Татьяна Александровна Копоткина
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [д]-[д’]»
▼ Скачать
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе «дифференциация звуков Д - Дь»
Копоткина Т. А., учитель-логопед; МДОУ № 108 “Снежинка”, г. Петрозаводск.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение артикуляции звуков [д] и [д’].
- Формирование умений различать звуки [д] и [д’].
- Сравнение звуков по твердости и мягкости. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе „Дифференциация звуков [д]-[д’]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
- Выделение заданных звуков на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов.
- Составление характеристики звуков с опорой на символы.
- Определение местонахождения звука в словах.
- Звукобуквенный анализ слов дым, дом
- Знакомство с буквой Д.
- Рисование буквы в воздухе, выкладывание из палочек.
- Нахождение образа буквы в предметах ближайшего окружения.
Коррекционно-развивающие задачи.
- Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание чуткого отношения друг к другу.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Доброе, утро, дети!
«Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно»
Дети: «Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать,
Так правильно и внятно и будет всем понятно»
- Сядем тихо, спинки прямо, плечики мы развернем, слушать все сейчас начнем.
- У нас сегодня необычное занятие. Совсем недавно вы не произносили многие звуки, а я вам немного помогла и вы научились не только их произносить, но и различать и давать характеристику звукам. А для этого, друзья, надо чтобы мышцы лица были крепкими и сильными.
2. Выполнение самомассажа.
«Ручки растираем и разогреваем
И лицо теплом своим мы умываем,
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Как утята к утке клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями»
3. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы четко говорить, надо с губками дружить: «улыбка - трубочка», «оближем губки»
- Чтобы четко говорить, надо с язычком дружить:
«покусаем язычок зубками, бережно погладим губками»,
«на качелях покачался, на лошадке поскакал и ни разу не упал»
4. Сообщение цели занятия.
«Наступила тишина,
Заниматься нам пора.
Будем четко говорить
И за звуками дружить»
Ребята, мы сегодня продолжаем путешествие в город Звукоград и познакомимся с новым звуком и новой буквой.
1-я остановка «Повторяй-ка».
- Я начну, вы продолжайте, дружно, хором отвечайте:
- Наша речь бывает…(письменная и устная)
- Она состоит из…. (из предложений)
- Предложения мы составляем из…(из слов)
- Слова делятся на….(на слоги)
- Слова состоят из разных…(из разных звуков)
- А звуки бывают…(гласные и согласные)
- За указочкой следи и звуки назови:
А – О – У - И – Э – Ы
-Какие это звуки? Докажите!
- Как мы их обозначаем?
П – К –Б– М
- Какие это звуки? Докажите!
Как мы их обозначаем?
2-я остановка «город Звукоград»».
- Где мы познакомимся с новым звуком, а поможет нам загадка. Отгадайте:
«Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять.
И подуть в неё слегка,
Будет музыка слышна.
Подумайте минуточку,
Что же это? (Дудочка)» - пришла она к нам из старины «блок-флейта», (устают губы, начинают болеть щеки)
- Какой слышится первый звук в слове?
Когда мы произносим звук «Д», кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить.
- Произнесите этот звук.
- Гласный или согласный звук «Д»? Почему?
- Твердый или мягкий?
- Глухой или звонкий? Почему?
- Как обозначим этот звук? (схема и картинка)
Чистоговорка
Четко произнесем звук «Д» в чистоговорке.
«Ду-ду-ду давненько в старь
В дудочку дудел дударь»
- Как называли человека, который играл на дудочке?
(флейтист)
3. Развитие фонематического слуха.
- Поиграем, как вы слушаете, узнаем.
1). - Хлопните в ладоши, когда услышите звук «Д»
П-П-Т-Д-Д-Б-П-М-Д-Т-Д-
Та-Да_- Да – Бо – До – Пу- Ду
- Я назову слова, если услышите в слове «Д», подуйте в дудочку один раз.
Вода – буква – баран – шуба – провода – беда – весна – подарок – ванна – дом – доброта – Вот и закончилась снова в путь нам всем пора.
2). У твердого звука «Д» есть младший брат – мягкий звук «ДЬ»
- Давайте вместе с вами произнесем мягкий звук «Дь» - губы будут улыбаться, а язычок сильнее напрягаться.
- Как обозначаем мягкий звук «Дь»?
3). Предлагаю поиграть в игру «Наоборот»
Я буду называть слоги с твердым звуком, а вы, наоборот, с мягким.
Да-да-да – дя-дя-дя До-до-до – дё-дё-дё Ды- ды- ды – ди-ди-ди ду-ду-ду – дю-дю-дю
4). Назвате картинки с твердым звуком «Д».
- А теперь с мягким звуком «Дь».
Запомните эти слова.
Дом, художник, пирамида,
Дельфин,, индюк, холодильник,
4. Игра «Твердый – мягкий» (звуковая мозайка)
- Вот игра другая, как ты различаешь звуки, узнаем
Если твердый звук Д, то - синий квадратик. Если мягкий звук ДЬ - зеленый квадратик.
садовник, звезда, дерево
дом, дети, удар,
дятел,, домино, дым.
5. Задание - Определить место звука в слове, разделить слово на слоги.
Поможем отыскать место звуков в словах
1-я команда называет, где спрятался звук «Д»,
2-я …где спрятался звук «Дь»
Дом, художник, пирамида,
Дельфин,, индюк, холодильник,
6. Физкультминутка.
«Тихо встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И совсем мы не устали»
7. Знакомство с буквой Д
Звуки «Д» - «Дь» мы слышали, а как их обозначить можно на письме?
- На что похожа буква Д?
«Буква Д – как будто дом,
Но всего с одним окном».
Задание: -Чтобы вылепить эту букву, сколько надо палочек? (г/з «Лепим букву»)
Нарисовать букву Д в воздухе, найти и обвести в кружок (разные буквы)
8. Чтение слогов.
«Если буквы встанут рядом, получаются слога. Читаем…
Добавим букву и прочитаем…Дом. дым, дам.
ДО, Ды…., Да,.
9. Звукобуквенный анализ слова «Дом»
- Составим предложение со словом «дом» по картинкам.
«Дети построили из кирпичиков дом». (разбор предложения)
10. Итог занятия.
Все задания сделали правильно. Молодцы!
- Что нового вы узнали на занятии?
Да, чудесная буква сегодня приходила к нам на занятие. С этого звука начинаются добрые слова: доброта, добро, добрый, дружба, друг, дружелюбный. Вот сколько добрых слов вы узнали.
- Вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться в группу.