Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить понятие о букве Е
Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный образ буквы, развивать фонематический слух, память, внимание.
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки,фломастеры.
I. Организационный момент
Воспитатель: Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губ.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква Е, звук [Е]“» размещена в разделах
- Буква Е и звук [Е]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении.
Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а., у-у-у. Гласных звуков всего шесть: А, О, У, И, Ы, Э. (выполняется упражнение)
Воспитатель: Эти звуки и буквы мы уже с вами изучили. Но гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, — их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука. Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
- в начале слова
- после мягкого знака
- после твердого знака
- после гласной буквы
В заднем кармане неваляшки со звездочкой (*) — гласные второго ряда. Гласные второго ряда буквы-волшебницы. Это связано с тем, что они смягчают предшествующие согласные
Воспитатель: -Ребята сегодня мы познакомимся с буквой –Е-, обозначающий гласный звук –Е-йэ-. Это хитрый звук при произношении получается не один, а два звука –Е-йэ-, за это и прозвали букву –Е- жадной т. к. она при произношении имеет два звука.
Воспитатель: -Попробуйте и вы произнести звук –Е-йэ-.
Воспитатель: Слышно не один, а два звука
Воспитатель: звук –Е-йэ- гласный, при произношении звука- Е-йэ- – зубы сближены в улыбке, губы приближены к зубам, кончик языка находится за нижними резцами, воздушная струя идет через рот; голосовые связки напряжены, в результате чего образуется голос и я произношу звук- Е-йэ
Воспитатель: Сегодня к доске пойдет, тот у кого имя начинается на Е. Правильно, это у нас Ева
II. Основная часть.
1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»
Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.
Воспитатель: Ева определи место заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
- Закрась соответствующую клетку в схеме под картинкой тем цветом, которым мы обозначаем этот звук
Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд
Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).
Ответы детей: красную со звездочкой
Воспитатель: почему красную со звездочкой
Ответы детей: Потому что буква Е, смягчает согласные и она при произношении имеет два звука.
Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву Е и поселяем ее справа во втором этаже, рядом с буквой Э. А теперь, выполняем с своих тетрадях. (Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС)дети пишут букву Е., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут букву Е.
Воспитатель: Определи место в слове (в начале, в середине, в конце слова);Объясни, почему ты написала букву именно этим цветом?
Ева:
Ель-Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Веник- Е гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Платье –Е-гласная, находиться в конце слова, пишем красным цветом
Воспитатель: - Сама нарисуй предметы с заданным звуком (в пустых клетках справа); - Покажи на схеме под каждой картинкой место в слове и его характеристику (начало, середина или конец слова)и напишу букву
Ева: Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Егор Е-гласная, находиться в начале слова, пишем красным цветом
Мел- Е-гласная, находиться в середине слова, пишем красным цветом
Воспитатель: молодцы ребята, все справились
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук
5. Игра «Что это за реки?» (Ребусы)
Цели. Тренируем умение разгадывать ребусы различных видов. Закрепляем знание ребенком правила о написании названий рек с заглавной буквы. Тренируем в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания о родном городе и его реках. Ход игры. Ребенок последовательно разгадывает ребусы, подписывает слова-отгадки и анализирует их, выполняя звуко- вую и слоговую схемы. Взрослый просит ребенка объяснить (или сам объясняет, что обозначает каждое слово (Нева, Мойка, Фонтанка, обращает внимание ребенка на то, что названия рек пишутся с заглавной буквы. Ребенок анализирует схему предложения и вписывает недостающие слова: Нева, Мойка, Фонтанка — это реки. (Здесь ребенок сам вспоминает правило написания названий рек с заглавной буквы.)
6. «Мой родной город»
Цели. Учим правильно писать название родного города (Петербург). На примере этого слова развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, используя знания о функции буквы Е. Тренируем умение анализировать предложение по количеству слов. Закрепляем знания о написании первого слова в предложении и названий городов с заглавной буквы, о постановке знака препинания (точки) в конце предложения.
Ход игры. С помощью взрослого ребенок производит звуко-буквенный анализ слова Петербург, вставляет пропущенные буквы, обобщает их (гласные); прочитав предложение, выполняет его схему, комментируя свои действия. Необходимо обратить внимание на объяснения ребенка о написании слов Мой и Петербург с заглавной буквы. В заключение ребенок выполняет обводку или рисунок одного из памятников родного города, рассказывает об этом памятнике.
7. Игра «Путешественники»
Цели. Развиваем умение послогового чтения. Добиваемся при чтении плавного перехода от слога к слогу. Закрепляем знание о написании названий городов с заглавной буквы.
Развиваем звуко-буквенный анализ, продолжая тренировать ребенка в подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знания о букве Е [йэ]: смягчении предыдущего согласного и обозначении двух звуков в начале слова (Ереван).
Ход игры. Ребенок по стрелкам читает названия городов, устно выполняя их звуковой анализ; подбирает соответствующую данному названию звуковую схему, записывает это слово над выбранной схемой и раскрашивает схему. (Необходимы комментарии ребенка о написании названий городов с заглавной буквы.) Можно предложить ребенку вспомнить русские города, в названиях которых есть буква Е (Елец, Белгород, Зеленогорск, Челябинск и т. д.).
Итог
-Сколько гласных звуком?
-Сколько гласных букв в алфавите?
-Какую букву мы изучали?
-У кого имя на эту букву начинается?
Воспитатель:
Узнайте имена на эту букву, дома с родителями, а буква Е будет с нетерпением ждать их завтра утром.
Все очень хорошо занимались.