Валентина Ряднина
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Звук [В] и буква В» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия.
Вид занятия : тренировочное.
Автор: учитель –логопед Ряднина Валентина Ивановна (МБДОУ «ЦРР Детский сад Колокольчик» с. Кожевниково Томской области.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР.
Возраст: подготовительная группа
Тема «Звук «В», «Вь» и буква «В»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по теме „Звук [В] и буква В“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально- коммуникативное развитие; физическое; художественно- эстетическое.
Цель: Знакомство со звуками «В», «ВЬ», буквой «В».
Задачи:
Коррекционно - образовательные
1. Познакомить со звуками «В», «ВЬ» и образом буквы «В».
2. Формировать умение определять место звука «В» в слове (в начале, в середине, в конце).
3. Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
4. Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
5. Ввести звук «В» в слоги, слова, предложения.
6. Формировать понятие «предлог»
7. Формировать умение читать слоги, короткие слова.
8. Создавать условия для подготовки руки к письму.
Коррекционно-развивающие:
Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, навыки фонематического анализа, мышление, речевую активность, координацию речи с движением, тонкую, артикуляционную и общую моторику. Совершенствовать навыки словоизменения, согласования слов в предложении.
Коррекционно- воспитательные:
Продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности
Планируемые результаты (целевые ориентиры) : Ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; развита крупная и мелкая моторика; способен к волевым усилиям; умеет подчиняться разным правилам; проявляет инициативу и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Оборудование: «волшебный цветок», слайд- презентация, раскраска со штриховкой буквы «В», цветные карандаши, раздаточный материал для составления схемы предложения
1. Организационный момент «Круг радости» (слайд 2)
–Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот «волшебный цветок».
–Я приглашаю всех вас всех в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.
(Дети передают друг другу цветок и произносят добрые пожелания)
2. Введение в игровую ситуацию. (слайд 3)
А) Загадки
Две сестрички,
Две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять –
Их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)
Без рук, без ног,
Кручу, кручу, знать никого не хочу. (Вьюга)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает (Воробей)
А ворота открывает (Ветер)
Получились отгадки: варежки, ветер, вьюга, воробей. Что объединяет эти слова?
-Какой первый звук слышится в этих словах?
Б) Кому какой подарок? (слайд 4)
Однажды брат и сестра Валя и Витя справляли день рождения. Им подарили игрушки верблюда и волчка. Подарки распределили так: если в названии подарка первый согласный по твердости- мягкости совпадает с твердостью или мягкостью согласного в имени мальчика или девочки, то это его подарок. (Валя -«В»- твердая - получает волчок, т. к. «В» тоже твердая; Витя получает верблюда).
Итак, с каким звуком будем сегодня играть? (Со звуком «В»)
3. Выделение первого согласного звука в слове (слайд 5)
-Какой первый звук во всех картинках- словах? ( даны картинки: воротник, ванна, волна, вешалка, варежки, велосипед, ваза, волк, ворона, веник, валенки, вилка, вагон, венок.)
Определив первый звук в слове, скажи : этот звук гласный или согласный, мягкий или твердый, как обозначается?
4. Работа с профилем звука. (слайд 6)
Охарактеризуйте звук «В»
Что мы знаем об этом звуке? (Звук согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом)
Особенности артикуляции. Нижняя губа немного вытянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). (тактильно проверить).
5. Звук «В» на письме обозначается буквой «В» (слайд 7)
Оригинальный способ запоминания букв - упражнение "Тело-буква" : ребенок изображает букву с помощью всего тела.
6. Артикуляционная гимнастика. (Подготовка к постановке звука «Р») (слайд с 8-16)
(лягушка, хоботок, лопаточка, парус, чашечка, грибок, лошадка, барабан, моторчик
7. Звуковой анализ и синтез (слайд 17)
Посмотрите на картинки :
С какого звука надо произносить эти слова? А с какого звука я начинала их произносить? Звук А первый или второй в этих словах?
Вот слова:
Каким должен быть первый звук?
А какой звук следует за звуком В?
Я начну называть слова со второго звука, а вы назовете слово полностью, четко произнося первый звук «В».
аза
ата
анна
агон
олк
оин
8. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летел» (слайд 18)
- Что интересного заметили? (Все первые слова начинаются со звука «В»)
Ветер по лесу летел, Плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой, Загибают по одному пальчику
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку Спокойно укладывают ладони на коленки
9. Отработка звука «В» в слогах (слайд 19)
-Я произнесу начало имени, а вы его закончите - произносите слог ВА
Сла, Се, Лё, Кла, Во,
- А теперь вы произносите начало имени – Слог ВА, а я его закончу: Ва (ля, Ва (дик, Ва (ся, Ва (ря, Ва (ня, Ва (лера).
10. Работа с предложением (слайд 20)
С помощью картинок составьте предложения. (У Васи валенки. У Клавы вафли. У Вари варенье.)
11. Физминутка «Если нравится тебе» (слайд 21)
Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладони).
Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленями).
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо!»
Если нравится тебе,
То другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай все.
12. Понятие «Предлог» (слайд 22)
Посмотрите на картинки. Художник перепутал, что в чем находится: ватрушка ….саду, вишня …углу, водитель …лодке. Какое маленькое слово я не произнесла? В!
Правильно! Такое слово называется «предлог». Помогите навести порядок с картинками. Произносите предлог «В» внятно, громко, отдельно от других слов. (ватрушка в, волк в, вода в, водитель в, веер в, весло в ….)
13. Работа с предложением (слайд 23)
Составьте предложения из таких слов:
А) Валя, море, в, плавал.
Б) Луг, на, коровы, вышли.
В)Ворона, дерево, на, села.
Г) Внесла, комната, Варя, в, самовар.
Какие маленькие слова- предлоги здесь встречаются.
14. Составьте схему предложения: Валя плавал в море. (слайд 24)
15. Чтение слогов, слов (слайд 25)
-Прочитайте слоги:
ВА, ВО, ВИ, ВУ, ВЕ,
АВ, ОВ, ИВ, УВ, ЕВ.
-Прочитайте слова: Вова, волк, волна,
16. Подготовка руки к письму. (слайд 25)
Раскрасьте медведя «Винни-Пуха» и «Пятачка», заштрихуйте букву «В»
17. Рефлексия: (слайд 26)
- Какой звук сегодня определяли и произносили в словах, предложениях?
-Удалось ли вам произносить его правильно?
- Придумайте слова со звуком «В»
-За что вы можете себя похвалить?
Используемая литература:
1. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». И. Лопухина, М. «Аквариум» 1995г.
2. «Структура логопедического занятия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» авторы- составители Новокшонова Е. А. и др –Томск. 2014г. ТОИПКРО
3. «Узнаю звуки и буквы» С. ИВ. Пятак. Москва: Эксмо, 2015г (Ломоносовская школа)
4. «Веселая азбука в стихах и картинках» А. Богдарин. Москва. ОЛМА Медиа Групп 2015г.
5. «Учите, играя» А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. Пособие для воспитателя детского сада. М. «Просвещение» 1983г
6. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В. И. Селиверстова. М. «Просвещение» 1995
7. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи» 1 период. Пособие для логопедов. 2-е изд. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. - 48 а (В помощь логопеду).
8. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недо
развитием речи в условиях специального детского сада. — М. : Альфа, 1993
9. Коноваленко В. В., Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. — М. : Гном-Пресс, 1999.