Людмила Поротикова
Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи;
Задачи:
-закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов; --закрепление зрительного образа букв Л и Р, умения читать слова с пропущенными буквами;
- развитие мелкой моторики, пространственного восприятия, зрительной памяти и внимания;
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- «Золушка»
- Темочки
-воспитание доброты, отзывчивости, умения и желания помогать другим.
Оборудование: письмо от Волшебницы, фрагмент записи вальса С. Прокофьева из балета «Золушка», предметные картинки, фасоль, массажеры Су-Джок, материал для анализа, таблицы с зашифрованными пословицами, изображения башмачков, яблок, кистей рук.
Ход ОД
- Ребята, я сегодня нашла у двери кабинета какое-то странное письмо. Давайте его прочитаем.
Сегодня в Сказочном королевстве состоится бал, на который приглашены все жители. И только Золушка не сможет на нем присутствовать, ведь злая мачеха задала ей много работы. Я больна и не смогу, как обычно, ей помочь.
К сожалению, подпись размыта. Давайте ее восстановим: ВОЛШЕБНИЦА.
- Ребята, может быть, мы сможем помочь Золушке? Хотите? Только как же мы попадем в Сказочное Королевство? (варианты детей)
- Смотрите, что я обнаружила! Волшебница привязала к письму волшебную палочку. Она и еще волшебная музыка нам помогут. Закройте глаза и откройте их только тогда, когда музыка перестанет звучать.
- Вот мы и на месте. Кого вы видите на экране? Почему Золушка такая печальная? (ответы детей)
-Что мы можем сделать для того, чтобы Золушка успела на бал? (помочь выполнить всю работу и сделать сказочные превращения)
- Нам необходимо превратить тыкву в…карету, мышей в…лошадей, крысу в кучера, а старое платье и башмаки в бальное платье и хрустальные туфельки. Чтобы произошло чудо, работу нужно выполнять быстро и правильно. Пожелаем друг другу успехов:
(дети соприкасаются поочередно каждым пальцем и всей ладонью друг с другом)
Желаю успеха большого всегда и везде. Удачи тебе в превращениях!
Чтобы Золушке было не так грустно, подарите ей приятные слова.
На свое место сядет тот, кто скажет, какая Золушка (милая, ласковая, добрая, трудолюбивая, приветливая, скромная красивая, заботливая)
- Какие звуки чаще других встречались в подаренных словах? (Л, ЛЬ, Р, РЬ). Сегодня мы постараемся правильно произносить эти звуки и будем учиться их различать.
- Чем похожи эти звуки? Чем отличаются? Кто попробует прочитать звуки Л – Р по таблице?
Сестер Золушки зовут Лилианна и Марианна. Они всегда разбрасывают свои вещи. Давайте расставим их туфли по полочкам. Туфли Лилианны украшены цветами со звуками Л, ЛЬ, а туфли Марианны – цветами со звуками Р, РЬ. Поставьте туфли Марианны на верхнюю полку, а Лилианны – на нижнюю.
(Я поставлю свою туфельку на верхнюю полку, т. к она украшена нарциссом. Я поставлю эту туфельку на нижнюю полку, т. к. она украшена цветком со звуками Л и ЛЬ – колокольчиком)
- Ну что ж, туфли расставлены и настала пора волшебных превращений. Закройте глаза и слушайте музыку. Попробуем превратить тыкву в карету.
- Откройте глаза. Что произошло?
Нам предстоит еще много дел. Мачеха приказала Золушке украсить комнату цветами. Догадайтесь, какие цветы должна срезать Золушка. Название этого цветка состоит из 2 слогов, начинается со звука И и заканчивается звуком С. В середине есть мягкий звук РЬ. (ирис). Нам нужно украсить комнату еще одним букетом. Чтобы букет из роз появился, нам нужно правильно выполнить звукобуквенный анализ слова РОЗА.
- Золушке нужно приготовить обед. Давайте приготовим тесто для пирога. Возьмите в руки шарики. Будем «месить» тесто и фантазировать, какая в нем будет начинка.
Нам нужно для Золушки выпечь пирог (круговые вращения по часовой стрелке)
Начинкою вкусною будет творог. (круговые вращения против часовой стрелки)
А теперь приготовим тесто для печенья:
Нам нужно для Золушки выпечь печенье,
Начинкою в нем будет варенье.
Кладут шарики в тарелку, накрывают салфеткой.
- Пока тесто подходит, нам нужно приготовить другие блюда.
Что вы можете приготовить из своих продуктов?
-У меня есть капуста, картошка, лук, морковь, свекла, соль. Я сварю борщ.
-У меня есть картофель, молоко, масло, соль. Я приготовлю картофельное пюре.
- У меня есть мясной фарш, лук, соль, масло. Я пожарю котлеты.
- У меня есть помидор, огурец, лук, перец, соль, масло. Я сделаю салат.
- У меня есть сливы, яблоки, виноград, сахар. Я сварю компот.
-Кстати, наше тесто подошло. Его приготовит Саша. С какой начинкой будет твой пирог? (у меня есть груша и яблоко. Пирог будет с яблочно-грушевой начинкой)
(мыши превращаются в лошадей)
- Ребята, на кухне накопилось много грязной посуды. (наложенный контур) Что мы вымоем? (кастрюля, тарелка, вилка, ложка, сковорода, половник, дуршлаг, терка)
- А теперь правильно расставим посуду: на нижнюю полку – предметы со звуками Л, ЛЬ, на среднюю – со звуками Р, Рь, на верхнюю – где есть оба звука.
(крыса превращается в кучера)
Нам осталось превратить старое платье и башмаки Золушки в бальный наряд. Для этого нам нужно сначала разобрать фасоль. Чтобы было интереснее, девочки будут выкладывать из белой фасоли букву Л, а мальчики из красной - букву Р.
- А сейчас отгадайте, на ладони какой руки я написала букву Л? Букву Р
- Молодцы. Нам осталось собрать с яблони волшебные яблоки и прочитать зашифрованные на них слова. (БА, П…ИНЦ, КА…ЕТА, КО…ОНА, …ОШАДИ, ТУФ…И)
(на экране появляется Золушка в бальном наряде)
- Ну вот, наконец, наша Золушка может ехать на бал. Пожелаем ей счастливого пути.
- Ребята, чудо произошло благодаря тому, что мы оказались настоящими друзьями и пришли на помощь Золушке в трудную минуту. О дружбе и дружеской помощи в народе издавна существуют пословицы. Какие вы знаете?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Сам погибай, а товарища выручай. Друзья познаются в беде.
А теперь догадайтесь, какие пословицы зашифровал художник?
- К сожалению, нам пора возвращаться.
-Вот мы и в детском саду. Я хочу всех вас поблагодарить. Вы были большие молодцы и помогли совершить настоящие чудеса. Спасибо вам!