Лариса Гацко
Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками».
Блог. Лариса Гацко.
Игра «Звукомор».
Воспитатель надевает на руку куклу Петрушка.
- Ребята, с Петрушкой случилась беда, злой волшебник Звукомор съедает первые звуки в словах, которые произносит Петрушка. И слово портится. А когда портится слово, ломается или исчезает то, что этим словом называется. Помогите Петрушке: угадайте или произнесите вместо него первый звук в слове.
Публикация «Подборка игр по обучению грамоте „Играем со звуками“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Воспитатель показывает на картинку, где изображена малина и произносит от имени Петрушки: «Алина». Дети находят и произносят первый звук: [М], малина.
Игра «Тренировка вратаря».
Предварительно в слове, заданном воспитателем, дети находят первый звук. Например, нашли путем протягивания первый звук в слове ШАЙБА, Ш-Ш-Ш.
Детям предлагается поставить на стол согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота.
- Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду говорить слова, все они начинаются со звука [Ш]. Эти слова вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно, попытаюсь забросить «шайбу». Шайба у нас слово, которое начинается на другой звук, не на [Ш]. Как только я постараюсь забросить «шайбу», захлопывайте ворота.
- Шар, Шуба, Шорты, Шурик, Ширма, Молодцы!
- Ай-ай-ай! Что же вы не захлопнули ворота? Слово Молодцы с какого звука начинается? Верно с [М]. Значит это шайба!
- Продолжаем: шина, машина, молодцы, шерсть, весть, шесть!
Игра повторяется с другими звуками в начале слова.
Игра «Волк, собака и охотник».
- Ребята, сейчас в лесу идет большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [Р], а собакой звук [Рь], остальные звуки – зайцами, а вы – охотники. Теперь будьте внимательны. Как только услышите [Р] в словах, которые я произнесу, стреляйте – хлопайте в ладоши. Только не заденьте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!
Игра «Внимательные покупатели».
Воспитатель раскладывает на столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук. Например, кукла, кубик, кошка; матрешка, мишка, мяч и т. п.
- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук[К] (или [М]). Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но не будьте рассеянными, не ошибитесь: не берите игрушку, за которую не платили.
Вариант игры: в качестве покупателей или продавца могут выступать дети в роли литературных персонажей.
Игра «Дом для рыбы».
На мольберте картинка с изображением рыбы.
Под ней схема.
- В доме из трех комнат живет слово – название рыбы. Как называется эта усатая рыба? (сом). Давайте поселим каждый звук в его комнату. Сколько в домике комнат? (три). Попробуем найти, из каких трех звуков состоит слово СОМ. Назовем первый звук, для этого произнесем слово так, чтобы хорошо слышался первый звук, протянем его: [С- С – С -С ом].
- Поселим первого жильца [С] в первую комнату, прикроем первую клеточку фишкой, чтобы все знали, что комната занята!
Так же проводится работа с каждым последующим звуком. Если дети теряют второй звук [О] педагог удивляется: «Разве, в этом домике живет [СМ]? Я думаю, здесь живет [СООООМ].
Игра «Кто в домике живет?»
- Вот домик для зверей. Кто здесь может поселиться: слон, волк, лось или енот?
- А это чей домик? Кто в нем живет: ёж или ёрш?
Игра «Живые звуки».
Детей обычно увлекает работа с такими живыми звуковыми схемами. На начальных этапах в игре «Живые звуки» каждый ребенок изображает собой любой звук. В дальнейшем можно условиться о том, что мальчики изображают собой согласные, а девочки – гласные звуки, или наоборот.
«Звукомор распоясался».
- Звукомор совсем распоясался. Он съедает первые звуки в словах, которые хочет произнести Петрушка, они портятся, разрушаются. Встал Петрушка на мост и сказал: «Ост», так мост тут же и развалился, и Звукомор не отремонтирует его, пока в звуковой схеме слова «мост» мы не закроем первую комнату нужным значком.
Дети называют недостающий звук [М], закрывают первую клеточку на звуковой схеме «мост» фишкой. Так же проводится работа со словом арбуз.
Игру «Звукомор» можно развить.
- Этот обжора, оказывается любит обеды из трёх звуков: на первое съедает первый звук, на второе – второй, на третье – третий. Чтобы вернуть Петрушке предмет, нужно произнести по очереди все три звука в названии пропавшего предмета и обозначить их фишками на звуковой схеме слова.
Игра «Найди свою схему».
Три ребенка «назначаются» словами: КОТ, КИТ, КРОТ. Из трёх изображенных на мольберте моделей каждый должен выбрать свою, и доказать, что это его схема.
«Найди свою дорогу».
На большом листе бумаги три схемы, а справа три рисунка. Надо подойти, и провести дорожку от своей схемы к своему рисунку.
«Кто знает больше слов».
Дети должны подобрать как можно больше слов, к которым подходит данная схема.
А данные игры легко изготовить своими руками.
«Звуковые часы».
"Круги Луллия".
«Сложи слово».
Благодарю за внимание!