Анастасия Гредякина
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ш] и буква Ш» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство со звуком и буквой Ш.
Задачи: уточнить произношение звука [ш]; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, развивать мелкую моторику, запомнить образ буквы Ш, развивать мышление.
Оборудование: зеркала, надутый воздушный шар, звуковые дорожки,сигнальные фонарики, индивидуальные схемы звуко-слогового анализа, "Колпачки" для звукового анализа, счетные палочки,резиновые игрушки Маши и медведя, предметные картинки, карточки "потерявшиеся буквы", перманентные маркеры.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Звук [Ш] и буква Ш“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Ход занятия:
1. Организационный момент.
—Сядет тот, кто продолжит цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука данного слова :Логопед - зебрА, дети продолжают - Апельсин,.
2. Знакомство со звуком [ш].
Загадка.
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шар)
Шар воздушный, шаловливый
Залетел под колесо,
Лопнул, хлопнул — вот и все.
—Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш.
3. Анализ артикуляции звука [ш].
—Произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается. Звук глухой.
—Расскажите, какой это звук?Звук Ш всегда только твердый! Обозначается синим цветом!
4. Упражнение в произношении звука [ш].
а)Звуковые дорожки.
—«Змея шипит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш, длительное произношение звука шшш.
б)Повтори, не ошибись.
—«Гусь шипит» :ша — ша— ша, шо — шо — шо, шу — ша — шо, ши — шу — ша.
5. Закрепление звука [ш].
— Сегодня к нам пришла в гости девочка Маша из знакомого вам мультфильма. Она хочет поиграть с вами.
а) Игра «Фонарики».
- Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ш]. Какого цвета фонарик вы возьмете? Синий! :
- шар,воздушный,хвостик,шипит, лопнувший,выпускает,синий,шаловливый.
б) Ребус - отгадай слово по первый звукам названий картинок.
— У Маши есть дружок пес, она хочет вас с ним познакомить. Посмотрите на доску. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут собаку? (Шарик.)
в) Послушайте стишок. Скажите, с кем еще дружит Маша?
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Выложила кашу в плошку
И накормила кошку. (картинка с изображением кошки)
Назовите слова из стихотворения со звуком [ш].
—Отгадайте, кто еще есть в друзьях у Маши.
Под полом таится,
Кошки боится. (картинка с изображением мыши)
6. Физминутка.
Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
7. Звуковой анализ.
а)Выделение звука из состава слова.
- Определите место звука [ш] в словах : мышь, кошка, Шарик.
Мышь, кошка и Шарик дарят Маше подарки. У каждого из вас картинка с изображением подарка. Определите место звука [ш] в этих словах. По месту звука [ш] в названии гостей и подарков определите, кто что принес.
б)Составление схемы слова.
Доскажите словечко, узнаете, кто самый близкий друг у Маши.
Пыхтит, как пышка,
Косолапый. (мишка)
—Составьте схему слова МИШКА
8. Знакомство с буквами Ш, ш.
—Посмотрите на буквы на доске. Они служат для обозначения звука [ш]. Прочитайте эти буквы.
Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ш? Сколько палочек понадобится,чтобы составить букву Ш?
а) Построим букву.
9. Закрепление графического образа буквы Ш. Упражнение "Потерявшиеся буквы".
Маша и медведь любят гулять. Однажды оказались они на волшебной полянке с буквами. Им нужна ваша помощь : найдите все буквы Ш и обведите в кружок. А Мышь вам в этом поможет.
10. Итог занятия.
—Какой звук мы изучали? Что особенного узнали о нем?
Почему Маша дружит с мышью, кошкой, Шариком и мишкой?