Кристина Архипова
Проект «Огород на подоконнике» в комбинированной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Весёлый городок»
«Огород на подоконнике»
"У ворот шумит народ.
Где тут славный огород?
Говорят, что там растет.
Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот"
Вид проекта: познавательный.
Продолжительность: март, апрель, 2022г.
Участники проекта: дети комбинированной группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Причины разработки:
1. Расширять представления детей об окружающем мире,
2. Не умение детей ставить перед собой цель, подбирать инструменты для работы, содержать в порядке рабочее место и убрать его за собой.
Цель:
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Задачи проекта:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
6. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
7. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.
8. Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.
9. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; развивать речь детей, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка).
10. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
11. Разъяснять значимость труда.
12. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его
результатам.
13. Формировать положительное взаимоотношения ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками.
14. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
15. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Задачи создания развивающей речевой среды:
1. Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель».
3. Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.
4. Развивать высшие психические функции: память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику, словарный запас, лексико-грамматические навыки, связную речь.
5. Закрепить знания об овощах, о пользе растений.
Работа с родителями.
1. Провести родительскую консультацию по теме: «Участие в проекте «Огород на подоконнике».
2. Предложить родителям помочь в организации проведения проекта «Огород на подоконнике» – контейнеры, землю, семена для посадки
3. «Сходить с детьми» в виртуальный ботанический сад.
4. Домашнее задание – родителям вместе с детьми подготовить информацию «Интересное об овощах», на темы связанные с разнообразием, выращиванием и хранением.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки.
Опыты, наблюдения, беседы.
План - схема реализации проекта «Огород на подоконнике»
Образовательные области
Виды детской деятельности
Познавательное развитие
Беседы:
«Огород на окне»,
«Что я знаю о здоровом питании?»,
«Откуда берутся овощи?»,
«Труд сельских жителей на приусадебных участках»,
«Орудия труда. Безопасная работа в огороде»,
«Как нужно ухаживать за овощными культурами»
Итоговая беседа:
«Огород на подоконнике переносится на участок детского сада».
Цикл наблюдений:
Наблюдение за ростом растений, их изменениями.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Разновидность семян.
Посадка семян на рассаду.
Опыт-наблюдение за ростом гороха в благоприятных и неблагоприятных условиях.
Строение растений.
Рост рассады в тени и на солнце.
Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
Созревание редиса на «грядке» в помещении.
Взвешивание плодов. Дегустация овощных блюд.
Речевое развитие
Развивающие игры на развитие речи:
«Один - много», «Скажи ласково», «Узнай по описанию», «Измени словечко», «Скажи наоборот», «Объясни словечко», «Подскажи словечко», «Чудесный мешочек».
Игры: «Культурные и дикорастущие», «Во саду ли, в огороде», «Найди отличия».
Составление рассказа – описания по плану.
Рассматривание:
Книг, иллюстраций о растениях.
Чтение детям:
Д. Родари «Чипполино»,
Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,
Потешки об овощах,
Е. Благинина «Приходите в огород»,
В. Волина «Наша грядка»,
Е. Надёжкина «Огуречное семечко»,
Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»
Сказки «Репка», «Пых»
Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?»
Русские народные сказки:
«Вершки и корешки».
Стихотворение-игра-считалка:
Г. Сапгир «Садовник».
Отгадывание загадок:
Об овощах.
Художественно- эстетическое развитие
Лепка:
«Наши овощи созрели. Редис»
Рисование:
«Что растёт в огороде?»
«Зарисовка этапов роста растений»
Аппликация:
«Плоды нашего труда»
Конструирование:
«Забор для нашего огорода»
Слушание:
Б. Можжевелова «Огородная – хороводная»
Игра-хоровод:
«Урожай».
Музыкально-динамическая пауза
«Репка».
Социально- коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Цветочный магазин»
Дидактические игры:
«Что за овощ?»,
«Узнай по запаху»,
«Что лишнее?», «Лото», «Шнуровка»,
«Большой-маленький»,
«Разрезные картинки».
Труд: Посадка и уход за растениями, подготовка клумб к высадке рассады цветов, формирование интереса к результату своего труда, полив всходов,
прополка сорняка, сбор урожая, уборка сухих растений.
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Урожай»,
«Картошка».
Реализация проекта «Огород на подоконнике»
в комбинированной группе
Работа по усвоению первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки. Это дает детям с ОВЗ возможность занять определенное положение в обществе и является одним из видов из составных успешности социализации.
Одним из перспективных методов, способствующим решению успешной социализации детей с ОВЗ, является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «Огород на подоконнике».
Наш проект, основываясь на лично – ориентированной подход к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе, формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями, родителями, детьми, учителем – логопедом.
В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям, а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашались и родители. Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике. Возникающие спорные вопросы по ходу изучения материала дети задавали своим родителям, воспитателям, учителю – логопеду, а затем высказывали свои мнения в группе.
В процессе проекта проводились совместные игровые сеансы детей с ОВЗ и детей с повышенной мотивацией к обучению, на которых учитывались возможности каждого ребенка. Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой.
В качестве объекта исследований были выбраны растения: чеснок, лук, помидоры, горох, редис, укроп и т. д., веточки березы и тополя.
Предметом исследования - «Огород на подоконнике».
В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.
Первоначально подобрали материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестили родителей о начале реализации нашего проекта.
В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают цвета. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»
На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят ли они пользу?
Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.
Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:
-Что мы знаем о растениях
- Что нового можем узнать?
-Как мы сможет получить новые знания?