Ольга Суханова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;
- упражнять в правильном произношении и различении звуков «Р» - «Л»;
-дифференцировать звуки «Р» - «Л» в слогах, словах, словосочетаниях;
-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;
- совершенствование звукового анализа;
Коррекционно-развивающие:
-закрепить умение дифференцировать звуки «Р» - «Л»;
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Р]-[Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
-развивать слуховое и зрительное внимание;
-развивать фонематический слух;
-развивать общую и мелкую моторику рук;
- развитие высших психических функций;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
-формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: ведра с фасолью; модели звуков «Р» и «Л»; предметные картинки в форме цветов, ягод и листьев; корзинки розового и голубого цвета; объемные буквы; звуковой пенал, компьютер.
Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
- А теперь давай скажем друг другу «Доброе утро!» и улыбнемся для хорошего настроения.
- Посмотри, какое видео – письмо я сегодня получила.
Баба-Яга: Привет, умняшечки. Совсем забыли меня старую, в гости не заходите. Я решила о себе напомнить, позвонить вам, поколдовала немного и что-то напутала - звуки ваши в дремучий лес отправила. Им оттуда без твоей помощи не выбраться. Ищи их у старого дуба, да по пути мои задания выполняй. Не справишься - сгинут звуки, а без них в школу дороги не видать.
- Какой станет наша речь, если некоторые звуки из нее пропадут?
Ребенок: Некрасивой, непонятной.
-Придется нам с тобой отправиться в дремучий лес. Ты готов спасти звуки?
Ребенок: Да.
Основная часть.
- Ой, а это что у нас на пути? Это нам Баба Яга карту и рюкзак в дорогу дала. Одевай рюкзак, бери карту.
- Что за ведра? Это нам Баба Яга подсказку дала.
- Пододвинь к себе ведерко с фасолью и приготовь правую руку.
Указательный – опустим,
Средний пальчик – вглубь нырнёт.
Большой палец - он поможет.
И игрушку там найдёт.
-Назови предметы, которые были спрятаны (жираф, корова, носорог).
-Послушайте слова еще раз и скажите, какой звук одинаковый звук слышится в этих словах?
-Правильно звук «р».
- А теперь пододвинь второе ведерко.
Аналогично искать предметы в другом ведре с фасолью со звуком «Л» (лошадь, белка, волк). Одинаковый звук «Л».
- Вот мы и узнали какие звуки нам придется спасти – это звуки «Р» и «Л».
Повторить фразу:
«В лес дремучий мы идем
Отыщем звуки и спасем!»
- Смотри перед нами на пути высокие горы. На них есть рисунки, что на них изображено?
Ребенок: Это модели звуков «Р» и «Л»,
Уточнение артикуляционного уклада звука «р», «л». Характеристика звуков.
-Почему ты так решил?
Ребенок: Когда произносим звук «Р» язык дрожит за верхними зубами, горлышко работает. Звук «Р» - согласный, звонкий твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета или буквой Р.
Ребенок: А когда мы произносим звук «Л», узкий язык поднимается вверх за зубы, воздушная струя выходит по боковым краям языка, горлышко работает. Звук «Л» - согласный, звонкий твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета или буквой Л.
- Давай еще раз произнесем эти звуки. Смотри, горы перед нами расступились, и мы можем продолжить путь дальше.
- Теперь мы оказались в ущелье, а здесь очень хорошее эхо. Давай и мы поиграем в игру «Эхо». Я произнесу ритмический рисунок со слогами со звуком «Р», а ты должен воспроизвести такой же ритмический рисунок, но со слогами со звуком «Л».
РА-РА, РА-РА-РА
РО-РО-РО, РО-РО
РЫ-РЫ, РЫ-РЫ, РЫ
РУ, РУ-РУ-РУ, РУ
АР, АР-АР, АР-АР
ИР-ИР, ИР-ИР, ИР
Повторить фразу:
«В лес дремучий мы идем
Отыщем звуки и спасем!»
Автоматизация в слогах и словах.
- Ущелье прошли и вышли на поляну незаконченных слов. Игра «Закончи слово».
- Закончи слово, подбирая нужный слог – ра или ла. Собирай цветы с картинками (Когда слово названо – цветок переворачивается и появляется картинка).
