Фавзана Аюпова
«В поисках Буратино». Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по «Подготовке к обучению грамоте» в старшей группе "В поисках Буратино" (ОО «Речевое развитие»)
Задачи:
1. Продолжать развивать представление детей о гласных звуках, дать детям понятие "гласный звук";
2. развивать у детей умение выделять и называть гласные звуки в односложных словах;
3. «петь песни» гласных звуков с различной интонацией и беззвучно;
Публикация «„В поисках Буратино“, Образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
4. закреплять способность делить слова на слоги;
5. активизировать в речи детей название домашних животных и их детёнышей в единственном и во множественном числе;
6. развивать фонематический слух;
7. воспитывать интерес к сказкам.
Материал.
Ширма для кукольного театра, игрушки: черепаха, лягушки. Наборное полотно с цифрами, предметные картинки с игрушками; кукла Буратино, плоскостные картинки Мальвины и Артемона, картинки для дидактической игры "Кто в домике", перо жар - птицы, письмо в конверте, рамка - "экран телевизора", символы гласных звуков (демонстрационные и раздаточные, предметные картинки с односложными словами, плоскостные изображения замка гласных звуков и принцессы Гласы.
Предварительная работа: чтение сказки "Приключения Буратино", игры на деление слов на слоги; выделение "волшебных звуков" в трёхзвуковых словах.
Ход деятельности
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и хочет согреть вас своим теплом. Давайте посмотрим на него и улыбнёмся. (Дети передают солнышко в кругу друг другу)
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
У всех настроение хорошее, солнечное
А теперь отгадайте мою загадку:
"Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?"
Дети - Буратино.
- Из какой сказки этот герой? Каких героев этой сказки вы ещё можете назвать? Кто сделал Буратино? (Ответы детей)
Воспитатель - Ребята, сегодня мне вручили письмо от папы Карло. Что же он пишет?
(Показывает детям конверт и письмо). «Здравствуйте, ребята! Мой сын – озорной мальчик Буратино ушёл сегодня утром в школу и не вернулся домой. Может с ним что – то случилось? Я волнуюсь за него. Папа Карло». Как же помочь папе Карло?
Дети - Надо пойти искать Буратино.
Воспитатель - Тогда нам нужно отправиться в сказку. Как можно попасть в сказку? (Предположения детей - с помощью волшебных предметов. Например, с помощью пера Жар – птицы).
Нужно взмахнуть пером и сказать волшебные слова:
Сказочная есть страна
Всех чудес полна она
Чтобы в ней мне очутиться
Помоги перо Жар-птицы!
(Пока дети кружатся с закрытыми глазами, воспитатель открывает ширму кукольного театра. Там сидит черепаха Тортилла с лягушатами. Рядом наборное полотно с цифрами 1, 2, 3. На стульях разложены предметные картинки).
Дети подходят к театру, здороваются с черепахой и спрашивают ее, не видела ли она Буратино.
Воспитатель - Ребята, черепаха Тортилла сказала, что Буратино был здесь, поиграл с лягушатами и побежал дальше. Он даже не убрал за собой игрушки на место. Поможем, ребята, лягушатам разложить игрушки по местам?
Игра на слоговое деление "Разложи игрушки".
Дети берут предметную картинку, с изображением игрушки. Четко проговаривают слово. Произносят слово по слогам и одновременно хлопают в ладоши. Определяют количество слогов, находят соответствующую количеству слогов полочку с цифрой и ставят игрушку на место. (Предметные картинки: мяч, слон, шар, кукла, робот, юла, машина, матрёшка, паровоз и т. д.)
- Идём дальше искать Буратино. Из – за кустика появляется Артемон.
- Здравствуй, Артемон! Ты не видел Буратино?
- Дети, Артемон говорит, что Буратино он не видел, потому что он так был занят весь день, он так устал. Взрослые животные попросили его отыскать детёнышей и привести их домой. Он их привёл и просит вас правильно назвать, кто в домике?
