Ирина Гурова
Дидактическая игра «Разноцветные роботы» для развития слухового внимания, автоматизации и дифференциации трудных звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги, предлагаю вашему вниманию игру, которую использую, главным образом, для развития слухового внимания на вербальном материале. Также с её помощью можно успешно работать над автоматизацией и дифференциацией любых звуков.
Для подготовки материала к игре я взяла цветной гофрированный картон. Из картона каждого цвета вырезаны геометрические фигуры, из которых можно составить изображения разнообразных роботов: круг, квадрат, пятиугольник, два полукруга, два овала, три прямоугольника и три треугольника.
Всего получилось 9 наборов разного цвета из 13 фигур (красный, жёлтый, оранжевый, розовый, чёрный, синий, зелёный, голубой, фиолетовый).
Для индивидуального занятия можно подбирать наборы фигур в соответствии с задачами коррекционно-развивающей работы по автоматизации и дифференциации звуков. Например, в названии розового, красного, оранжевого цветов имеется звук «Р»; в названии голубого, жёлтого цвета – «Л»; в названии зелёного, фиолетового – «Л’». Также в названиях перечисленных цветов встречаются звуки «С’», «З», «З’», «Ж», «Ч». Всё это можно использовать в логопедических целях. На групповом занятии каждый ребёнок тоже может получить свой набор фигур.
Задачи:
- уточнять, закреплять произношение звуков в словах, предложениях, связной речи;
- закреплять в активной речи названия цветов и геометрических фигур;
- развивать восприятие цвета, формы и величины, развивать пространственные представления, пальчиковую моторику, возможности конструктивного праксиса, межполушарное взаимодействие, творческое воображение.
Ход игры
Ребёнок в игре работает в "конструкторском бюро" и является конструктором роботов, а взрослый – заказчиком. Заказчик описывает робота, который ему нужен. Задача ребёнка – внимательно послушать описательный рассказ и выполнить заказ. Таким образом, ребёнку нужно составить робота в соответствии с услышанным текстом.
В зависимости от объёма слуховой памяти ребёнка рассказ может быть как длинным, то есть, полностью описывающим внешний вид робота, так и разделённым на части.
Вот несколько примеров.
«Мне нужен робот оранжевого цвета. У него пятиугольная голова и прямоугольное туловище. На голове у робота полукруглая шляпа. Руки у него овальные, а ноги – прямоугольные».
«Мне нужен зелёный робот. У него круглая голова и пятиугольное туловище. Руки у робота полукруглые, а ноги – овальные. На голове у него треугольная шапка».
Аналогично составляются и другие рассказы. После того, как ребёнок составил робота, заказчик повторяет свой рассказ, чтобы проверить «качество работы». Ребёнок должен внимательно слушать. Если имеются ошибки, то они исправляются. В конце игры ребёнок рассказывает сам, какого робота он изготовил, то есть, составляет описательный рассказ.
Возможна игра в паре. В этом случае роль заказчика может выполнять и другой ребёнок.
В качестве усложнения можно сконструировать двух роботов и составить сравнительный описательный рассказ, который будет примерно таким: «У чёрного робота круглая голова, а у жёлтого – пятиугольная. На голове у чёрного робота треугольная шляпа, а у жёлтого – полукруглая. У чёрного робота квадратное туловище, а у жёлтого – прямоугольное. У чёрного робота прямоугольные руки, а у жёлтого – овальные».
В качестве ещё одного усложнения можно предложить составить робота из разноцветных деталей. Рассказ о таком роботе намного сложнее для восприятия и запоминания, поэтому можно разделить его на несколько частей.
Конечно, можно дать материал и для самостоятельной игры. Ребёнок может проявить творчество и придумать очень интересные, забавные конструкции роботов.
Для развития межполушарного взаимодействия можно попросить ребёнка правой рукой составлять одного робота, а левой – одновременно другого (по замыслу).