пи… шко… кону… ска…детво… ды… пасти…но… аку…
- Смотри, а картинка с изображением «акулы» не появилась. А под цветком лежит звуковой пенал. Что нам нужно сделать?
Ребенок: Звуковой анализ.
Ребенок: В слове «АКУЛА» первый звук «А» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. Второй звук «К» - он согласный, потому что его нельзя петь и долго тянуть воздушная струя встречает преграду – корень языка, он глухой, потому что горлышко не работает, и он твердый как молоточек, на письме обозначаем квадратом синего цвета. Третий звук «У» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. Четвертый звук «Л» - он согласный, потому что его нельзя петь и долго тянуть воздушная струя встречает препятствие – кончик языка, он звонкий, потому что горлышко работает, и он твердый как молоточек, на письме обозначаем квадратом синего цвета, Пятый звук «А» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. В этом слове три слога, так как в нем три гласных звука. Ударный слог КУ.
- Предлагаю устроить на полянке привал и немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Мы сейчас с тобою встанем,
Отдохнем мы на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки вбок –
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы мы ребятишки.
Замедляем с тобой шаг.
И на месте стой! Вот так!
- Смотри на этой поляне и ягоды растут. Ягоды не простые, тоже с картинками. Найди те, которые отличаются звуками «Р» - «Л».
Рама – лама
Рожки – ложки
Розы – лозы
Брошка – блошка
Игра – игла
Рак – лак
Колобок-коробок
- А теперь, распределим ягоды по корзинкам. Какие картинки мы положим в красную корзину, а какие в желтую.
Ребенок: В розовую - со звуком «Р», а в голубую со звуком - «Л».
- Почему?
Ребенок: В слове «розовая» слышится звук «Р», а в слове «голубая» - «Л».
- А теперь продолжим путь.
Повторить фразу:
«В лес дремучий мы идем
Отыщем звуки и спасем!»
- На пути у нас болото с комарами. Повтори за мной текст и движения, слоги со звуком «Л» - мы хлопаем в ладоши, а слоги со звуком «Р» – хлопаем по ножкам.
ЛА-РА-ЛА-РА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)
Расскажу про комара (вытянуть руки вперед).
РА-ЛА-РА-ЛА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)
Нос у комара – игла (показать нос).
РЫ-ЛЫ-РЫ-ЛЫ (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)
Комары малы (показ маленького комарика).
- Вот и болото перешли.
Повторить фразу:
«В лес дремучий мы идем
Отыщем звуки и спасем!»
- Добрались мы до дремучего леса. Перед нами старый дуб. А под ним волшебные листочки. Я назову один предмет, а ты найди на листок с множеством таких предметов и назови их.
Игра «Один-много».
Белый парус - белые паруса
Красивое облако-
Морская волна-
Розовое платье-
Голубой карандаш-
Желтая рубашка-
Хрупкий бокал-
Белая ромашка–
-Молодец, а под дубовыми листьями что-то спрятано. Определи с помощью пальчиков что там.
Ребенок: Это буквы.
- Найди с помощью своих пальчиков буквы Л и Р среди других объемных букв».
- Задания все выполнили, а звуков наших нигде нет. Может надо нам Бабе Яге подарок сделать. Смотри, в дремучем лесу тоже растут цветы. Зрительная гимнастика «Цветы».
Вот ромашка, василек,
Как красив из них венок!
Погулять ты выйдешь в поле,
Их сорвать ты не спеши –
Полюбуйся от души!
Широко открываем глаза, моргаем.
Круговые вращения глазами.
Взор переводим вправо-влево.
Закрываем глаза и представляем цветы.
- Давай вырастим для бабы Яги цветок. Компьютерная игра «Аленький цветочек». Выбираем ведро с той буквой, которая обозначает звук, услышанный в слове.
Итог. Как только вырастает цветок – поступает видео - звонок от Бабы Яги:
- Молодец! Ты добрался до дремучего леса, справился со всеми заданиями, так еще какой для меня цветок вырастил. А звуки свои ты уже нашел. Ты ведь их так четко произносил, когда выполнял мои задания. Прими от меня подарок, он у тебя в рюкзаке. Это книга – в ней живут и звуки и буквы, береги их и никогда не теряй!
- Спасибо, Баба Яга! До свидания!