Дидактическая игра "Кто в домике?" (Дети называют животных и детёнышей, воспитатель меняет карточки в окошке)
В домике кошка с котятами. В домике курица с цыплятами. В домике собака со щенятами. В домике лошадь с жеребятами. В домике утка с утятами. В домике овечка с ягнятами. В домике корова с телятами. В домике коза с козлятами.
Дети прощаются с Артемоном, идут дальше с воспитателем и видят Мальвину.
- Здравствуй, Мальвина! Ты не видела Буратино? Его ищет папа Карло.
Воспитатель : - Мальвина так сердита на Буратино, что даже слышать ничего не хочет об этом мальчишке. Говорит, что он не воспитанный и совсем не хочет учиться, а Мальвина так любит играть в школу. Вот и нам предлагает поиграть в эту игру.
Дети садятся за столы.
Закрепление пройденного материала о "волшебных звуках". Введение понятия "Гласный звук". Мальвина хочет вам рассказать сказку, а вы поможете ей.
Сказка о гласных звуках
В одной сказочной стране жили – были волшебные звуки. Ребята, позовите их и они появятся. (Дети называют звуки, а воспитатель выставляет на фланелеграфе символы звуков). Они очень дружили и любили распевать свои песенки.
Гуляли звуки по белому свету, гуляли, и захотелось им отдохнуть. А недалеко от того места, где гуляли звуки стоял красивый замок. У этого замка была хозяйка, звали её принцесса Гласа. Скучно было ей одной. Она решила пригласить их в гости. За их голосистые песни она назвала их гласные звуки и подарила им красные рубашки. С тех пор звуки носят красные рубашки и называются гласными звуками
А вы умеете петь песни гласных звуков с разным настроением?
А сейчас проверим. Саша, спой песенку этого звука весело. Маша, спой песенку этого звука упрямо. А песенку этого звука нужно спеть грустно.
Дидактическая игра «Сломанный телевизор». Звукам так понравилось петь и выступать, что они решили выступить по телевизору. Но, к сожалению, у телевизора сломался звук. Звуки поют, но не слышно. Кто хочет беззвучно спеть песню по телевизору? А телезрители отгадают, какой звук поёт. (Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции и называют его).
Принцесса обладала поэтическим даром. Она сочинила стихотворение о своих гостях, гласных звуках:
«Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребёнка баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать» (В. Берестов)
Мы с вами выучим это стихотворение.
Звуки разбрелись по свету и поселились в разных словах. Во всех словах обязательно живут гласные звуки. В каком – то слове 1 гласный звук, в каком – то 2, а бывают такие длинные слова, где живут 3-4 гласных звука. Мальвина приготовила для вас такие слова, где живёт только один гласный звук. Нужно найти этот звук и положить рядом с картинкой значок звука. (Самостоятельная работа за столами. Дети о находят гласный звук в предметных картинках и размещают рядом значки звуков. Объясняют свой выбор).
Физкультминутка.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
"Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать".
Какие вы прилежные ученики – говорит Мальвина. И последний урок в нашей школе. У меня в вазочке столько фишек, сколько "съедобных "слов вы придумаете со звуками «с» и «сь». Я вас хочу угостить. (Дети называют слова со звуками - Слива, апельСин, Салат, Сок, СоСиСки, маСло, Сыр, Сметана, капуСта, чупа - чупС, киСель, Суп, ананаС и т. д.)
(Воспитатель за каждое названное слово дает ребёнку фишку из вазочки).
- Ой, ребята, я здесь вижу чьи - то ноги. Так вот где спрятался Буратино, от Мальвины.
Ему наверное стало стыдно, за свое поведение. (Берёт его на руки)
- Ребята, что мы скажем Буратино? (Дети говорят, что его ищет папа Карло и волнуется за него, ему пора возвращаться домой).
Воспитатель - И нам ребята пора возвращаться в детский сад.
Дети встают в круг.
Воспитатель.
"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся, и домой вернемся"
Итог занятия - рефлексия
Кого вы встретили в сказке?
В какие игры играли?
Что нам помогло найти Буратино?