Елена Денисенко
Конспект фронтального занятия «Звуковая мозаика. Звук [Й] и буква Й» в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать
Тема: «Звуковая мозаика». Звук и буква Й
Цель: Формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Й.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
1. Дать детям понятие о механизме образования звука «Й»,
2. Автоматизировать звук «Й» в слогах, словах, предложениях;
3. Учиться образовывать притяжательные прилагательные;
коррекционно-развивающие:
4. Развитие фонематического восприятия и слуха;
5. Образование относительных прилагательных;
Публикация «Конспект фронтального занятия „Звуковая мозаика, Звук [Й] и буква Й“ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
6. Звуко-слоговой анализ слов.
7. Определение позиции звука «Й» в словах;
8. Закрепить согласование прилагательных с существительными в мужском, в женском роде;
9. Обогащение словарного запаса словами-признаками;
коррекционно-воспитательная:
10. Воспитывать бережное отношение к животным, природе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, буква Й, картинка - символ звука, предметные картинки со звуком «Й», предметные картинки по теме «Город», «Деревья», картинки диких и домашних животных разрезанные на половинки. Раздаточный материал по кол-ву детей в группе : наборы с буквами, наборы полосок для конструирования буквы, цифры от 1 до 7.
Ход занятия
Организационный этап.
Логопед : В нашем городе звуков много разных улиц. Все они широкие, красивые, но еще не имеют названий. Давайте придумаем этим улицам такие названия, чтобы вы запомнили, что есть на этой улице. (Педагог показывает картинки).
На этой улице стоит завод. Назовем ее Заводская улица.
На этой улице много цветов. Назовем ее Цветочная улица.
На этой улице есть фонтан. Назовем ее Фонтанная улица.
На этой улице стоит школа. Назовем ее Школьная улица.
На этой улице много дубов, назовем ее (Дубовая улица, много берез, лип, кленов, елей, садов. Здесь на улице есть аптека, библиотека, больница, здесь находится театр, музей, озеро, стройка.
1. Логопед : Называем картинки и определяем, что общего в этих словах? Какой звук встречается в этих словах?
Воробей, ручей, сельдерей, чай, иней
Какой звук слышался во всех этих словах? Сегодня мы познакомимся со звуком «Й». Акустико-артикуляционный образ звука (произношение звука «Й» перед зеркалом). Губы слегка в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, спинка приподнята к твердому небу. Горло «звенит».
Характеристика звука «Й» - согласный, звонкий непарный, всегда мягкий. Обозначаем звук зеленым квадратом.
2. Знакомство с буквой Й. Из каких элементов состоит буква, на какую букву похожа? Конструируем букву из элементов.
Связь звука «Й» с буквой.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
3. Игра «Кто самый внимательный?». Педагог произносит разные слова, дети поднимают букву Й, если услышат слова со звуком «Й».
Слова: йогурт, лето, улей, Дюймовочка, медведь, олень, подумай, хоккей, йод, снеговик, волейбол, лейка, енот, яма, заяц, шайба.
4. Задание «Где спрятался звук?». Определить позицию звука «Й» в словах с использованием схемы слова и зелёного квадрата для детей старшего возраста и цифрового ряда, для детей подготовительного возраста.
Слова: йод, майка, чай, зайки, ручей, йогурт.
Вопросы педагога: где «спрятался» звук в слове, на каком по счету месте, почему мы кладем под букву Й зеленый квадрат?
5. Упражнение «Кто больше назовет слов».
Дети подбирают слова-признаки к предмету. Например: Это мой сарай. Мой старый, маленький, низкий сарай, мой деревянный сарай, высокий, тёмный, теплый и т. д. Моя майка. Моя новая майка, стиранная, глаженая, дырявая, чистая, любимая и т. д. Мой йогурт. Мой любимый, вишневый, ароматный, свежий, сладкий, молочный йогурт и т. д.
6. Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Найди свою пару».
На ковре лежат разрезные картинки. Дети должны отыскать свою половинку и назвать часть тела животного. Вопросы педагога: голова чья? – медвежья голова, хвост чей? – медвежий хвост, лапы чьи? – медвежьи лапы.
Логопед : Люди должны беречь природу, охранять животных.
7. Дети садятся за столы и выкладывают из букв разрезной азбуки слова. Составляют звуковые схемы слов, делят на слоги. Слова: зайки, йод.
8. Итог занятия. Педагог выставляет на доску схематичные картинки отображающие этапы занятия. Дети должны вспомнить и рассказать, что они делали на занятии.
Дополнительное задание. Игра «Составь предложение из слов».
Зайка сидит куст под.
Чайка море лететь над.
Трамвай ехать город по.
Тело майка надеть на.
Чайник стол на стоит.
Дом над чайка летит.
Упал со стул зайка.
Илья йод ранка смазать.
Список литературы:
1. Э. Ф. Курмаева «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет» - В: Учитель, 2012 г.
2. Т. А. Ткаченко «Логические упражнения для развития речи» -М : Книголюб, 2005 г.
3. О. А. Новиковская «Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет» - С-П Корона принт, 2005 г.
4. О. А. Давыдова «В мире живой природы» - М: Школьная книга 2019г.