, несомненно, справитесь. А корреспонденты из «Лесной газеты» снимут о вас большой репортаж для своих зрителей! Желаю вам удачи!»
В-ль: - Уважаемая Сорока, а сами-то вы умеете читать?
Сорока: - Нет, к сожалению!
В-ль: - А ваш оператор Еж?
Еж: - Не умею!
В-ль: - Тогда мы предлагаем вам на время превратиться в детей и позаниматься вместе с нами. А ваша камера сама все поснимает!
- Внимание, ребята, начинаем выполнять задания принцессы Грамоты! Помните, идет прямой репортаж, камера снимает, как вы стараетесь!
- Мы с вами разговариваем, вы общаетесь друг с другом и с родителями, как все это назвать?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоят предложения?
- А предложения? Слова? Слоги?
- Какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными?
Какие согласными?
Дидактическая игра «ПОЙМАЙ ЗВУК»
(гласный, согласный твердый, согласный мягкий)
Дыхательная гимнастика
В-ль: - А сейчас мы познакомим наших друзей с волшебными звуковыми часами.
Дидактическая игра «ЗВУКОВЫЕ ЧАСЫ»
Вопросы к часам:
1. Поставить стрелки на слова из 1 слога (слон, волк, лук)
2. На слова из 4 слогов (вентилятор, холодильник)
3. На слова с последним звуком (Н) (баклажан, слон, баран)
4. Слова с одинаковым первым звуком (баклажан- баран, медведь-морковь)
5. Слова с одинаковым первым и последним звуком (клубника-автобус, холодильник-клубника, лук-клубника, морковь-вентилятор, автобус-слон, баклажан-ноутбук)
Гимнастика для глаз:
«Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки. (глаза вправо-влево)
Легких - две штучки, тяжелых – три штучки. (глаза вверх-вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало. (зажмурить глазки)
Солнце на небе вовсю засияло! (поморгать глазками)
В-ль: - Ребята, мы знаем, что в русском языке очень много разных слов. Среди них есть совершенно хитрые.
Отгадайте загадку: «Дом открыт со всех сторон, в доме тысяча колонн,
Над колоннами – шатры, под колоннами – ковры.
Там живут и на коврах, на колоннах и шатрах»
(
ЛЕС)[/h4]
- У этого слова много
слов-родственн
иков[/h4]. Назовите их!
(ЛЕСОК, ЛЕСНИК, ЛЕСОВИК, ЛЕСНОЙ)
Звуковой анализ слова ЛЕСОК
Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»
(проводит ребенок)
- А ведь есть еще и сложные слова. Какие слова мы называем сложными?
Правильно, это слова, состоящие из двух слов.
«
СЛОЖНЫЕ СЛОВА»
Дети придумывают примеры сложных слов. Затем воспитатель сложные слова достает из конверта:
ПАР+ВОЗИТЬ САМ+ЛЕТАТЬ ЛЕД+ КОЛОТЬ ЛУНА+ХОДИТЬ
- Еще есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения. Как они называются? (Многозначные).
«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
(РУЧКА, НОСИК, КЛЮЧ, КРАН, МЫШЬ, МАШИНА)
ФИЗМИНУТКА
- Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три - слово-предмет - замри!
Затем дети передают друг другу воображаемого зайчика и говорят слова-признаки и слова-действия к слову "зайчик".
Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
В-ль: - Сорока по секрету рассказала мне, что в лесу растет чудесное дерево. На нем растут слоги. Составьте из них слова. (Слова дети пишут на доске).
«ЧУДЕСНОЕ ДЕРЕВО»
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«СОЛНЫШКО ВСТАЛО, ЗДРАВСТВУЙ, СКАЗАЛО»
В-ль: (достает из конверта) – Пока письмо от Феи Грамоты несли нам корреспонденты «Лесной газеты» - посмотрите, в словах потерялись буквы. Давайте починим слова.
Дидактическая игра «ПОЧИНИ СЛОВО»
(На карточках дети пишут маркером)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«ЭТОТ ПАЛЬЧИК МОЙ ТАНЦУЕТ…»
(проводит ребенок)
\В-ль: - А теперь со словом "дети" по картине, которую прислала нам Фея Грамота, Составьте предложение.
(Дети составляют повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, пишут к ним схемы на доске и в тетради).
- Молодцы, ребята! Я думаю, Фея Грамота будет довольна.
ВХОДИТ ФЕЯ ГРАМОТА
:
- Здравствуйте, ребята! Мы с моими лесными друзьями внимательно следили за репортажем с вашего занятия. Спасибо сотрудникам «Лесной газеты»! Вы справились со всеми заданиями! Молодцы! В волшебном сундучке для вас угощение!
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.