Эльвира Иванова
Конспект занятия по грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Актуализировать знания детей о букве и звуке Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Закрепить навыки деления слов на слоги, совершенствовать умение анализировать слово по звуковому составу. Развивать навык слогового анализа. Совершенствовать навыки чтения. Развивать умения составлять предложения. Развивать память, внимание, связную речь, мелкую моторику.
Материал: печатная буква Ц (в виде цапли, предметная картина с изображением цапли, карточки со словами в виде кочки, карточки-лото, карточки с зашифрованными словами, мяч, макет яблони, красные и зеленые яблоки.
Публикация «Конспект занятия по грамоте „Звук [Ц] и буква Ц“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, нам принесли письмо. Вот оно. Как вы думаете, кто же его прислал нам?
Ответы детей.
В. А письмо нам принесла цапля от дяди Федора из Простоквашино. Он предлагает нам послушать рассказ, где присутствуют звуки окружающего мира.
«Как хорошо летом в деревне! Особенно по вечерам, когда большое красное солнце медленно сползает за горизонт. Где-то далеко убегает поезд, стуча колесами по рельсам: ц-ц-ц. Громко стрекочут стрекозы: ц-ц-ц. Лошадь везет скошенное сено и только слышен цокот ее копыт по земле: цок-цок-цок. Бабушка созывает цыплят: цып-цып-цып. А на болоте готовятся ко сну, постукивая своим клювами : ц-ц-ц».
- Ребята, какие звуки вы услышали?
- На какой звук речи больше всего похожи эти звуки?
Дети делают вывод, что это звук Ц.
В. : Звук Ц произносится всегда твердо. Звук Ц как будто состоит из двух звуков Т и С, которые произносятся очень быстро. Ц – согласный, глухой звук.
Поиграем в игру «Хлопните, если услышите звук Ц».
Цыпленок смотрел удивленно на цаплю,
Цыпленок с ней рядом как желтая капля,
Как яркий цветочек на тоненьких ножках.
Цыпленок на цыпочках шел по дорожке.
В. хвалит детей.
- На что похожа буква Ц.
Ответы детей.
Физкультминутка.
Буква Ц у нас царица Хлопки над головой
Не умеет веселиться.
Я – царица - Ц-Ц-Ц. Кружимся вокруг себя.
Я – девица - Ц-Ц-Ц.
Целый день грустит – Ц-Ц-Ц Руки на поясе, наклоны в стороны.
Нет улыбки на лице…
Вот какая буква Ц, Танцевальные движения
Озорная буква Ц.
В. Цапля хочет нам предлагает задания. Но сначала надо разобрать слово «цапля» по слогам, а потом по звукам.
В. Пишет слово цапля на доске, дети в тетрадях.
В. Сколько слогов?
Дети: Два.
В. Делаем звуковой анализ, закрашиваем клетки.
Дети: Ц – всегда твердый звук, синим цветом закрашиваем. А – гласный звук, красным. П – твердый, синим. Л - мягкий, зеленый. Я – красный.
(Таким же способом делаем звуковой анализ слов : курица и цветок).
В. Следующая игра «Расшифруйте слово».
Цапля нам принесла таблички с зашифрованными словам.
Дети внимательно смотрят на таблички и должны найти слова. ЯРКЦИРКБПРО - ЦИРК.
НРДОЛИЦОСТР - ЛИЦО.
РАНОВЦАЖЗЧ – ОВЦА.
В. хвалит детей.
В. Поиграем в «Слоговое домино». Дети рассматривают карточки-лото из 1, 2 и 3 слогов в названии (цепь, палец, огурец, синица, скворец, колодец, цыпленок и др.)
В первый ряд выкладываем картинки, в названии которых один слог.
Во второй ряд – два слога.
В третий ряд – три слога.
В. хвалит детей.
Игра «Ходит цапля по болоту».
В. Вот отправилась цапля гулять по болоту.
В. вместе с детьми рассматривают кочки, по которым ходит цапля и читают:
(первая кочка – ЦАП, вторая – ЛЯ, третья – ЛО, следующая – ВИТ, следующая – ЛЯ, следующа я – ГУ, последняя – ШЕК.
Дети читают: Цапля ловит лягушек.
( Таким же способом дети читают следующие предложения:
Журавль стоит на одной ноге.
Лягушки скачут по болоту.
Клюет зернышки синица).
В. хвалит детей.
Аист приготовил нам задание. Нам надо запомнить первые звуки в словах и составить новое слово.
Цапля, Ирис, Рот, Клоун ЦИРК.
А теперь запоминаем вторые звуки слов : упал, стул, синица, сцепление, ларец – ПТИЦА.
В. хвалит детей.
В. Следующая игра «Кто лишний в этой сказке»
- Винни-Пух, Пятачок, Ослик Иа, Буратино.
- Золота рыбка, старуха, лиса, старик.
- Наф-наф, волк, медведь, Ниф-ниф.
- Шапокляк, Чебурашка, Иван-царевич, крокодил Гена.
В. хвалит детей за правильные ответы.
- Вы сегодня очень хорошо занимались и я хочу вам подарить подарки. Но вам надо выбрать только те предметы, в которых есть звук Ц.
(Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч по очереди детям и произносит слова: кольцо – брошь, конфета – леденец, креслице – стул, сарафан – платьице, браслет – цепочка, поясок – пуговица, цветок – ромашка и др.).
(Воспитатель в конце хвалит детей).
Подводится итог занятия. Воспитатель предлагает поиграть в «Свободный микрофон». (Дети по очереди высказывают свое мнение о проведенном занятии)
Воспитатель: А теперь предлагаю вам (показывает макет яблони) повесить на яблоню красные яблоки, если занятие понравилось, а если нет – то зеленые яблоки.