Ильина Анастасия
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-обучающие цели:
1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна».
2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].
3. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ш].
4. Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] в слогах, в словах, в предложениях.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата
2. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Развитие речевого дыхания.
5. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.
6. Развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные цели:
1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
2. Воспитание любви к природе.
Оборудование: Зеркало, картинки: мальчик, девочка, шишки, подснежники.
Оборудование для изготовления странички альбома: крупа, клей, картинки с животными, растениями Сибири, в названии которых есть звук С.
Ход занятия:
Орг. момент
- Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех видеть, начнем наше занятие.
Релаксация.
-Давайте мы сейчас закроем глаза и представим, что мы с вами в весеннем лесу. Светит солнышко, нам тепло, хорошо. Поют … кто? (птицы) Пахнет? (цветами) Где-то вдалеке журчит… ручей. Открываем глаза.
Развитие общей и мелкой моторики.
- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).
- Подул тё плый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели молодые листочки (быстро шевелим пальчиками)
- Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались деревья (покачиваемся и машем руками)
- Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ) .
Хорошо, тепло.
Давайте найдем пенечки, сядем, отдохнем. Сядем красиво, удобно, выпрямим спинки. Вспомним, какой ветер дул? (холодный/теплый)
Когда дул холодный ветер, какой звук мы слышали? (с) Теплый? (ш) Давайте с вами проверим. (Подносим ладонь ко рту)
Дыхательная гимнастика:
Вот сидим мы на пенечке, а вокруг цветов, видимо-невидимо! Давайте мы с вами сорвем по цветочку и понюхаем его.
Вдох нос - выдох рот.
Прежде чем начать работать над темой занятия, нужно подготовить наш речевой аппарат.
- Артикуляционная гимнастика:
1. Заборчик
Широка Куда- река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны-
От краев и до десны.
2. Маляр.
Язык - как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
3. Варенье.
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей губу поднять,
Чтобы капельку слизать.
4. Улыбка.
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Сообщение темы и цели занятия
- Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [С], [Ш]. Будем различать их в слогах, словах и предложениях. А помогать нам будут Сёма и Шура.
Сравнительная характеристика звуков.
- Ребята скажите, с какого звука начинаются их имена?
Разложение артикуляции.
- А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука “С”. (Дети смотрят в зеркало).
Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “С”)
Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “Ш»
Дифференциация в изолированном произношении
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Я произношу разные звуки, вы когда услышите звук С, хлопайте в ладоши. Когда услышите звук Ш, топните правой ногой.
Т, К, Р, С, В, Ш, Б, Д, С, Ш
Дифференциация в слогах
- Ребята, Сёма и Шура предлагают поиграть с ними.
Гуляя по лесу, Сёма насобирал шишек, на которых написаны слоги. Я вам их прочитаю, вы повторяете. Слушайте внимательно.
Дифференциация в словах
- А Шура собрала подснежники, на них нарисованы картинки, в названии которых есть звук С или Ш.
Нам нужно разложить цветы в две корзинки. В одну корзинку мы будем складывать подснежники с картинками, в которых есть звук С, в другую, где есть звук Ш.
Немного отдохнём.
Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле. (Руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (Машут руками)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед-
Так деревья ветер гнет.
Дифференциация в предложениях.
Игра «Эхо»
Вы когда-нибудь слышали эхо? Когда гуляете по лесу, то можно повстречать эхо. Увидеть вы его, конечно, не сможете, но услышать можно. Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется – «Эхо». Вы будете эхо, я буду говорить вам предложения, а вы их повторяете.
1. Саша шел лесом.
2. Саша нашел сосновую шишку.
3. Солнышко светит.
4. На сосне много шишек.
5. Шумит листва.
Итог занятия :
- С какими звуками мы сегодня работали?
Давайте вспомним правильную артикуляцию звуков?
Чем они различаются?
На прошлом занятии мы с вами изготовили страницу для нашей «Азбуки Сибири» со звуком Ш. (Показ)
Предлагаю сейчас составить страничку со звуком С.
Изготовление страницы для альбома «Азбука Сибири» со звуком С.
Молодцы.